
Начав медленно, китайская индустрия электромобилей реорганизовалась в рекордно короткие сроки, пройдя путь от мирового аутсайдера до мирового лидера примерно за 5 лет, показав другим странам, как это нужно делать.
В 2020 году Китай все еще находился на раннем этапе перехода к электромобилям, отставая от многих других стран и регионов. Поскольку электромобили составляли всего 5,4% автомобильного рынка страны, он отставал от Калифорнии и почти всей Европы — даже от стран с более медленным внедрением, таких как Румыния. В тот год он лишь незначительно опережал среднемировой показатель в 4,6%.
Была поставлена относительно неамбициозная цель — 50% продаж электромобилей к 2035 году — и эти 50% даже не должны были быть полностью электрическими, они могли быть гибридами или подзаряжаемыми гибридами, которые все еще имеют бензиновый двигатель (то, что Китай классифицирует как «Новые энергетические транспортные средства» или NEV). Примерно в то же время и Калифорния, и Европа рассматривали возможность запрета продажи бензиновых автомобилей к 2035 году — и каждая из этих целей, вероятно, могла быть достигнута и раньше.
Теперь, когда до 2025 года осталась всего неделя, Китай, вероятно, достигнет этой цели 2035 года на десять лет раньше — ближе к году, когда была поставлена цель, чем к году, для которого она была поставлена. В январе этого года Китай даже перенес свою цель на 45% NEV к 2027 году… и превысил ее менее чем за год.
Это показатель того, как много Китай способен сделать, когда чего-то захочет — и как другие страны полностью не смогли угнаться из-за споров и сопротивления со стороны компаний или правительств, враждебно настроенных к лучшим технологиям.
Быстрый рост китайских электромобилей
2020 год стал поворотным моментом для китайской индустрии электромобилей. Китай решительно отреагировал на начало пандемии COVID-19 (и в результате имел более низкий уровень смертности, чем почти любая другая страна, несмотря на то, что жизнь в Китае была относительно нормальной после первоначальных локдаунов), что привело к значительному падению продаж автомобилей в стране (как и во всем остальном мире).
Но когда продажи восстановились, Китай сосредоточился на внутренних проблемах. Не только отечественные производители электромобилей начали наращивать объемы производства и качество (после десятилетия грамотной промышленной политики, сосредоточенной на поставках минералов и поддержке отечественных производителей), но и остальной мир годами обвинял Китай во всевозможных бедах (например, в выбросах углекислого газа, которые Китай критиковали за недостаточное внимание, а теперь критикуют за чрезмерную активность). Технологические блокады и дискуссии о тарифах привели к потребительскому национализму, когда китайские потребители стали проявлять больший интерес к отечественным товарам, чем раньше.
Это, в сочетании с новыми экологическими нормами, к которым производители автомобилей в остальном мире не подготовились должным образом (несмотря на 7-летнее уведомление), привело к избытку бензиновых автомобилей — в основном от иностранных брендов — что мы назвали «канарейкой в угольной шахте» для будущего мирового рынка автомобилей с ДВС.
Китайские автодилеры могли бы отреагировать на это, попросив правительство отменить правила, но вместо этого они попросили (и получили) шестимесячную амнистию, чтобы распродать нераспроданные автомобили со своих складов, а также потребовали от автопроизводителей ускорить производство электромобилей.
В результате такого подхода Китай стал ведущим мировым экспортером автомобилей в этом году — титул, который Япония носила десятилетиями.
Тем временем Запад топчется на месте
Это резкий контраст с тем, как автопроизводители и правительства обычно ведут себя на Западе (и в Японии), стремясь замедлить переход и ввести протекционистские меры вместо того, чтобы готовиться к неизбежным изменениям в отрасли, которые уже начались.
И регрессивные круги западных правительств с радостью им потакают, например, республиканцы США обещают еще больше тормозить американскую автопромышленность, гарантируя, что она не будет готова к настоящему моменту, а их ультраправые коллеги в европейских правительствах выступают за аналогичные меры.
Администрация президента Байдена внесла свой вклад в поворот американской промышленной политики к электромобилям с помощью превосходного Закона о снижении инфляции, который привлек сотни миллиардов инвестиций и сотни тысяч рабочих мест в сфере электромобилей в США. EPA и DOT Байдена также улучшили несколько правил по выбросам (несмотря на то, что несколько смягчили их под давлением отрасли), чтобы двигать отрасль вперед. Но также были введены высокие тарифы, которые могут способствовать самодовольству.
Но, к сожалению для Америки, следующим главой Белого дома станет осужденный преступник Дональд Трамп, который в третий раз получил больше голосов, чем его противник (несмотря на совершение государственной измены в 2021 году, для которой имеется четкое юридическое решение), при этом менее половины страны проголосовало за то, чтобы американское производство продолжало отставать.
Во время своего последнего пребывания в Белом доме EPA сознательно работало против чистого воздуха, и вместо того, чтобы подготовить США к лидерству в переходе на электромобили, оно сосредоточилось на мелких проигрышных спорах с штатами, которые на самом деле пытаются продвинуть США вперед. Мы могли бы иметь более разумную промышленную политику, как в Китае, но вместо этого правительство работало над тем, чтобы разрушить регуляторную определенность, которую создал президент Обама.
К счастью, большинство западных автопроизводителей, возможно, усвоили свои уроки, и на этот раз они наконец-то просят правительство *не* отменять экологические нормы. Недавно они пожертвовали по миллиону долларов знаменитому нарциссу, предположительно надеясь ему угодить — нам придется подождать и посмотреть, будет ли то, что они говорят, действительно ориентировано на будущее (и сможет ли невежда, которому они это говорят, вообще это понять). Хотя все это может быть напрасным, потому что одним из ближайших союзников мистера Трампа является Илон Маск, генеральный директор крупнейшего производителя электромобилей в США, который загадочно сосредоточил свою пропаганду на нанесении ущерба электромобилям.
Перемены наступают быстрее, чем вы думаете
Быстрый рост продаж электромобилей в Китае, опережающий график достижения целей, на первый взгляд может показаться аномальным. Не так часто цель достигается за треть отведенного на нее времени, особенно когда речь идет о стране с населением 1,5 миллиарда человек. Это большая инерция, которую нужно преодолеть.
Но есть и другие примеры достижения и превышения целей раньше срока, и компании и правительства должны осознавать это и сохранять гибкость, вместо того чтобы сопротивляться позитивным изменениям.
Норвегия — один из таких примеров, где страна уже опережала международное сообщество и поставила цель прекратить продажу бензиновых автомобилей к 2025 году. Хотя в стране все еще продается небольшой объем неэлектромобилей, в 2021 году рынок Норвегии был уже более чем на 90% электрифицирован.
Это не редкость для кривых внедрения технологий, поскольку, как только технология достигает критической массы, большинство потребителей считают ее стандартной и переключаются на нее без особых проблем. Эта критическая масса уже достигнута в большинстве стран Северной Европы и в Китае, но другие места могут быстро ее достигнуть.
Как только это произойдет, кто, по вашему мнению, окажется в лучшем положении — страны и компании, чья производственная база готова поставлять продукцию, способствующую этим изменениям, или те, кто десятилетиями спорил и пытался замедлить их, чтобы продолжать выбрасывать яд в наши легкие?
И как я заканчивал несколько статей в последние годы: нам следовало делать больше раньше, но, как гласит известная (возможно, китайская) пословица: «лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад, второе лучшее время — сегодня».
Заряжайте свой электромобиль дома с помощью солнечных панелей на крыше. Найдите надежного и конкурентоспособного по цене установщика солнечных батарей рядом с вами на EnergySage, бесплатно. У них есть предварительно проверенные установщики, которые конкурируют за ваш бизнес, обеспечивая высококачественные решения и экономию в 20-30%. Это бесплатно, без звонков отдела продаж, пока вы не выберете установщика. Сравните индивидуальные предложения по солнечной энергии онлайн и получите консультацию от беспристрастных энергетических консультантов. Начните здесь: здесь. – реклама*
Лучший комментарий от Grant
Понравилось 29 людям
Это просто показывает, что когда страна работает вместе ради общей цели сделать мир лучше, можно добиться замечательного прогресса.
Напротив, в США правят кумовство и корпоративная жадность. Поэтому мы, народ, проигрываем, пока Трамп, нефтяные и газовые компании наблюдают за потоками денег и упадком окружающей среды.
Посмотреть все комментарии