
Китайские автопроизводители планируют экспортировать сотни тысяч электромобилей по всему миру, но для этого им нужно гораздо больше судов для перевозки автомобилей. Спрос настолько высок, что страна находится на пути к созданию четвертого по величине флота в мире за несколько коротких лет, при этом для китайских автомобилей создаются новые торговые маршруты.
По данным консалтинговой компании Veson Nautical, на которые ссылается Reuters, сейчас Китай занимает восьмое место в мире по величине судоходного флота, насчитывающего 33 судна для перевозки автомобилей. Для сравнения, Япония возглавляет список с 284 судами, за ней следуют Норвегия со 102 судами. Южная Корея занимает третье место с 72 судами, а Остров Мэн, имеющий 61 зарегистрированное судно, — четвертое.
Однако текущая ситуация стремительно меняется: китайские компании разместили заказы на 47 судов, что составляет четверть всех мировых заказов. Среди покупателей судов — SAIC Motor, Chery, BYD, а также судоходные компании COSCO и China Merchants «от имени китайских автопроизводителей», сообщает Reuters.
«После того как этот армада будет поставлена в Китай, контролируемый Китаем парк автомобилевозов вырастет с нынешних 2,4% до 8,7%», — сообщил Reuters аналитик Veson Андреа де Лука. «Мы ожидаем появления новых торговых маршрутов, созданных почти исключительно для китайских OEM-производителей».
Китай уже обогнал Японию как крупнейший мировой экспортер автомобилей, при этом одна только BYD экспортировала более 240 000 автомобилей в прошлом году, что составляет около 8% ее мировых продаж. В этом году компания планирует экспортировать до 400 000 электромобилей. У этого гиганта электромобилей уже есть одно специализированное судно вместимостью 7 000 электромобилей, и компания планирует добавить еще семь таких судов за два года.
Tesla и Volkswagen также расширили свой экспорт из Китая, используя, конечно же, более дешевую цепочку поставок страны в своих интересах.
Автомобили обычно перевозятся морем на судах типа «roll-on/roll-off» (RORO), которые позволяют закатывать транспортные средства напрямую, а не использовать кран. Однако в последние годы этих судов не хватало: старые суда выводились из эксплуатации, а заказы на новые суда сократились из-за как финансового кризиса 2008 года, так и модернизации отрасли для использования менее загрязняющих видов топлива, сообщает MIT Technology Review.
В Японии Nissan и Toyota имеют собственные флоты судов RORO, которые могут перевозить десятки тысяч автомобилей, но для Китая его внутренние автомобилевозы составляли лишь ничтожную часть мировых транспортных мощностей — всего 2,8% — оставляя китайским компаниям мало возможностей для экспорта своих автомобилей.
В результате доступ к судам RORO стоил целое состояние: ежедневная ставка фрахта судов достигала 115 000 долларов в день. Это более чем в семь раз выше цены 2019 года. Поэтому компании просто решили покупать корабли сами.
Мнение Electrek
Все это происходит на фоне того, что Китай находится под пристальным вниманием из-за того, что, по мнению Европейской комиссии, несправедливо субсидирует электромобили, экспортируемые в Европу, при этом Вашингтон внимательно следит. Во-первых, в Китае государственные субсидии в сочетании с экономическим спадом привели к огромному переизбытку предложения, и компании ищут возможности для экспорта и распродажи запасов. Следовательно, дешевые электромобили направляются к вам (ну, по крайней мере, пока не в США). Тем не менее, на европейских границах ждут высокие импортные тарифы.
Не говоря уже о том, что судоходная отрасль в настоящее время сталкивается с собственным переосмыслением углеродных выбросов и должна радикально сократить выбросы в ближайшие годы, чтобы достичь Парижских климатических целей. По данным Всемирного банка, в настоящее время она является шестым крупнейшим источником выбросов парниковых газов в мире, занимая промежуточное положение между Японией и Германией. Таким образом, транспортировка электромобилей по всему миру, безусловно, имеет свою экологическую цену. Конечно, многие из этих компаний производят и экспортируют тонны автомобилей с ДВС, поэтому мы можем только предположить, что на этих кораблях будет достаточно места и для них.