Илон Маск: Tesla прекратит продажу автомобилей [Обновлено: по потребительским ценам] после решения проблемы полного автопилота

Генеральный директор Tesla Илон Маск в последнее время много говорит о Tesla Network, части «Master Plan, Part Deux» Tesla, которая позволит автомобилям Tesla с полным автопилотом работать как автономные роботакси, принося доход владельцам и самой Tesla.

Все это еще далеко, но это не мешает Маску и другим размышлять о том, что может произойти, когда технологические проблемы, связанные с автопилотом, будут решены. Недавно Маск заявил, что любой Tesla, купленный сегодня, является «приносящим доход активом» благодаря своему потенциалу использоваться для получения дохода в будущем. Но актив действительно не принесет дохода, если новый, аналогичный актив нельзя будет купить по той же цене. Итак, теперь Маск обязался сделать так, чтобы это произошло, заявив, что, как только роботакси станут возможными, Tesla, вероятно, прекратит продавать автомобили потребителям, по крайней мере, по той же цене.

Этот обмен мнениями, как это часто бывает, произошел в ходе ночной серии твитов от Маска. Среди различных других вопросов о сроках обновления оборудования HW2+ до нового компьютера FSD от Tesla и комментария о потенциале Tesla иметь миллион роботакси к концу следующего года, Маску задали вопрос, смогут ли потенциальные покупатели продолжать покупать Tesla в будущем, или их потенциал как приносящего доход актива сделает эту цену недоступной для обычного потребителя:

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

И Маск ответил, кратко и ясно, одним словом:

Этот план не является неожиданным для тех из нас, кто следит за стремлениями Tesla к роботакси, но это первый раз, когда Маск явно заявил, что у потребителей есть ограниченное время, чтобы купить автомобиль по цене, близкой к той, которую большинство потребителей сочли бы разумной.

Концепция здесь основана на нескольких предположениях. 1) Что Tesla сможет создать автомобиль, который сможет полностью управлять собой в любое время, без человека за рулем. 2) Что автомобиль, управляемый самим собой, будет безопаснее и дешевле в эксплуатации, чем автомобиль с водителем-человеком, поскольку водителю-человеку не придется платить. 3) Что эти роботакси смогут зарабатывать достаточно денег, управляя самими собой, так что потенциальная прибыль значительно превысит цену покупки + эксплуатационные расходы автомобиля стоимостью 40 000–50 000 долларов, даже с учетом временной стоимости денег.

Если все это станет правдой, то Tesla придется выбирать между продажей автомобиля за 40 000 долларов один раз или сохранением этого автомобиля и его эксплуатацией в качестве роботакси, принося таким образом примерно в десять раз больше за срок службы автомобиля. В этом случае компания была бы глупа, если бы продала автомобиль и упустила этот будущий потенциал прибыли.

И Tesla поделилась некоторыми цифрами, показывающими, что они думают, что так и будет. На их недавнем Autonomy Investor Day они показали слайд, предполагающий, что среднее роботакси сможет принести $330 000 прибыли за срок своей полезной службы. В соответствии с этим прогнозом Tesla недавно повысила цену на еще не выпущенную опцию полного автопилота (всего через пару месяцев после временно снизив ее весьма сомнительным образом).

Так вот к чему склоняется Маск, когда говорит, что у потребителей есть ограниченное время для покупки автомобиля. Внезапно, Model 3 стоимостью 40 000 долларов потребуется стоить шестизначную сумму, чтобы расчеты сошлись для Tesla, и потребители, вероятно, откажутся от этого. В таком случае у Tesla будет мало причин сохранять большое розничное присутствие, и они, вероятно, сосредоточатся на предложении услуг роботакси или, возможно, на продажах автопарков.

Теоретически Tesla все еще могла бы продавать автомобили по высоким ценам, но лаконичный ответ Маска предполагает, что Tesla планирует иначе. Tesla уже заявила, что планирует выкупать арендованные Model 3 и использовать их в качестве роботакси после окончания срока аренды.

В любом случае, это «главный план» Tesla. Владельцы Tesla смогут использовать автомобили, которые они уже имеют, для участия в парке роботакси, но если Tesla сможет получить больше прибыли, сохраняя эти автомобили себе, они так и поступят. Маск недавно указал, что Tesla думает о раннем запуске Tesla Network как конкурента Uber/Lyft с водителями-людьми, чтобы владельцы могли немного подзаработать на райдшеринге до достижения полного автопилота.

Автономный парк роботакси — это не только идея Tesla. Несколько компаний стремятся к тому же, включая Uber, Waymo и другие. Подход Tesla отличается тем, что они не используют LIDAR, в отличие от других компаний. Пока еще предстоит выяснить, какая технология выиграет гонку к автопилоту, но любая из них, скорее всего, приведет к огромным доходам для компании или компаний, которые решат проблему первыми — и, вероятно, к огромному сопротивлению и лоббированию со стороны компаний, которые не решат проблему, играя на «опасностях» беспилотных автомобилей.

Обновлено: Теперь Маск заявляет, что вместо того, чтобы у потребителей было «ограниченное время для покупки Tesla», как он первоначально ответил «да», вместо этого Tesla по-прежнему будет доступна для покупки, но по «значительно» более высокой цене:

Как отмечалось выше, маловероятно, что потребитель захочет купить бывший в употреблении автомобиль стоимостью 40 000 долларов за «в несколько раз» больше этой цены, поэтому кажется, что в этом конечном сценарии Tesla, вероятно, все равно не будет фокусироваться на продажах потребителям. Опять же, (весьма оптимистичный) прогноз Tesla на пожизненную прибыль Model 3 составляет 330 000 долларов, цену, которую потребители, вероятно, будут неохотно платить. Если предположения Tesla верны, то для всех практических целей *потребительские* продажи резко упадут, уступив место продажам автопаркам/автомобилям, эксплуатируемым Tesla, в соответствии со сценарием, представленным в первоначальном твите Маска.

Мнение Electrek

Долгое время Маск заявлял, что его намерение с автомобилями с автопилотом не в том, чтобы помешать людям управлять самостоятельно, а просто сделать повседневное вождение более безопасным и удобным. Раз за разом он заявлял, что Tesla по-прежнему хочет создавать автомобиль, на котором весело ездить, независимо от автопилота.

И Model 3 сама по себе *очень* веселый автомобиль. Предоставление ему возможности управлять собой не изменит этого.

Но если Tesla перейдет к созданию автомобилей, которые могут использоваться только в парках роботакси и недоступны для обычных покупателей автомобилей, это как бы выбросит все «веселье от вождения» за окно. Конечно, вы все еще сможете арендовать его и получать удовольствие от вождения, предположительно, если только Tesla не решит, что водители-люди с большей вероятностью станут причиной аварий, и поэтому уберут автомобиль из парка и снизят потенциал получения дохода.

Конечно, многое из этого кажется неизбежным с точки зрения футуриста. Ясно, что в долгосрочной перспективе будет все меньше и меньше мест, где можно будет управлять автомобилем вручную, и это произойдет не только потому, что этого хотят регуляторы, но и потому, что этого потребует общественность. Когда водители-люди будут считаться небезопасными, это станет проблемой общественного здравоохранения, и люди захотят положить этому конец.

Очень жаль, потому что управление Model 3 — и, кстати, моим Roadster с ручным управлением — это так весело.

Конечно, здесь много предположений, как указано выше. Но это кажется вполне вероятным будущим сценарием, поскольку ни один из отдельных шагов для его достижения не кажется особенно нереалистичным.

Что вы думаете о потенциальном плане Tesla прекратить продажу автомобилей и вместо этого управлять роботакси? Дайте нам знать в комментариях ниже.