Я продал все свои акции Tesla (TSLA), и вот почему

Я полностью вышел из Tesla (TSLA), продав все свои акции. Я постараюсь объяснить почему. В Electrek мы предпочитаем четко заявлять о своих предубеждениях, а не утверждать, что их нет.

Я следил за Tesla с 2008 года и инвестировал в компанию после ее выхода на биржу в 2010 году. Я начал писать об электромобилях, и особенно о Tesla, полный рабочий день в 2015 году.

Я инвестировал в акции главным образом потому, что полностью поддерживал миссию Tesla по ускорению наступления эры электротранспорта. Я думал тогда и думаю до сих пор, что комбинация аккумуляторных автомобилей, этичного получения сырья для аккумуляторов, переработки аккумуляторов и производства возобновляемой электроэнергии для питания электромобилей — это единственное решение для обеспечения долгосрочной устойчивости транспортного сектора и его декарбонизации.

За годы я стал поклонником электромобилей, но понятия не имел, как они могут стать мейнстримом, пока не прочитал «секретный мастер-план Tesla» Илона Маска 2006 года. План казался мне логичным: создать высококлассный электромобиль, не уступающий своим бензиновым аналогам. Как только вы докажете, что это возможно, создавайте электромобили все более низкой стоимости и в больших объемах, следуя тому же подходу.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть контент

Это звучит просто, но с инженерной точки зрения это была сложная задача. В любом случае, казалось, это был единственный способ значимо продвинуть отрасль в сторону аккумуляторных электромобилей.

Помимо сообщения в блоге Маска, которое Tesla недавно удалила со своего сайта, меня также убедили лекции двух первых соучредителей Tesla, Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга.

Хотя эти ребята были забыты многими как часть истории Tesla, отчасти из-за усилий самого Маска, я считаю их ранними пионерами электрической революции. Они были отличными ранними популяризаторами возможности электрификации автомобильной промышленности и необходимости этого.

Не без трудностей, Tesla справилась. Я не буду пересказывать всю невероятную историю Tesla, но компания успешно убедила мир и автомобильную промышленность в том, что электромобили существуют, останутся и являются будущим отрасли — чего большинство отрицало менее десяти лет назад.

Tesla разработала и спроектировала несколько высококонкурентных и привлекательных электромобилей, сумела наладить их массовое производство и заставила остальную отрасль инвестировать сотни миллиардов долларов в электромобили.

Это стало возможным благодаря множеству различных факторов. Очень многим:

  • Видению раннего руководства Tesla
  • Раннему финансированию и руководству Илона Маска
  • Невероятному таланту, который привлекла миссия, включая многих ранних сотрудников, ставших ключевыми для Tesla, таких как Джей Би Страубель, Дрю Баглино, Дипак Ахуджа, Франц фон Хольцхаузен и многие другие.
  • Поддержке ранних инвесторов, таких как Антонио Грасиас, Сергей Брин, Ларри Пейдж, Джефф Сколл и Стив Джурветсон, среди прочих.
  • Поддержке со стороны других автопроизводителей, таких как Daimler и Toyota, которые оба инвестировали в Tesla в критический момент.
  • Государственная поддержка была значительной, особенно поддержка Калифорнии. Регуляторные нормы Калифорнии, которые распространились на другие штаты США, известные как «штаты CARB», сыграли решающую роль в раннем успехе Tesla, а также были факторами в инвестициях Daimler и Toyota, поскольку автопроизводители заключили сделки с Tesla, чтобы помочь им производить электромобили в соответствии с государственными нормами. Позднее помогли федеральные налоговые льготы на электромобили, IRA, налоговые льготы на солнечную энергию и многое другое.
  • Поддержке со стороны страстных владельцев
  • Поддержке со стороны страстных розничных инвесторов

Я, скорее всего, упускаю некоторые факторы, но, на мой взгляд, это одни из самых важных.

Многие скажут, что они были не одинаково важны, и это может быть правдой, но я серьезно сомневаюсь, что Tesla выжила бы, если бы вы убрали любой из этих факторов.

Если вы внесли свой вклад в любой из этих факторов, я считаю, что вы должны гордиться тем, что внесли свой вклад в электрификацию автомобильной промышленности.

Сдвиг

За последние несколько лет Tesla стала совершенно другой компанией. Моя главная проблема с этим сдвигом заключается в том, что я больше не чувствую, что первоначальная миссия по ускорению наступления устойчивого транспорта или возобновляемой энергетики является приоритетом.

Теперь все дело в ИИ, автопилоте и роботах.

Я не говорю, что эти вещи плохие или что они не произойдут. Я считаю, что все эти технологии важны и изменят мир, но это просто не то, во что я инвестировал.

Я бы также утверждал, что Tesla — это не та же компания, что вполне логично, поскольку компания больше не связана со своей миссией.

Это моя главная проблема. Это ярче всего проявляется в том, что поставки электромобилей Tesla впервые за десятилетие снижаются год к году, Маск отменяет программы электромобилей в пользу Robotaxi, и даже генеральный директор заявляет, что «Tesla ничего не стоит без автопилота».

Моя другая проблема — руководство. Я больше не доверяю Илону Маску. Я считаю, что сочетание зависимости от социальных сетей и культа личности вокруг него сломало его обратную связь и направило по ложному пути.

Я считаю, что он дисквалифицировал себя от управления Tesla или любой публичной компанией, когда начал угрожать нарушением своих фидуциарных обязанностей перед акционерами, если он не получит 25% контроля над Tesla.

В дополнение к моему недоверию к генеральному директору, я думаю, что его собственные изменения за последние несколько лет, в сочетании с отходом от миссии, привели к уходу многих других руководителей:

В рамках своей работы я очень внимательно слежу за приходом и уходом лучших талантов в Tesla, и за последние несколько лет я видел множество увольнений на высоком уровне и очень мало новых топовых наемных сотрудников.

В Tesla по-прежнему много отличных специалистов, я этого не отрицаю, но я думаю, что также очевидно, что произошел значительный отток талантов из Tesla, особенно за последний год.

Несмотря на то, что эти проблемы стали мне ясны за последние несколько лет, я оставался акционером, потому что наивно полагал, что все может вернуться в норму. Я думал, возможно, Маск очнется от своего помешательства, подогреваемого социальными сетями, или акционеры его уволят.

Это подводит меня к следующей проблеме: я перестаю быть в одном ладу с большинством акционеров Tesla.

Это стало предельно ясно, когда 73% из них проголосовали за восстановление компенсационного пакета Маска на сумму около 50 миллиардов долларов без каких-либо изменений после того, как юридическое расследование показало, что совет директоров и генеральный директор не соблюдали должную процедуру при проведении первоначального голосования акционеров.

Некоторые жадные юристы и храбрый судья дали акционерам Tesla возможность сказать Маску и совету директоров Tesla, что компания заслуживает надлежащего управления, а не «управляется как семейный бизнес», как заявил крупнейший независимый инвестор Tesla.

Время было невероятным. Эта возможность появилась сразу после:

  • Маск угрожал акционерам не создавать продукты, которые он сам называл критически важными для Tesla, если не получит 25% компании
  • Он продал акции Tesla на десятки миллиардов долларов, чтобы купить Twitter, сказал, что перестанет продавать, но продолжал продавать
  • Он полностью сошел с ума на какое-то время и вызвал Марка Цукерберга на бой ММА, потом струсил (я сначала думал, что это все шутка, и, возможно, так и было, но это, несомненно, перестало быть шуткой)
  • Маск казался совершенно незаинтересованным в Tesla около года, когда он управлял Twitter, SpaceX, Neurallink, The Boring Company и xAI – многие из этих компаний набирали сотрудников из Tesla. Затем он вернулся и уволил 15-20% компании, включая всю команду по зарядным устройствам, без всякой веской причины.
  • Наконец, он отменил опционы на акции для сотрудников Tesla

Последнее было для меня большим ударом. Маск только что отменил опционы на акции для сотрудников Tesla всего за месяц до решения судьи об отмене его собственного пакета опционов на акции. Сразу после решения судьи Маск снова заинтересовался Tesla, стал больше говорить о компании и, конечно же, начал бороться за возвращение своих собственных опционов на акции.

По его мнению, его опционы на акции имеют первостепенное значение, а опционы сотрудников Tesla? Менее значимы.

Я думал, что акционеры Tesla увидят в этом лицемерие. Они увидят, что Маск стал скорее бременем для Tesla, чем активом.

Вместо этого, несмотря на все эти факторы, акционеры Tesla убедили себя, что «правильно» дать еще больше денег самому богатому человеку в мире. Более того, они составили «списки» акционеров, которые заявили, что голосуют против пакета, и сказали им «пойти к черту» и что они больше не будут частью сообщества Tesla.

Я больше не хочу быть частью этого. Мне по-прежнему нравятся многие продукты Tesla, и я буду продолжать писать о них, но я полностью разошелся во мнениях с инвесторами, поэтому я не думаю, что для меня имеет смысл быть акционером.

Наконец, и для полной прозрачности, последняя причина, по которой я продал, не имеет никакого отношения к Tesla. Я вижу много признаков того, что мы вступаем в рецессию. В таких ситуациях я предпочитаю иметь больше ликвидности, а Tesla выросла на 10% за два дня без видимой причины, поэтому я решил выйти, поскольку не чувствую себя в одном ладу с акционерами.

Тем не менее, я искренне желаю им всего наилучшего. Я знаю, что многие из них — люди с добрыми намерениями. Тем не менее, я рекомендую осторожность, поскольку, я думаю, вы также находитесь в компании низкоморальных личностей, которые отравляют сообщество TSLA.

Примечание о FSD: что, если Tesla действительно решит проблему автопилота? Я упоминаю это, потому что знаю, что это держит многих людей, но здесь нет FOMO для этого MOFO. Если это произойдет, то произойдет. Я буду радоваться и прослежу за своим кошельком.

Я первый признаю, что если Tesla сможет решить проблему автопилота своим подходом, это приведет к беспрецедентному созданию стоимости, но я просто не уверен, что это произойдет в ближайшее время или раньше, чем это смогут сделать другие.

Почему? Как акционер Tesla, у вас есть два варианта: верить словам Илона или доверять данным.

По вышеуказанным причинам я не доверяю тому, что говорит Илон, поэтому о первом можно забыть.

Что касается второго, то, несмотря на то, что Tesla теперь открыто использует мили между вмешательствами в качестве метрики для отслеживания прогресса FSD, автопроизводитель никогда не публиковал эти данные. Это гигантский красный флаг.

Для получения данных нам приходится полагаться на собственный опыт работы с системой и опыт других. У меня есть Tesla FSD уже несколько лет, и иногда я был впечатлен, а иногда — разочарован. Единственное, в чем я уверен, основываясь на своем опыте, это то, что в настоящее время система далеко не является системой автономного вождения без присмотра.

Мы также можем использовать данные, собранные сообществом, которые ограничены, но являются лучшими из имеющихся, поскольку Tesla отказывается публиковать свои собственные:

Среднее значение для версий v12.5.1, последних выпущенных, составляет 32 мили между отключениями и 128 миль между критическими отключениями.

Лучший комментарий от patrick


Понравилось 69 людям

Я владею своей Model 3 уже 6 лет и проехал более 70 000 миль. Это, безусловно, лучший автомобиль, которым я когда-либо владел, включая модели прошлых лет. Я пришел к тем же выводам, что и Фред, два месяца назад. Я полностью вышел из TSLA. Возможно, Tesla продолжит расти, но я сошел с этих американских горок. Удачи всем вам, кто еще остается.

Посмотреть все комментарии

Это сравнивается с 30 милями между отключениями и 189 милями между критическими отключениями для версии v12.3.6, которая является последней версией FSD, широко выпущенной ранее в этом году.

Илон говорит о 3-кратном увеличении в этом месяце и, возможно, 6-кратном увеличении в следующем месяце. Он постоянно ошибался в этих прогнозах, но даже если бы он был прав, большинство экспертов говорят о необходимости 400-кратного или 1000-кратного увеличения для достижения сервиса роботакси без присмотра.

Даже при экспоненциальном росте это займет гораздо больше времени, чем утверждает Илон прямо сейчас. Затем ему нужно будет заставить это работать на текущем оборудовании и HW3, которое уже запускает модель меньшего размера, чем HW4.

Если инвестиционная гипотеза Tesla зависит от успеха этой программы, что говорит сам Илон, то для меня это неприемлемо.