Почему любые амбиции по прекращению продаж бензиновых автомобилей после 2035 года — это жалкая выходка

На этой неделе на COP26 ряд стран и автопроизводителей договорились о целевом показателе 100% продаж новых легковых и грузовых автомобилей с нулевым уровнем выбросов во всем мире к 2040 году.

Но 2040 год не только слишком поздно для достижения наших климатических целей, основанных на научном консенсусе, но и является жалким, малоэффективным обязательством, основанным на простой математике.

30 стран присоединились к соглашению, включая вторую по численности населения страну в мире (и вскоре самую населенную) — Индию. А также шесть автопроизводителей — Ford, GM, BYD, Mercedes-Benz, Volvo и Jaguar Land Rover.

Однако среди подписавших было заметное отсутствие ряда стран. Крупные автомобильные державы, такие как Германия, Япония, Китай и США, отсутствовали в соглашении (хотя некоторые штаты США и крупнейший китайский автопроизводитель подписали его). И многие крупные производители не были включены — отсутствие Toyota и большинства других японских производителей не стало сюрпризом, но Hyundai, Kia и альянс Renault-Nissan были заметными отсутствующими среди компаний, которые имеют довольно хорошие новые и грядущие предложения электромобилей.

Реклама — прокрутите, чтобы узнать больше о контенте

Даже Voltswagen, который громче всех из действующих производителей заявлял о своих амбициях в области электромобилей, отсутствовал в соглашении.

У каждой отдельной организации могут быть свои причины для отказа от подписания, поэтому мы не можем рассмотреть каждую из них здесь. Но мы можем показать, что не только срок до 2040 года является слабым, но и срок до 2035 года является как необходимым, так и легко достижимым.

Наука говорит, что 2035 год необходим

Ранее в этом году Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало дорожную карту, подробно описывающую путь к нулевым выбросам углерода во всем мире к 2050 году. Полный отчет можно прочитать здесь.

Почему 2050 год? Потому что именно это позволит нам остаться в рамках повышения глобальной температуры менее чем на 1,5 °C, что необходимо для предотвращения худших последствий климатической чрезвычайной ситуации, в которой мы находимся. Такова цель Парижского соглашения и COP26, конференции, на которой было достигнуто соглашение до 2040 года. Таким образом, согласно целям конференции, 2040 год — это уже слишком поздно.

В отчете МЭА подробно описаны многие шаги, которые необходимо предпринять, в том числе то, что мир должен прекратить инвестировать в новые проекты, связанные с ископаемым топливом, в этом году, что продажи новых автомобилей должны быть на 60% электрическими к 2030 году, и что все продажи новых легковых автомобилей должны быть электрическими к 2035 году — а не к 2040.

В отчете МЭА есть и другие предложения, которые мы не будем подробно рассматривать в этой статье, но чистая стоимость/выгода от всех этих планов приведет к спасению более 2 миллионов жизней и дополнительному росту мирового ВВП на 0,4% в год. Так что, очевидно, работа по реализации этих планов и надлежащие инвестиции в более чистое будущее принесут широкие выгоды миру, и эти выгоды будут больше, чем раньше мы будем действовать, и эти шаги необходимы для предотвращения нарастающего экологического ущерба.

Математика говорит, что 2035 год — это легко

Но, конечно, это потребует больших усилий, верно? Должно быть сложно перевести все модели автомобилей на электричество вместо бензина к 2035 году? Ну, нет, не совсем. И чтобы это показать, достаточно простой математики.

Распространенное правило в автомобильной промышленности гласит, что цикл жизненного цикла модели автомобиля составляет около 5-7 лет, плюс-минус, до значительного «обновления». А разработка модели автомобиля от концепции до производства занимает около 5-7 лет.

Если бы мы взяли каждую модель автомобиля, которая существует сегодня, и позволили им работать до «естественного» конца их цикла, и мы не внесли бы никаких изменений в текущую дорожную карту всех автомобилей, над которыми работают все автопроизводители, то мы все равно могли бы успешно сделать 2035 год годом, когда последний бензиновый автомобиль будет продан потребителям.

Любой автопроизводитель, который был настолько глуп, чтобы начать процесс разработки нового бензинового автомобиля в этом году, все еще может потратить полные 5-7 лет на разработку этого автомобиля перед запуском (2021-2028), а затем потратить полные 5-7 лет на продажу этого автомобиля до конца его жизненного цикла (2028-2035). Даже при таком естественном темпе это было бы прямо на грани срока до 2035 года.

2021 + 7 + 7 = 2035. Вот и все. Простая математика.

Таким образом, 2035 год — это «бесплатно». Это легкая победа, простой бросок, открытые ворота. Любой может достичь этого с минимальными усилиями. Просто скажите, что все текущие проекты ДВС будут продолжаться до их естественного конца, и новые проекты ДВС начинаться не будут. Никому, кто участвует в любом проекте, где-либо в компании, не нужно менять свой проект до его уже запланированного естественного конца. И цель МЭА может быть достигнута даже без усилий. Так что просто сделайте это.

Более того, если бы автопроизводители были достаточно умны, чтобы предвидеть все это, они должны были бы прекратить одобрение новых автомобилей с ДВС много лет назад (как это уже сделала Daimler, изобретатель двигателя внутреннего сгорания, уже сделала). Должно было быть очень очевидно, по крайней мере, с 2014 года, когда Tesla Model S начала отвоевывать долю рынка у каждого конкурирующего автомобиля, и тем более, когда вышла Model 3, что электромобили — это путь вперед. Так что эти компании будут иметь преимущество, но ничто не мешает остальным принять простое решение перейти на электричество сейчас и все равно легко достичь срока до 2035 года.

Кроме того — это (почти) уже сделано

Тем, кто все еще думает, что это невозможно, мы должны напомнить, что это (практически) уже сделано.

Норвегия нацелена на 2025 год для всех продаж электромобилей, но уже в 2021 году продажи новых автомобилей с ДВС практически исчезли в стране. Большинство новых автомобилей — только электрические, более 80% имеют подключаемый модуль, а все, кроме менее 10%, имеют какую-либо электрифицированную силовую установку. Тенденции показывают, что эти цифры продолжают улучшаться.

Основные причины, сдерживающие их от почти 100% продаж электромобилей, — это несколько нишевых приложений и большая доступность/разнообразие моделей электромобилей. Учитывая приведенную выше математику, 14 лет должно быть более чем достаточно времени для решения этих проблем — даже если мы начнем сегодня.

Несколько других регионов взяли на себя обязательства раньше, и мы думаем, что вполне вероятно, что многие из этих регионов поступят так же, как Норвегия, и практически устранят продажи бензиновых автомобилей задолго до установленных ими сроков. Когда потребители увидят неизбежное, они дважды подумают, прежде чем вешать себе на шею бензинового альбатроса, который неизбежно будет страдать от высокой амортизации и трудностей с дозаправкой, поскольку бензиновые колонки заменяются зарядными устройствами.

И мы действительно думаем, что лучше перевыполнить цель, чем недовыполнить ее. Когда такие выдающиеся регионы, как Калифорния, и Европейский Союз, устанавливают слабый срок до 2035 года, мы задаемся вопросом: «Почему не раньше?»

Но в глобальном масштабе даже отстающие регионы должны иметь возможность достичь цели до 2035 года, и, согласно МЭА, мы должны достичь этой цели до 2035 года, если хотим избежать худших последствий климатической чрезвычайной ситуации. Лидирующие регионы (и производители) могут и должны устанавливать более ранние сроки, чем 2035 год.

Так что — давайте сделаем это

Есть много других моментов, которые мы могли бы затронуть здесь о потребительском спросе, технологиях, тенденциях, производственных инвестициях, удовлетворенности владельцев электромобилей, удобстве и т. д. Здесь, на Electrek, мы ежедневно затрагиваем эти моменты в наших статьях, но каждый из этих моментов вторичен.

Важно то, что мы должны это сделать, по мнению науки, чтобы избежать худших последствий климатической чрезвычайной ситуации. Мы также можем это сделать, по мнению математики, основываясь на уже устоявшихся нормах всей автомобильной промышленности. Нам даже не нужно менять какие-либо текущие планы для какой-либо линейки транспортных средств, чтобы достичь цели!

Итак: сделаем это. Установите глобальный конечный срок продажи бензиновых автомобилей не позднее 2035 года, привлеките всех производителей и страны. Развитые регионы могут сделать лучше, в период с 2025 по 2030 год. Давайте оставим ископаемые автомобили в прошлом. Пришло время.