
Продажи электромобилей продолжают расти, но последние два года заголовки, ложно утверждающие обратное, могли бы заставить вас думать, что это не так. После стольких лжи было бы неплохо, если бы все прекратили продвигать этот ложный нарратив, истину которого можно было бы найти, просто взглянув на одну цифру хотя бы раз.
(Это обновление предыдущей статьи, которая во многом остается актуальной и сегодня, но, видимо, требует повторения, поскольку эта дезинформация по-прежнему широко распространена)
Вот что на самом деле происходит: за последние два года продажи полностью электрических автомобилей, хотя и продолжали расти, показывали более низкие темпы роста год к году, чем в предыдущие годы. Продажи электромобилей раньше росли на 50%+ в год, но последние пару лет они росли примерно на 25% в год.
Само по себе это не особенно примечательно – неизбежно, что любой растущий продукт или категория будет демонстрировать более медленные темпы процентного роста по мере увеличения продаж, особенно тот, который так быстро рос так долго.
В некоторые последние годы мы даже видели удвоение доли рынка электромобилей год к году (хотя одно из них было в 2020-2021 годах, что было аномалией). Ожидать такого уровня улучшения постоянно было бы почти невозможно – после 3 лет удвоения доли рынка с 18% в 2023 году электромобили составляли бы более 100% мирового автомобильного рынка, что невозможно.
Очевидно, что процентные ставки роста будут снижаться по мере роста новой категории продуктов. Было бы невозможно, чтобы это не произошло.
Возьмем крайний пример: было бы странно говорить, что продажи стагнируют в Норвегии, которая только что установила рекорд 98,3% доли рынка аккумуляторных электромобилей в сентябре с объемом продаж 14 329 единиц, потому что продажи аккумуляторных электромобилей выросли *всего* на 14,6% по сравнению с предыдущим сентябрем с 96,4% доли аккумуляторных электромобилей (кстати, продажи год к году в 2024 году выросли на 10%, так что рост *продаж* на самом деле *ускоряется*, но рост доли рынка не может быть таким высоким в процентах).
И тем не менее, эта математическая необходимость освещалась снова и снова в СМИ, а также антиэлектромобильными политическими силами, как будто продажи электромобилей упали, несмотря на то, что они продолжают расти.
Реальное краткосрочное состояние продаж электромобилей – они всё ещё растут
Вместо постоянного среднегодового темпа роста в 50%, который оптимистично ожидался, мы наблюдали глобальный темп роста продаж электромобилей в 23% за первые 10 месяцев этого года, согласно отчету, только что опубликованному Rho Motion (недавно приобретенной Benchmark Mineral Intelligence). Это включает рост на 32% в Европе, на 22% в Китае, на 4% в Северной Америке и значительный рост на 48% в «остальном мире». Примечательно, что этот глобальный темп роста в 23% выше, чем темп роста с начала года прошлого года, который составлял 22% на тот момент.

Очевидно, что темпы роста продаж электромобилей сдерживались падением продаж Tesla, компании, которая ранее была мировым лидером по продажам электромобилей. За исключением последнего квартала, когда наблюдался всплеск спроса из-за истечения срока действия кредитов, продажи Tesla падали примерно два года в большинстве регионов, где она продается.
Это в основном связано с хаотичным руководством в опальном лидере электромобильной отрасли – поскольку покупатели отвернулись от бренда Tesla из-за генерального директора Илона Маска, в то время как большинство других компаний продемонстрировали значительный рост продаж электромобилей.
(Сам Маск даже распространял дезинформацию о продажах электромобилей на презентации результатов Tesla за 3 квартал 2024 года, когда он сказал: «многие в отрасли видят снижение объемов заказов год к году», даже несмотря на рост продаж электромобилей – демонстрируя его оторванность от тенденций собственной отрасли, по мере того как он всё глубже погружается в зависимость от социальных сетей).
Даже «замедленный рост» – это уже не совсем корректно
Освещая эти тенденции, некоторые журналисты пытались использовать менее неверную фразу «замедленный рост», показывая, что продажи электромобилей всё ещё растут, но с меньшим процентным изменением, чем наблюдалось ранее.
Но за первые девять месяцев этого года это уже не так – продажи электромобилей в 2025 году выросли больше, чем в 2024 году, в процентном отношении.
Они также выросли в абсолютных числах продаж – в 2024 году продажи электромобилей выросли на большее число, чем в 2023 году. И то же самое верно и на данный момент в 2025 году.
Если вернуться в 2023 год, то во всем мире было продано 10,7 миллиона электромобилей. Затем в 2024 году было продано 13,3 миллиона, что составляет разницу в 2,6 миллиона. А на данный момент в 2025 году продано 16,5 миллиона электромобилей, что составляет разницу в 3,2 миллиона. Числа не только растут, но и рост продаж в единицах тоже увеличивается.
Таким образом, хотя рост продаж электромобилей ниже, чем в самые ранние дни, когда рынок был совершенно новым, и ниже, чем после постковидного бума, он на данный момент выше в этом году, чем в прошлом, и мы, вероятно, закончим год с большим увеличением продаж в единицах, чем наблюдалось с 23 по 24 год, даже с учетом истечения срока действия американских налоговых льгот.
Но США – это одна из стран, на которых стоит сосредоточиться, поскольку США сейчас отстают от остального мира.
Исключение, подтверждающее правило
Продажам электромобилей в США также мешали неправильные тарифы, которые стали еще более хаотичными. Из-за этого и других мер, направленных на остановку бума отечественного производства под руководством администрации Байдена, компании не предлагают американцам передовые, недорогие электромобили, к которым во многих случаях имеет доступ остальной мир (и, особенно, все, что не является внедорожником).
В целом, однако, рынок электромобилей вырос в этом году, показав 11,7% роста продаж электромобилей в США с начала года. Тем не менее, это меняется.
В *одном конкретном месяце этого года*, октябре, США увидели падение продаж электромобилей на 38% год к году, что является значительным фактором 10% падения месяц к месяцу в таблице выше. Это связано с тем, что стоимость электромобилей была искусственно увеличена на 7500 долларов (республиканцами, при поддержке Илона Маска), в то время как автомобили с бензиновыми двигателями продолжают получать выгоду от игнорируемых затрат более чем на 20 000 долларов за весь срок службы. Очевидно, это исказит рынок и будет продолжать делать это в обозримом будущем.
Но мы видели это и раньше, мы видели, как все жаловались на это, и мы видели, что продажи электромобилей продолжали расти, несмотря на это.
В конце 2023 года Германия резко прекратила свои стимулы для электромобилей, что привело к периоду снижения продаж. В их случае конец не был даже анонсирован, это произошло быстро, поэтому электромобили не смогли воспользоваться преимуществом части покупателей, которые совершили покупки заранее, чтобы получить стимулы до их исчезновения.
Это привело к примерно году снижения продаж электромобилей, и, поскольку Германия является крупнейшим автомобильным рынком Европы, это снизило и европейские продажи – создав впечатление, что континент утратил энтузиазм к электромобилям, даже несмотря на то, что продажи продолжали расти практически везде в Европе, *кроме* Германии.
Но теперь продажи электромобилей в Германии снова растут. Страна недавно вернула частичный стимул, но продажи электромобилей уже начали восстанавливаться до этого. Прекращение стимулов замедлило прогресс, но ненадолго.
Мы ожидаем, что в США произойдет нечто подобное. Покупатели электромобилей внезапно не вернутся к худшим автомобилям с бензиновыми двигателями, теперь, когда они уже знают, что электромобили лучше, а новые покупатели будут продолжать узнавать, что они лучше, со временем. Темпы замедлятся в одной стране на некоторый период, но, вероятно, снова ускорятся после периода адаптации.
Тем временем, остальной мир продолжит стремительную электрификацию, а единственная страна и единственная политическая партия, решившая поставить под угрозу конкурентоспособность своей нации, вызовут временную боль для американцев, которая является их общей целью, не оказывая при этом существенного влияния на рост остального мира (и, в некоторых аспектах, поощряя этот рост).
Наконец, некоторые предположили, что это естественная часть любой кривой принятия технологий, поскольку технология переходит от использования «первопроходцами» к «раннему большинству». Большинство считают, что «пропасть» между этими группами находится где-то в диапазоне 10-20% принятия. Возможно, некоторые страны, такие как США, сталкиваются с этой пропастью и в конечном итоге придут к реальности того, что электромобили просто лучше.

Что касается продаж гибридов в США, то много говорили о том, что клиенты «переключаются с электромобилей на гибриды», что также не соответствует действительности. Продажи обычных бензиновых гибридов действительно растут, и подключаемые гибриды, которые росли медленнее, чем бензиновые гибриды/аккумуляторные электромобили, также показали некоторый рост в последнее время.
Но продажи бензиновых гибридов происходили не за счет продаж электромобилей, а за счет продаж обычных бензиновых автомобилей. Поскольку, как показывает приведенный выше график, оба растут быстрыми темпами, а продажи бензиновых автомобилей снижаются.
Продажи бензиновых автомобилей *действительно* падают
Потому что вот в чем дело: количество продаваемых по всему миру только бензиновых автомобилей на самом деле *падает*. Это число продолжает снижаться год за годом.
Продажи новых автомобилей с бензиновыми двигателями снизились примерно на четверть по сравнению с пиком 2017 года и не показывают признаков восстановления. Весьма вероятно, что 2017 год станет максимальным показателем продаж автомобилей с бензиновыми двигателями на этой планете.

И тем не менее, каким-то образом практически в каждом заголовке, который вы читаете, говорится о «спад продаж электромобилей», а не о «спад продаж бензиновых автомобилей». То, о чем вы постоянно слышите, *не* происходит, а то, о чем вы редко слышите, *происходит*.
Эти цифры легко проверить за считанные минуты. Независимо от того, в каком регионе мира вы находитесь, продажи электромобилей выросли за первые 9 месяцев этого года. Это было верно для большинства последних кварталов при рассмотрении данных год к году (традиционный способ измерения продаж автомобилей, поскольку продажи автомобилей сезонны), хотя эти ложные заголовки сохранялись.
Почему это важно? Эта ложь влияет на политику – и приводит к большему загрязнению
Всё это имеет значение, потому что постоянное неверное освещение приводит к изменениям в планах как автопроизводителей, так и правительств, которые откладывают реализацию планов по производству электромобилей, и способствует неверному восприятию потребителями, что, в свою очередь, действительно *может* повлиять на спрос, и всё это обрекает человечество на худшие результаты для здоровья и климата.
Ранее, когда эта модель лжи начала проявляться в СМИ, Дэвид Райхмут из Союза обеспокоенных ученых предположил, что одной из мотиваций ложных заголовков может быть влияние на регулирование. Идея заключается в том, что, притворяясь, что продажи электромобилей «охладились», несмотря на то, что это было не так, автопроизводители могли убедить правительства отозвать свои будущие обязательства, тем самым позволяя автопроизводителям продолжать вести дела как обычно, вместо того чтобы прилагать усилия для создания действительно хороших автомобилей, которые не отравляют всё вокруг.
Но эти нормы уже приняты, и сроки были смягчены после нытья автопроизводителей, так что поздравляю, вы получили то, что хотели, и можете травить людей еще немного больше в течение нескольких лет. Но, видимо, этого недостаточно, потому что сейчас некоторые организации стремятся отравить вас еще больше.
Та же картина наблюдается сейчас в Европе, где автопроизводители большую часть этого года умоляют ЕС позволить им подольше загрязнять окружающую среду.
Это даже происходило в течение короткого времени в Китае, но там ассоциация автодилеров просто попросила временной отсрочки для продажи оставшегося бензинового автопарка, требуя при этом, чтобы автопроизводители прекратили поставки избытка неликвидных бензиновых автомобилей. Немного отличается от западных автопроизводителей, которые продолжают умолять травить людей еще немного дольше.
И тем не менее, заголовки продолжаются, и многие издания продолжают продвигать тот же ложный нарратив, который они выдают уже два года, утверждая, что продажи электромобилей падают. Определенное количество потребителей, которые слышат эти постоянные неправды, могут отложить свое решение о покупке электромобиля, что, в свою очередь, может фактически подавлять продажи электромобилей ниже еще более высокого уровня, который они могли бы иметь без такого количества неверных сообщений.
Это также повлияло на бренды, заставив их изменить свои планы. Porsche, например, только что заявил, что понесет убытки в размере 6 миллиардов долларов и отложит выпуск будущих моделей электромобилей, ссылаясь на низкий спрос. Однако продажи электромобилей Porsche выросли на 27% во всем мире с начала года, в то время как продажи только автомобилей с ДВС снизились, что показывает, что даже производители не застрахованы от этой дезинформации, даже в отношении своих собственных показателей продаж.
А Toyota, которая никогда всерьез не относилась к электромобилям и является одной из худших климатических компаний в мире, также солгала о спросе на электромобили на прошлой неделе, когда отложила строительство аккумуляторного завода. Издания приняли ложь Toyota за чистую монету и безыдейно повторили эту ложную информацию (включая Nikkei Asia, которая отказалась исправить ложь, несмотря на то, что автор статьи отправил им исправление).
Это не единственные две компании, которые отменили планы, ссылаясь на ту же ложь. Возможно, это стратегический ход, возможно, они ищут предлог, но они идут против мировой тенденции, что обычно не лучшим образом сказывается на бизнесе.
Что еще более важно, это также нехорошо для планеты и всего, что на ней находится. Более высокие темпы роста продаж электромобилей предпочтительнее текущего положения дел, и они необходимы для достижения климатических целей – так что это было бы объективно лучше с точки зрения *всей жизни на Земле*. Или, скорее, более быстрое сокращение продаж бензиновых автомобилей – вот что действительно необходимо и принесет пользу всем живым существам на этой планете.
Окружающая среда не может ждать, и люди не могут тратить следующие 10-20 лет, вдыхая яд, выходящий из выхлопной трубы каждого проданного сегодня автомобиля с бензиновым двигателем. Это должно закончиться, и оно должно закончиться сейчас. Чем быстрее мы будем действовать, тем легче миру будет достичь сокращения выбросов углерода, которое объективно необходимо.
Так перестаньте лгать о тенденциях продаж электромобилей
Но в целом, суть этой статьи заключается в том, что заголовки СМИ, предполагающие некоторое замедление продаж электромобилей, просто неверны и упускают из виду более широкую картину того, что продажи бензиновых автомобилей на самом деле падают, и это хорошо. И трудно представить, что эти заголовки, которые сохраняются уже более двух лет, не являются намеренными на данный момент.
Каждый журналист, который провел последние два года, увековечивая миф о замедлении продаж электромобилей, мог бы прочитать любую из наших статей или поискать в Google одну цифру, показывающую год к году продажи электромобилей в любом регионе или для большинства стран и брендов, и обнаружить, что они всё ещё растут. Информация доступна и её легко найти.
И если дезинформация распространяется намеренно и сознательно, несмотря на легкий доступ к правде, которая *является вашей работой как журналиста – искать и находить*, то это ложь.
Так что перестаньте лгать.
30% федеральный налоговый кредит на солнечные батареи заканчивается в этом году. Если вы когда-либо задумывались о переходе на солнечную энергию, сейчас самое время действовать. Чтобы убедиться, что вы найдете надежного, проверенного установщика солнечных батарей рядом с вами, предлагающего конкурентоспособные цены, проверьте EnergySage – бесплатный сервис, который позволяет вам легко перейти на солнечную энергию. Он предлагает сотни проверенных установщиков солнечных батарей, конкурирующих за ваш бизнес, гарантируя вам высококачественные решения и экономию 20-30% по сравнению с самостоятельной установкой. Кроме того, им можно пользоваться бесплатно, и вам не будут звонить продавцы, пока вы не выберете установщика и не поделитесь с ним своим номером телефона.
Ваши индивидуальные предложения на солнечные батареи легко сравнить онлайн, и вы получите доступ к беспристрастным консультантам по энергетике, которые помогут вам на каждом этапе. Начните здесь.