Байден в четыре раза увеличил пошлины на китайские электромобили, с 25% до 100%

Правительство США объявило о расширении пошлин на ряд китайских товаров, включая различные «зеленые» продукты, такие как солнечные панели и аккумуляторы, медицинские товары, а в частности — увеличение пошлин на китайские электромобили с 25% до 100%.

На прошлой неделе появились слухи о том, что пошлины на товары китайского производства будут продлены и расширены после многолетнего пересмотра «пошлин по разделу 301», введенных при предыдущей администрации.

Ранее на все автомобили, произведенные в Китае, при импорте в США действовала пошлина в размере 25%, к которой добавлялась дополнительная пошлина в 2,5% на все автомобили иностранного производства, что в сумме составляло 27,5%. Эта высокая пошлина фактически исключила большинство китайских автомобилей с рынка США, так как легче экспортировать сначала в страны с более низкими пошлинами.

Однако, учитывая, что китайские электромобили невероятно доступны по цене, даже 25% пошлина могла бы привести к конкурентным ценам. По этой причине большинство наблюдателей считали неизбежным, что китайские электромобили в конечном итоге попадут на рынок США.

Реклама – прокрутите для просмотра большего количества контента

Похоже, Байден также решил, что 25% пошлины будет недостаточно, чтобы сдержать натиск Китая, и решил увеличить ее в четыре раза до 100%, что означает, что китайские электромобили будут продаваться по цене вдвое выше, чем они могли бы быть, если бы их ввезли в США.

Это решение также включает увеличение пошлин на аккумуляторы, минералы для аккумуляторов, солнечные панели, сталь и алюминий, а также на компьютерные чипы. Большинство этих пошлин вступают в силу в этом году, хотя некоторые будут введены в следующем году, и существует процесс исключения из пошлин для определенных случаев. Список целевых продуктов доступен в документе Белого дома.

В настоящее время в США продаются всего два электромобиля китайского производства: Polestar 2 EV и Volvo S90 Recharge Plug-in Hybrid. Обе компании принадлежат Geely, но по-прежнему имеют штаб-квартиру в Швеции, а производство осуществляется в различных частях мира в зависимости от модели.

Однако отличный Volvo EX30 должен выйти в этом году со стартовой ценой 35 000 долларов, которая уже включала 25% пошлину. Без каких-либо изменений его цена выросла бы примерно до 54 000 долларов, если только Volvo не перенесет производство из Китая, что BYD также рассматривает для выхода на рынок США.

Мы обратились за комментариями к Volvo и Polestar, и вот что мы получили:

Как глобальный производитель, Volvo Cars выступает за свободную торговлю и открытые рынки. Свободная торговля создает рабочие места, богатство и экономический рост. Volvo твердо верит в преимущества инвестирования и внесения вклада в основные рынки, на которых она стремится продавать автомобили, что отражается в нашем производственном заводе в Южной Каролине стоимостью 1 миллиард долларов, где мы создаем тысячи рабочих мест, производя электромобили для рынков США и всего мира.

— Представитель Volvo

В настоящее время мы оцениваем объявление о повышении пошлин Администрацией Байдена. Как глобальная компания со штаб-квартирой в Швеции, котирующаяся на NASDAQ в Нью-Йорке и работающая на 27 рынках, мы считаем, что свободная торговля имеет решающее значение для ускорения перехода к более устойчивой мобильности за счет увеличения внедрения электромобилей. Производство Polestar 3 должно начаться в Южной Каролине летом, диверсифицируя нашу производственную базу и поддерживая создание рабочих мест и экономический рост в регионе. Этот важный для нас внедорожник будет производиться в США для клиентов из США и Канады, а также для экспорта на европейские рынки.

— Представитель Polestar

К сожалению, ни одна из компаний не смогла предоставить более подробную информацию о своих текущих планах на различные модели — в частности, на две упомянутые выше модели и предстоящий EX30. Мы полагаем, что вскоре появится больше информации по этому поводу.

В целом, реакция на этот шаг была положительной со стороны ассоциаций отечественных производителей и профсоюзов, но отрицательной со стороны экономистов, защитников прав потребителей, а также зарубежных/глобальных производителей. И, конечно же, отрицательной со стороны Китая, Министерство торговли которого заявило, что оно «примет решительные меры для защиты своих прав и интересов». Вероятно, это включает иск во Всемирную торговую организацию и/или ответные тарифы, как это обычно бывает в таких торговых войнах.

Эти пошлины были запрошены несколькими организациями в США (и Европе), поскольку китайское производство электромобилей стремительно выросло за последние годы.

Изначально Китай был несколько медленным в принятии электромобилей – в 2015 году доля рынка электромобилей составляла всего 0,84%, что похоже на долю рынка США в 0,66% и значительно ниже 3,1% в Калифорнии в то время. Но в 2023 году доля рынка США выросла до скромных 7,6%, а в Калифорнии — всего до 21,4%, тогда как доля рынка электромобилей в Китае составила колоссальные 37%, обогнав несколько других ведущих стран в этом процессе (и в 2020 году она составляла всего 5%, так что подъем был очень быстрым за последние 3 года). Это застало врасплох иностранных производителей, что привело к резкому падению стоимости автомобилей с ДВС в Китае, поскольку потребители просто не проявляют интереса.

Несмотря на массовый рост интереса к электромобилям в Китае, производство электромобилей росло еще быстрее. Это оставило китайским автопроизводителям более чем достаточно автомобилей для экспортного рынка, и они начали экспортировать так много в Европу, что не могут найти достаточно судов для их перевозки.

Эти электромобили пока не добрались до США, но большинство думало, что это неизбежно. Но с этими повышенными пошлинами становится менее вероятным, что американские потребители получат доступ к этим дешевым, высокотехнологичным китайским электромобилям.

Это не первый шаг Байдена по ограничению возможности китайской автомобильной промышленности работать в США. Закон о снижении инфляции (IRA), который обновлял налоговые льготы на электромобили в США, включал протекционистские меры, запрещающие китайским электромобилям пользоваться этими льготами. Чтобы получить право на участие, электромобили должны быть собраны в Америке и иметь определенный процент компонентов, поставляемых из США или стран, с которыми у США есть договор о свободной торговле, и не могут включать детали от «иностранных организаций, вызывающих озабоченность» (хотя есть способы обойти это).

Чистый эффект IRA заключается в том, что аккумуляторы китайского производства имеют больше трудностей с доступом к налоговым льготам США, тем самым снижая их конкурентоспособность на рынке США.

Мнение Electrek

Я написал статью на выходных о том, почему эти пошлины — плохая идея. Она длинная, но я рекомендую ее прочитать.

Основная идея заключается в том, что протекционистские торговые меры, как правило, создают больше хаоса, чем пользы, не защищают отрасли, которые они призваны защищать, и убаюкивают промышленность ложным чувством безопасности, делая ее менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Если протекционистские меры необходимы, лучше стимулировать отечественную промышленность с помощью стимулов, чем вводить пошлины.

И Байден действительно внедрил целевые стимулы и регулирования для поддержки отечественной отрасли электромобилей — Закон о снижении инфляции, различные постановления и гранты EPA, и так далее — большинство из которых помогли снизить цены для американцев, одновременно повышая конкурентоспособность США в производстве электромобилей.

Но кажется, что эти конкретные пошлины не могут не увеличить цены на товары для американцев, с чем Америка (и весь мир) сейчас испытывает трудности.

Администрация заявляет, что не ожидает значительной общей инфляции, поскольку эти пошлины направлены на отрасли, которые Байден выбрал для роста, но для нас в мире электромобилей это означает, что цены на самое главное, за чем мы следим — электромобили — вероятно, вырастут.

Текущие электромобили, использующие доступные аккумуляторы из Китая, станут дороже, или им придется искать новых поставщиков, которые теперь могут устанавливать более высокие цены, поскольку им больше не придется конкурировать с ранее самым дешевым вариантом.

И то же самое касается электромобилей в целом — существование превосходных компактных автомобилей, таких как EX30, оказывает понижающее ценовое давление на конкурирующие автомобили, которым теперь не придется беспокоиться о конкретном автомобиле (или любых других доступных электромобилях, которые могут попасть сюда) как о конкуренте.

А чистым следствием этого является снижение уровня внедрения электромобилей — что означает, что американцы не получат более чистого воздуха так быстро, как могли бы.

Тем временем, хотя это и может дать американской автомобильной промышленности некоторую передышку, это также может заставить их думать, что им не нужно прилагать столько усилий. Американские автопроизводители уже лоббируют замедление перехода на электромобили, поэтому очевидно, что они не заинтересованы в том, чтобы двигаться так быстро, как только могут.

Но самое главное, я не вижу, как искусственное повышение цен на электромобили помогает достичь климатических целей. Изменение климата — самая важная проблема, с которой когда-либо сталкивалось человечество, и оно должно быть приоритетом номер один для каждого человека на Земле. Это решение этого не делает.

Но хотя пошлины вредят экономике США, они по-прежнему популярны. Так что это решение принимается не в вакууме — оно принимается за несколько месяцев до важных выборов.

Лучший комментарий от That Guy


Понравилось 22 людям

Не вина Китая в том, что он производит хорошие электромобили, которые Америка захочет купить. К тому же, мы уже субсидируем наши собственные автомобили и предоставляем им налоговые льготы. Кроме того, многие из этих американских компаний используют китайские аккумуляторы, но все еще могут продавать автомобили в США. Короче говоря, Америка должна просто производить лучшие электромобили.

Посмотреть все комментарии

Конечно, несмотря на то, что это плохой ход, других вариантов немного. Конкурент президента Байдена, господин Трамп, также выступает за повышение пошлин, хотя и менее целенаправлен в своем подходе.

Трамп также выступает за подрыв конкурентоспособности американского производства, активно стремясь навредить производству электромобилей. Недавно он попросил нефтяные компании о миллиарде долларов взяток, пообещав отменить стимулы для американского автопроизводства, если они ему их дадут, что фактически отдаст еще большее преимущество Китаю.

Таким образом, по-прежнему существует явный лучший выбор для решения проблемы торговли электромобилями — даже если оба, похоже, привержены принятию некоторых плохих решений по пути.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пошлины на Китай — не способ выиграть гонку вооружений в сфере электромобилей; серьезное отношение к электромобилям — вот что важно