
Совет по воздушным ресурсам Калифорнии единогласно проголосовал сегодня за внедрение, возможно, своего самого значительного регулирования за всю историю – «Продвинутые чистые автомобили II» (Advanced Clean Cars II), которое официально закрепляет запланированный запрет на продажу новых бензиновых автомобилей с 2035 года и может всколыхнуть весь автомобильный рынок США.
Запрет был впервые введен в 2020 году губернатором Гэвином Ньюсомом, который поручил государственным агентствам разработать план. После двух лет напряженной работы и общественных слушаний Совет по воздушным ресурсам Калифорнии (CARB) теперь принял этот план, который Калифорния называет «первым в мире» в своем роде.
Хотя другие правительства по всему миру установили цели по внедрению электромобилей и нацелены на полностью электрические продажи в диапазоне 2030-2040 годов (некоторые – до 2030 года), ни одно из них не является столь всеобъемлющим, как новые правила Калифорнии. Эти правила могут послужить моделью не только в США, но и для правительств всего мира при рассмотрении аналогичных мер.
Что предусматривает калифорнийский запрет на бензиновые автомобили с 2035 года
Специфика регулирования «Продвинутые чистые автомобили II» (ACC2) включает не только запрет на продажу новых бензиновых легковых автомобилей, грузовиков и внедорожников после 2035 года, но и множество других стимулов и целей для обеспечения минимальных стандартов и поощрения продаж как новых, так и подержанных электромобилей. Сюда входят требования к гарантии, долговечности, ремонтопригодности, упрощенной зарядке и маркировке аккумуляторов.
Вот некоторые подробности:
- Электромобили должны поставляться с зарядным кабелем.
- Должны быть доступны адаптеры для стандартизированных общественных зарядных устройств (например, предстоящий адаптер CCS от Tesla).
- Подержанные автомобили должны иметь метрики состояния батареи, чтобы покупатели знали, что они приобретают.
- Батареи должны сохранять 70% запаса хода в течение 10 лет / 150 тыс. миль (80% для моделей после 2030 года).
- Гарантия должна гарантировать 70% емкости аккумулятора в течение 8 лет / 100 тыс. миль (75% для моделей 2031 года).
- Информация о ремонте электромобилей должна быть раскрыта независимым ремонтным мастерским.
Но, несмотря на все это, некоторые автомобили с бензиновыми двигателями будут разрешены в виде подключаемых гибридных автомобилей (PHEV). До 20% автомобилей производителя могут быть PHEV, поэтому потенциально до 20% автомобилей в 2035 году все еще смогут использовать бензин.
Однако к этим PHEV будут применяться определенные минимальные стандарты, такие как запас хода на электротяге в 50 миль – который сегодня имеют немногие PHEV. Электромобили также будут иметь минимальный размер батареи, обеспечивающий запас хода в 150 миль.
Регулирование будет постепенно внедряться в течение следующего десятилетия. Начиная с 2026 года, 35% новых автомобилей должны быть полностью электрическими, увеличиваясь почти линейно до 100% в 2035 году.

В период с 2026 по 2035 год автомобили с двигателями внутреннего сгорания также будут более строго регулироваться правилами Калифорнии по транспортным средствам с низким уровнем выбросов (LEV).
Специфика расчета этих показателей содержится в переработанной системе кредитов, которую CARB теперь называет «ценностями». Если автопроизводители не смогут соблюдать минимальное количество «ценностей» за любой данный год, может быть наложен штраф до 20 000 долларов за автомобиль.
В рамках регулирования также предусмотрены компоненты, связанные с экологической справедливостью, направленные на оказание целевой помощи сообществам, наиболее пострадавшим от загрязнения. К ним относятся финансовые стимулы, которые могут значительно снизить цену электромобилей для покупателей с низким уровнем дохода (сверх федеральных стимулов на покупку электромобилей).
В общей сложности CARB ожидает, что регулирование ACC2 сократит выбросы от автомобилей на 50% в период с 2026 по 2040 год по сравнению с базовым сценарием, что эквивалентно почти миллиарду баррелей непроданного нефтяного топлива. Это приведет к значительному сокращению выбросов, загрязняющих воздух, и позволит избежать 13 миллиардов долларов расходов на здравоохранение в штате, включая предотвращение тысяч смертей от сердечно-легочных заболеваний, госпитализаций и обращений в отделения неотложной помощи.
Почему это огромное дело – не только для Калифорнии
Неудивительно, что такой значительный шаг исходит из Калифорнии. Штат доминирует в регистрациях электромобилей в США – в прошлом году 38% продаж электромобилей в стране пришлось на Калифорнию, которая купила примерно в шесть раз больше электромобилей, чем следующий за ней штат (Флорида).
Но это регулирование актуально не только для Калифорнии – оно затронет другие штаты и может послужить примером для всего мира.
Прямой механизм, посредством которого меры CARB влияют на другие штаты, заключается в «Разделе 177». Раздел 177 Закона о чистом воздухе позволяет Калифорнии устанавливать свои собственные стандарты выбросов, более строгие, чем федеральные, и далее позволяет другим штатам принимать эти же стандарты.
В настоящее время существует 15 «штатов CARB», которые приняли калифорнийскую программу «Транспортные средства с нулевым уровнем выбросов» (ZEV), и еще два, которые принимают калифорнийские правила по транспортным средствам с низким уровнем выбросов (LEV). Вместе эти 15 штатов плюс Калифорния составляют около 40% автомобильного рынка США.

Каждый штат должен будет пройти собственный процесс для принятия этих новых правил ACC2, но вполне вероятно, что они это сделают (Нью-Йорк и Массачусетс уже приняли законы с аналогичным намерением, а Вашингтон также сделал это с дополнительной целью «растяжения» до 2030 года).
Мы поговорили с Элейн О’Грейди, директором по политике NESCAUM, организации, которая координирует усилия по качеству воздуха для северо-восточных штатов. Семь из восьми штатов, охватываемых NESCAUM, являются штатами CARB, и О’Грейди была уверена, что эти штаты примут калифорнийские правила.
Таким образом, если автопроизводители хотят продавать автомобили в США, им придется готовиться к соблюдению калифорнийских правил, которые выйдут далеко за пределы штата Калифорния. И поскольку калифорнийские правила более строгие, а обрабатывать один набор правил проще, чем несколько, автопроизводителям часто легче просто производить автомобили в соответствии с самыми строгими применимыми правилами и продавать их везде.
Калифорнийский запрет на бензиновые автомобили может вдохновить на федеральные действия
Вот почему борьба за выбросы между Калифорнией и EPA была важной. Изначально Калифорния установила строгие стандарты, а затем эти стандарты были впервые объединены с федеральными стандартами в рамках плана Обамы по топливной эффективности в 2012 году.
Позже, в 2018 году, ныне опозоренный администратор EPA Скотт Прюитт отменил эти национальные стандарты после активного лоббирования со стороны автопроизводителей. Это угрожало возвращением «раздробленного рынка» между штатами CARB и остальной частью страны (о чем автопроизводители впоследствии пожалели). В конечном итоге, после многочисленных юридических разбирательств, Калифорния выиграла (что мы и предсказывали – хотя Toyota, похоже, получила это сообщение только вчера).
Победа Калифорнии над федеральным правительством показала, насколько важным может быть CARB в плане регулирования автомобилей. А тот факт, что правила CARB были в значительной степени приняты федеральным правительством при Обаме – когда нынешний президент Байден был вице-президентом – показывает нам прелюдию к тому, что может произойти в ближайшие месяцы и годы.

В следующем году EPA, как ожидается, примет новые правила для автомобилей. Логично предположить, что на ее решения может повлиять тот факт, что 40% автомобильного рынка США уже сделали ставку на электромобили. Хотя правительство США еще не поддержало калифорнийский запрет на бензиновые автомобили с 2035 года, оно только что приняло Закон о снижении инфляции, который был в значительной степени посвящен стимулам для электромобилей и реформировал налоговый кредит на электромобили. А Байден подписал исполнительный указ, нацеленный на 50% продаж электромобилей к 2030 году, что не так уж далеко от калифорнийского плана в 68% к 2030 году.
Таким образом, учитывая ориентацию администрации Байдена на электромобили и прошлые действия EPA, мы можем увидеть, как некоторые части этого регулирования попадут в федеральный реестр.
Мнение Electrek: Но почему не раньше?
В нашей первоначальной публикации об этом мы задавались вопросом: Почему не раньше?
И мы по-прежнему придерживаемся этого мнения – Калифорния, похоже, определенно могла бы сделать это раньше, и опросы это подтверждают. Большинство (55%) избирателей в США поддерживают продажи только электромобилей к 2030 году, и это число еще выше в Калифорнии и штатах CARB, которые, как правило, опережают кривую в отношении экологических предложений и внедрения электромобилей. Таким образом, запрет на бензиновые автомобили в Калифорнии к 2035 году может даже иметь поддержку по всей стране, согласно этому опросу.
Кроме того, мы утверждали, что 2035 год – это самый слабый целевой показатель, который любой автопроизводитель должен учитывать для полной электрификации всех новых транспортных средств, исходя из циклов разработки автомобилей и жизненных циклов продукции.
Поскольку вывод автомобиля на рынок занимает около семи лет, а каждая модель находится на рынке около семи лет, то даже если автопроизводители сделают абсолютно ничего, кроме прекращения разработки новых бензиновых автомобилей – что они должны делать в любом случае, учитывая тенденции рынка и регулирования – они естественным образом достигнут 100% электрификации к 2035 году.
Однако, мы также понимаем, что Калифорния – это особый случай. Есть некоторые штаты CARB, которые должны будут приложить больше усилий для достижения этой цели, и некоторые штаты, не являющиеся штатами CARB, которые, вероятно, упорно отказывались бы от этих целей, пока могли бы (хотя, примечательно, в том опросе о продажах только электромобилей, даже большинство техасцев поддержали график к 2030 году).
И регулирование ACC2 упоминалось как «пол, а не потолок». Некоторые штаты могут и, вероятно, будут делать лучше, чем эти цели. Регулирование просто устанавливает базовый уровень, к которому все должны стремиться, как минимум.
Минимальный запас хода в 150 миль для ZEV кажется немного излишним – покупателям, которым нужен меньший запас хода, должна быть предоставлена такая возможность. Кроме того, есть нишевые транспортные средства, такие как Arcimoto FUV, Meyers Manx 2.0, и даже USPS NGDV, которые прекрасно обходятся запасом хода менее 150 миль, поэтому мы надеемся, что здесь есть некоторая гибкость.
Разочаровывает то, что до 20% автомобилей потенциально все еще могут иметь бензиновый двигатель. Нам действительно не нужно строить больше бензиновых двигателей, которые будут продолжать сжигать бензин десятилетиями. Для тех немногих, кто желает бензиновые двигатели, будут доступны подержанные автомобили, которых должно было быть достаточно.

Эти PHEV, по крайней мере, будут иметь достаточно большие батареи, чтобы быть полезными, а это означает, что владельцы, вероятно, будут их заряжать, тогда как многие PHEV с меньшими батареями часто вообще не заряжаются. Кроме того, PHEV не набирают популярности, в отличие от остального рынка BEV, поэтому маловероятно, что к 2035 году у нас будет более 20% PHEV.
И говоря об этом – мы считаем, что во многих штатах эти сроки будут нарушены потребительским спросом. 16% новых автомобилей в Калифорнии уже имеют зарядное устройство, и эта цифра значительно растет каждый год. К 2026 году 35% не должны быть трудным числом для достижения, по крайней мере, в этом штате.
Возможно, в некоторых штатах США будут отставать, но мы думаем, что эта цель легко достижима в Калифорнии и, вероятно, в нескольких других штатах CARB. Как только внедрение технологий начинает ускоряться, это часто происходит намного быстрее, чем люди ожидают, и мы, похоже, находимся в центре этой точки перегиба сейчас. Мы в Electrek давно утверждаем, что электромобили появятся быстрее, чем кто-либо думает, и темпы внедрения постоянно ускоряются. На рынке, который быстро переходит на электрификацию, зачем покупателям надевать на себя бензинового альбатроса в 2034 или даже 2030 году?
Мы видели это и в других местах – Норвегия поставила цель достичь 100% продаж подключаемых устройств к 2025 году, но она уже почти там, за несколько лет до срока. Некоторые автопроизводители могут даже добровольно прекратить продажу бензиновых автомобилей раньше 2025 года, как только что объявила VW. И большинство людей за пределами Норвегии до сих пор считают рынок электромобилей зарождающимся – этот переход будет еще проще, когда появится больше моделей и рынок станет более зрелым, что происходит каждый день.
Так что, возможно, это была упущенная возможность для принятия еще более строгого регулирования и безоговорочного опережения остального мира, но, сделав это, Калифорния предоставила модель, которой, как мы надеемся, другие правительства мира смогут следовать без особых изменений. Калифорния задает тенденции во многих отношениях, и если эта конкретная тенденция приживется так, как мы думаем и надеемся, это может избавить мир от множества страданий. Так что, ура – но давайте продолжим работать над тем, чтобы сделать ее еще лучше.