
Как мы уже сообщали, торговая война администрации Трампа недавно вовлекла электровелосипеды, среди прочих продуктов, в миллиарды долларов торговых пошлин с Китаем.
Теперь американские компании, производящие электровелосипеды, отвечают, как это может повлиять на их бизнес, как правило, в худшую сторону.
Целью торговой войны администрации Трампа было наказать Китай за то, что она считает недобросовестной торговой практикой, которая снижает стоимость их продукции — в данном случае электровелосипедов.
Теоретически, повышение цен на импортные электровелосипеды позволило бы американским компаниям лучше конкурировать, давая им возможность инвестировать в местное производство необходимых компонентов.
Однако на самом деле в США очень мало собственных производств электровелосипедов, поскольку почти все дилеры электровелосипедов в США импортируют свои электровелосипеды из-за границы, в основном из Китая.
Таким образом, вместо того чтобы дать американским компаниям передышку для производства собственных электровелосипедов, тарифы в основном лишь наносят ущерб американской индустрии электровелосипедов, мешая им импортировать и продавать доступные электровелосипеды, не решая основных причин, по которым американские компании, производящие электровелосипеды, предпочитают не производить их в США.
Чтобы помочь определить, как новые тарифы повлияют на американский рынок электровелосипедов, я поговорил с рядом компаний, производящих электровелосипеды, о том, какие изменения могут ожидать их бизнес в будущем.
Мрачное будущее для американской индустрии электровелосипедов
Как оказалось, результаты неутешительны.
Как малые, так и крупные предприятия по производству электровелосипедов в США уже страдают от последствий тарифов.
Представитель Ancheer, калифорнийской компании по производству электровелосипедов, продающей некоторые из самых доступных электровелосипедов в США, выразил разочарование по поводу тарифов в интервью Electrek. Ancheer, к сожалению, повысит цены на свои электровелосипеды, но намеревается попытаться поглотить часть расходов, чтобы избежать полной передачи 25%-го тарифа своим клиентам.
Rad Power Bikes, еще одна американская компания по производству электровелосипедов, также планирует повысить цены на свои электровелосипеды. Компания уже объявила, что цены увеличатся на 200 долларов на каждую модель электровелосипеда. По словам основателей Rad Power Bikes:
«Производство в Китае позволяет нам достигать наших стандартов качества и доступности, удовлетворяя очень высокий спрос. Мы анализировали все наши производственные варианты, когда начали производить электровелосипеды, и продолжаем это делать. Производство в США по той цене, объему и качеству, которым мы стремимся, не было и по-прежнему не является осуществимым».
До новостей о тарифах Rad Power Bikes находилась на пути к достижению 50 миллионов долларов продаж в этом году — немалое достижение для компании, которая три года назад начинала как проект Indiegogo.
Но с внезапным повышением цен в отрасли, которая только начинала набирать обороты в США, будущее такого взрывного роста может оказаться под вопросом.
Малый бизнес в сфере электровелосипедов может пострадать еще сильнее
Но страдают не только крупные компании. Небольшие компании, производящие электровелосипеды, пожалуй, пострадали больше всех.
Я поговорил с Барентом Хоффманом, владельцем West Coast Electric Cycles, производителя высокопроизводительных электровелосипедов и дилера комплектующих, о том, как тарифы влияют на его малый бизнес:
«Как независимый производитель электровелосипедов на заказ, я полагаюсь на компоненты, которые производятся в огромных масштабах в Азии по ценам, которые не могут сравниться ни с одним американским поставщиком».
Хоффман рассказал Electrek, что, несмотря на то, что большую часть сборки своих электровелосипедов на заказ он выполняет сам в своем магазине WCEC в Бельвью, Вашингтон, он по-прежнему зависит от деталей, поступающих из Азии.
И из-за неопределенности того, как долго продлятся тарифы, он боится заказывать больше товаров по ценам, увеличенным на 25%, и потенциально столкнуться с перспективой отмены тарифов вскоре после этого по прихоти действующей администрации, оставив его с искусственно дорогими запасами, которые гораздо труднее продать.
Хоффман продолжил:
«Тарифы губительны для малого бизнеса, подобного моему. У меня нет ресурсов для развития отечественного производства, и у меня нет финансовой возможности поглотить стоимость тарифов. Это просто невыгодная ситуация».
Другой независимый дилер электровелосипедов, Adam Solar Rides из Питтсбурга, штат Пенсильвания, также ощущает давление. Поскольку в США практически нет производителей недорогих электровелосипедов, Adam Solar Rides импортирует всю свою линейку электровелосипедов из-за границы, в основном из Китая. Как и многие владельцы малого бизнеса, они остаются с вопросами о том, как именно неясные тарифы могут повлиять на них и других дилеров электровелосипедов.
По словам владельца, Адама Росси:
«Мне также интересно определение «произведено». Можем ли мы отправлять детали в другую страну, собирать их там и называть «произведенными»? Или что означает определение в тарифе, это просто то, откуда они отправлены?»
Неразбериха затрудняет для малого бизнеса планирование и составление бюджета даже на ближайшее будущее, и делает практически невозможным разработку долгосрочных бизнес-стратегий в условиях торговой войны, которая постоянно развивается и меняется.
Кенни Фишер, основатель компании FattE-Bikes из Денвера, FattE-Bikes, отправил Electrek свои мысли по электронной почте:
«Новые тарифы, которые обрушились на нашу отрасль (и на многие другие), будет сложно преодолеть. Не потому, что они навредят нашему бизнесу, а потому, что они навредят американскому потребителю. Если бы США были более благоприятны для производства, я думаю, большинство велосипедных компаний были бы рады производить здесь. Однако производство в США очень дорого, и производство за рубежом — это единственный реальный способ предложить американскому потребителю продукты, которые потенциально могут изменить жизнь».
FattE-Bikes надеется смягчить последствия новых тарифов, переходя к новой модели сборки своих электровелосипедов в США, даже если детали изначально производятся в Китае и, следовательно, все еще будут затронуты новыми 25%-ми тарифами.
По словам Фишера:
«Возможно, мы не «сделаны» в Америке, но мы можем быть собраны здесь. Делая это, мы создаем рабочие места, улучшаем контроль качества, и, в отличие от большинства компаний, производящих электровелосипеды, которые повышают цены, мы по-прежнему стремимся предлагать исключительный продукт по исключительной цене».
Крупные компании находят новые страны для производства — только не США
В отличие от малых компаний, которые не могут позволить себе открывать новые производственные центры в странах за пределами Китая, не говоря уже о США, некоторые крупные компании по производству электровелосипедов используют именно эту стратегию, чтобы избежать тарифов, перенося производство из Китая в другую страну.
Oyama, чей электрический складной велосипед мы недавно рецензировали, имеет производственные мощности в Китае и на Тайване и теперь сосредоточен на переносе большего объема производства на Тайвань.
По словам Кена Фагута, глобального консультанта по продажам Oyama и генерального директора Foldaway Solutions:
«Oyama выделила ресурсы для превращения своего тайваньского завода в центр производства электровелосипедов мирового класса и активно привлекает одних из лучших специалистов отрасли для поддержки».
Tern, еще один крупный производитель электровелосипедов, придерживается аналогичной стратегии. По словам Стива Бойда, генерального менеджера Tern North America:
«У нас много производственных партнеров, и мы работаем над выводом этих конкретных моделей из Китая, хотя это займет 9-12 месяцев из-за сроков поставки и планирования производства».
Тем временем Tern будет вынужден повысить цены на свои текущие электровелосипеды, ожидается, что цены увеличатся примерно на 500 долларов, по словам Бойда.
Представитель другой крупной международной велосипедной компании сообщил мне, что его компания сейчас переносит производство своих моделей электровелосипедов 2019 года в две другие страны Юго-Восточной Азии, чтобы избежать импортных пошлин на китайские электровелосипеды. Источник говорил на условиях анонимности, так как не был уполномочен публично комментировать этот вопрос.
Что насчет тех немногих компаний в США, которые производят электровелосипеды?
Для тех немногих американских компаний, которые уже имели определенный уровень производства в США, влияние новых тарифов будет в основном смешанным.
Как Vintage Electric, так и Optibike, два американских производителя электровелосипедов, уже производят свои электровелосипеды в США, используя комбинацию местных и импортных деталей.
Эндрю Дэвидж, основатель Vintage Electric, считает это различие важным, даже если импортные детали для электровелосипедов по-прежнему облагаются повышенными тарифами: «Любой, кто импортирует «только детали» из Китая, подпадает под действие тех же тарифов, так что это равные условия. Мы закупаем наши детали по всему миру и не собираем велосипеды в Китае».
Как Vintage Electric, так и Optibike производят более дорогие электровелосипеды небольшими партиями, ориентированные на более состоятельную клиентуру. Сосредоточившись на том, что некоторые могли бы назвать «роскошными электровелосипедами», эти компании могут быть лучше позиционированы, чтобы либо поглотить стоимость увеличенных тарифов на импортные компоненты, такие как двигатели электровелосипедов, либо найти клиентов с достаточным располагаемым доходом, чтобы более высокие цены на конечные электровелосипеды не были столь значительным препятствием.
А поскольку они производят часть своих комплектующих внутри страны, например, Optibike, которая закупает рамы местного производства для некоторых своих моделей, тарифы будут оказывать меньшее влияние на компанию.
Однако неопределенность новых тарифов все еще может быть проблематичной. По словам генерального директора Optibike Джима Тернера:
«Я думаю, что если тарифы продолжатся долгосрочно, это сделает производство велосипедов в США более вероятным для других компаний, но компоненты, вероятно, по-прежнему будут закупаться за границей. Проблема этих тарифов в том, что никто не знает, как долго они продержатся, поэтому, вероятно, в ближайшем будущем никаких изменений в производстве в индустрии электровелосипедов не произойдет».
Будут ли США когда-нибудь производить компоненты для электровелосипедов?
«Просто производите их в АМЕРИКЕ!»
Это обычный призыв, верно? И в этом вся суть этих 25%-х тарифов на импортные китайские электровелосипеды.
Но возможно ли это вообще? Случится ли это когда-нибудь?
Чтобы получить больше информации о возможности того, что США станут центром производства электровелосипедов, я поговорил с Ником Дромбоски, консультантом по стартапам в области электромобильности в США и владельцем нескольких компаний по производству электровелосипедов, включая Banker Supply.
С его обширным опытом Дромбоски годами пытался найти способ производить электровелосипеды в США. Но, по его словам, это просто не работает.
«Во-первых, Тайвань и Китай производили почти все велосипеды для всего мира в течение последних 30-40 лет. У них есть экосистемы и два поколения ремесленников, которые создают лучшие велосипеды в мире. Посмотрите на все топовые бренды — Giant, Specialized, Cannondale — все они производят свои топовые велосипеды в Китае и на Тайване. Даже посмотрите на итальянские бренды, и вы увидите, что они производят свои рамы в Китае и на Тайване, а красят их в Италии».
Хотя многие люди высмеивают термин «сделано в Китае» как синоним плохого качества, факт в том, что они годами оттачивали свои навыки в производстве высококачественных велосипедов.
Вы получаете то, за что платите. Компании, которые хотят платить за высококачественные проекты электровелосипедов, получают одних из лучших и опытных дизайнеров велосипедов в мире. Даже самые дешевые электровелосипеды из Китая часто удивительно качественные для своей цены, как мы лично видели в некоторых наших недавних обзорах недорогих электровелосипедов.
По словам Дромбоски:
«В Соединенных Штатах огромный пробел в образовании. Вы можете поехать в Китай и найти всех нужных вам специализированных инженеров. Они десятилетиями сосредотачивались на техническом образовании для мужчин и женщин, в то время как США тратили время на то, чтобы злиться на китайцев, которые просто хотят работать».
Это не значит, что в США нет своих отличных инженеров. Конечно, есть, даже если у них нет такого же релевантного отраслевого опыта, как у китайских инженеров и дизайнеров. Но для продажи американских электровелосипедов нужны не только качественные дизайны.
«Во-вторых, даже если вы производите велосипеды в США, они будут в несколько раз дороже своих зарубежных аналогов, и 99,9% потребителей не заплатят такую цену. Когда мой магазин пытался продать велосипед американского производства рядом с китайским, с вывеской, объясняющей, почему американский велосипед дороже, мы не смогли продать ни одного. Покупатели стояли и говорили, как они хотят американские товары, а затем покупали китайский велосипед».
И даже если бы компании смогли убедить потребителей, что платить в 2-4 раза больше за электровелосипед стоит того, это не было бы их последним препятствием. Как пояснил Дромбоски:
«В-третьих, даже если бы вы производили велосипеды здесь, по крайней мере, если бы они были высокого качества, вам все равно пришлось бы импортировать трубы, потому что ни один производитель стали или алюминия в штатах не производит специализированные трубы с двойным или гидроформованным профилем, которые нужны современным велосипедам».
Иронично, что американскому производителю электровелосипедов пришлось бы не только импортировать сырье для своих рам, но и столкнуться с импортными пошлинами на сталь и алюминий из Китая, введенными администрацией Трампа. Таким образом, электровелосипеды могут оказаться еще дороже, чем электровелосипеды, собранные в США, поскольку покупателям придется оплачивать и более высокую стоимость импортного сырья.
Но на этом все не заканчивается.
«Даже если разобраться с цепочкой поставок труб и допустимой розничной ценой для потребителей, здесь нет цепочки поставок для кабелей, переключателей, шатунов, цепей, седел и всех остальных деталей. На создание всего этого потребовались бы десятилетия, но сначала нужно было бы довести потребителей до того, чтобы они платили 1800 долларов за велосипед, который они могли бы купить за 400 долларов».
А затем добавьте все остальные детали для электровелосипедов, включая моторы, аккумуляторы, ручки газа, контроллеры скорости и т. д. Все эти детали массово производятся в Китае. В США их просто нет, и никто их не разрабатывает и не производит. США, вероятно, пришлось бы начать с обратного инжиниринга китайской продукции и изучения методов ее производства. Как вам такая ирония?
Мнение Electrek
Так что же ждет нас в будущем?
Если что-то и показало мне общение с таким большим количеством компаний, занимающихся электровелосипедами, так это то, что никто на самом деле не знает, что произойдет. Более того, я даже не уверен, что Белый дом знает, каким будет будущее этих тарифов.
Но нетрудно увидеть пагубные последствия, которые такая политика, скорее всего, может вызвать. Простая старшая школа по экономике научила меня, что это не пойдет на пользу ни Китаю, ни США в долгосрочной перспективе. Даже если одна страна может производить множество товаров лучше или дешевле, чем другая страна, всегда в интересах обеих стран сосредоточить свои ресурсы на наиболее квалифицированных областях и торговать с другими странами для получения продуктов, которые они не могут хорошо производить на внутреннем рынке.
Это не мое мнение, это основной принцип макроэкономики, который был хорошо объяснен недавно газетой New York Times в связи с текущей торговой войной Трампа.
Те, кто вмешивается в свободную торговлю, обычно являются теми, кто ее не понимает. И в конце концов, платить по счету будут не правительства. Платить будут граждане.