
Предстоящий запуск Robotaxi от Tesla в Остине, штат Техас, все больше становится похож на опасную игру в дым и зеркала.
Генеральный директор Илон Маск утверждает, что Tesla «параноидально относится к безопасности», но на самом деле идет на риски ради имиджа.
Все дело в имидже
Маск годами ошибался относительно автопилота. Его послужной список отмечен срывами сроков и невыполненными обещаниями.
Он сказал:
«Наша цель, и я очень уверен в этой цели, — к концу следующего года продемонстрировать полную автономию в пути от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, от дома в Лос-Анджелесе до, скажем, высадки вас на Таймс-сквер в Нью-Йорке, после чего автомобиль сам припаркуется. Без необходимости единого прикосновения, включая зарядное устройство».
Это было сказано в 2016 году, с обещанием, что это произойдет к концу 2017 года. Сегодня, в 2025 году, Tesla по-прежнему не может этого сделать.
Маск утверждал, что Tesla достигнет полностью автономного вождения каждый год в течение последнего десятилетия. Это стало постоянной шуткой, с множеством видео на YouTube, демонстрирующих его предсказания, и страницей в Википедии, отслеживающей его сорванные сроки.
Знаменитые предсказания касались достижения Tesla автопилота «к концу года» или «в следующем году».
На этот раз Маск установил четкий крайний срок — «июнь» — для запуска сервиса Robotaxi от Tesla.
Поскольку Waymo опережает Tesla в гонке автономного вождения, уже работая в четырех городах, предоставляя более 200 000 платных поездок в неделю и планируя расшириться еще на 2000 автомобилей, Маску нужна победа, чтобы сохранить иллюзию, которую он продвигает уже некоторое время: что Tesla является лидером в автономном вождении.
Недавно он заявил о технологии автопилота Tesla:
Никто даже близко не подобрался. На самом деле нет близкого второго. Мы почувствовали, что это было похоже на момент с iPhone — либо ты понимаешь, либо нет, и существует огромный разрыв.
Это становится все труднее утверждать на фоне расширения Waymo. Тем не менее, Маск считает, что запуск robotaxi в Остине поможет сохранить иллюзию, хотя Waymo уже годами работает в других городах и несколько месяцев в самом Остине, подобно планам Tesla.
Сдвиг ориентиров
Мы часто описывали действия Tesla в Остине с планируемым запуском «robotaxi» как сдвиг ориентиров.
Годами Tesla обещала полностью автономное вождение во всех своих автомобилях, выпущенных с 2016 года. Маск прямо заявлял, что клиенты, купившие пакет Full Self-Driving от Tesla, смогут «спать» за рулем своих автомобилей и проснуться в другом городе.
Теперь Маск утверждает, что Tesla «решила» проблему автономного вождения своим запуском «robotaxi», но это сильно отличается от предыдущих обещаний.
Tesla планирует эксплуатировать собственный небольшой внутренний парк автомобилей со специализированным программным обеспечением, оптимизированным для геозоны Остина, и с поддержкой «множества телеоператоров». Это кардинальное отличие от развертывания полностью автономного вождения в автомобилях клиентов, как обещалось с 2016 года.
Сам Маск заявил: «Если вам нужна геозоновая область, у вас нет настоящего автопилота».
Теперь Маск заявил, что Tesla запустит сервис только в ограниченной зоне Остина и будет даже избегать определенных перекрестков, с которыми Tesla не уверена, что сможет справиться:
Мы ограничим его геозоной. Он не будет проезжать перекрестки, если мы не будем абсолютно уверены, что он хорошо справится с этим перекрестком. Или он просто выберет маршрут в обход этого перекрестка.
Помимо геозонирования, Tesla также использует телеоперацию для дистанционного управления автомобилями с помощью операторов-людей.
Мы сообщали в прошлом году, когда Tesla начала формировать «команду телеоператоров».
Несмотря на то, что Tesla изначально планировала запустить сервис robotaxi 12 июня, а теперь «предварительно» 22 июня, автопроизводитель несколько дней назад опубликовал новое объявление о вакансии для инженеров, которые помогут создать систему телеоперации с низкой задержкой для управления своими «автономными» автомобилями и роботами.
Использование геозонирования и телеоперации приводит к тому, что Tesla имеет те же ограничения, что и Waymo, что, по словам Маска, означает, что это «не настоящий автопилот и не масштабируется для клиентского парка, как обещала Tesla годами».
«Паранойя» по поводу безопасности
Маск утверждает, что Tesla «очень параноидально» относится к безопасности, но вам придется поверить ему на слово.
Мы уже указывали на это, но стоит повторить: Waymo тестировал свои автономные автомобили в Остине шесть месяцев с водителями-испытателями, а затем еще шесть месяцев без водителей-испытателей, прежде чем запустить свой сервис автономного такси в городе.
Что касается Tesla, то она тестировала свои автомобили с водителями-испытателями по всему Остину несколько месяцев. Затем Маск в конце мая, всего за несколько недель до запланированного запуска, объявил, что они начали тестирование без водителей-испытателей.
Несмотря на то, что многие люди высматривали эти беспилотные Tesla Robotaxi, их впервые заметили только на прошлой неделе.
С тех пор было замечено всего два подтвержденных автомобиля Tesla без водителей, проходящих тестирование.
Кроме того, несколько из этих автомобилей были замечены с сотрудниками Tesla на переднем пассажирском сиденье. Хотя Маск утверждает, что «нет водителей-испытателей», эти «пассажиры» постоянно следят за обстановкой и имеют доступ к кнопке аварийной остановки.
По сути, они действуют как «водители-испытатели», но находятся на пассажирском сиденье, а не на водительском.
Tesla в настоящее время все еще находится на этапе «тестирования» согласно реестру государственных регуляторов, в котором также упоминается «нет» водителей-испытателей:

Чтобы вернуться к «имиджу» на секунду, руководитель отдела автопилота Tesla Ашок Эллусвами поделился этим удачно обрезанным изображением «robotaxi» Tesla, тестируемых в Остине:

На изображении обрезано переднее пассажирское сиденье автомобиля, где находился бы сотрудник Tesla, и водительское сиденье следующего автомобиля, где, как было замечено на прошлой неделе в Остине, находился бы водитель.
Также нет возможности точно определить, с какой частотой эти пассажиры-испытатели и удаленные операторы вмешиваются в работу автономных автомобилей.
Tesla никогда не публиковала никаких данных о вмешательстве или отключениях в своих программах автопилота и ADAS, несмотря на использование метрики «мили между отключениями» для отслеживания улучшений и многолетние заявления Маска о том, что автопилот является «решенной проблемой» для Tesla.
Как мы сообщали ранее, лучшие доступные данные поступают из коллективных усилий. Маск ранее делился этими данными и искажал их в позитивном ключе.
В настоящее время данные по двум последним обновлениям (v13.2.8-9) на новейшем оборудовании Tesla (HW4), которое, по сообщениям, используется в «robotaxi» Tesla в Остине, показывают 444 мили между критическими отключениями:

Это подразумевает высокий риск аварии каждые 444 мили при отсутствии водителя, внимательного и готового в любой момент взять управление на себя.
Tesla также в настоящее время активно борется в суде с организациями, пытающимися получить доступ к данным о своих авариях с автопилотом.
В настоящее время предпринимаются усилия для освещения проблем, связанных с развертыванием «robotaxi» Tesla в Остине.
Проект Dawn попытался донести потенциальную опасность будущего парка robotaxi Tesla, продемонстрировав, как автомобили Tesla не останавливаются перед школьными автобусами с включенными знаками «Стоп» и могут сбить детей на последней публичной версии Supervised Full Self-Driving (FSD) v13.2.9:
Маск неоднократно подчеркивал, что автомобили, используемые для сервиса robotaxi в Остине, — это те же автомобили, которые Tesla поставляет клиентам, как этот, использованный в данном тесте.
Однако они используют новое, специальное программное обеспечение, оптимизированное для Остина, с предположительно большим количеством параметров, обеспечивающих более высокую производительность. Тем не менее, проверить это невозможно, поскольку Tesla не предоставила никаких данных.
Мнение Electrek
Не могу врать. Я очень обеспокоен этим. Я не думаю, что мы можем доверять Маску или Tesla в их нынешнем состоянии в плане безопасного запуска.
Как я уже говорил, я считаю, что FSD от Tesla был бы невероятным продуктом, если бы он продавался как обычная система ADAS, а не как что-то под названием «Full Self-Driving» с обещанием, что в конечном итоге оно станет полностью автономным.
Tesla не столкнулась бы со значительной ответственностью за невыполнение своих обещаний перед клиентами, как уже подтвердила для владельцев HW3. Кроме того, безопасность была бы улучшена, поскольку водители не становились бы настолько самонадеянными по отношению к технологии.
Кстати, о невыполненных обещаниях, они также являются причиной того, что Tesla настаивает на этом запуске в Остине.
Как сказал бывший давний генеральный директор Waymo Джон Крафчик об усилиях Tesla: «Есть много способов подделать сервис robotaxi».
Маску очень нужна победа в области автопилота, и он увидел возможность получить ее, вызвав энтузиазм у своей наивной базы акционеров Tesla, показав им проблеск своего давно обещанного будущего, полного «Tesla robotaxi».
Как он заявил ранее, он прекрасно понимает, что способ, которым Tesla это делает, не более масштабируем, чем Waymo, даже если стоимость оборудования на автомобиль ниже. Стоимость оборудования ничтожна по сравнению с телеоперацией, разработкой, страховкой и другими расходами.
Даже со всеми этими дымом и зеркалами, связанными с этим проектом, становится ясно, что Tesla даже не готова к нему.
Теперь вопрос в том, позволит ли Маск пропустить июньский срок и снова потерпеть «поражение» в области автопилота, или он будет настаивать на запуске Tesla потенциально опасного сервиса с множеством ограничений.
Учитывая полный хаос в федеральном правительстве и то, что правительство Техаса слишком близко к Маску и Tesla, я бы не рассчитывал на действия регуляторов. Хотя, возможно, им следовало бы.
Лучший комментарий от Funkatron
Понравилось 31 человеку
«Теперь вопрос в том, позволит ли Маск пропустить июньский срок и снова потерпеть «поражение» в области автопилота»,
Предполагаю, они найдут набор тщательно отобранных «пассажиров» с подписанными соглашениями о неразглашении, которые будут почти сотрудниками Tesla, только без оплаты. Это позволит им продолжать тестирование месяцами, одновременно заявляя о соблюдении срока. «Пассажиры» будут говорить положительные вещи.
Посмотреть все комментарии