Китай экспортирует столько электромобилей, что ему нужно больше кораблей — намного больше

Китайские автопроизводители планируют экспортировать сотни тысяч электромобилей по всему миру, но для этого им нужно гораздо больше судов для перевозки автомобилей. Спрос настолько высок, что страна находится на пути к созданию четвертого по величине флота в мире за несколько коротких лет, при этом для китайских автомобилей создаются новые торговые маршруты.

По данным консалтинговой компании Veson Nautical, на которые ссылается Reuters, сейчас Китай занимает восьмое место в мире по величине судоходного флота, насчитывающего 33 судна для перевозки автомобилей. Для сравнения, Япония возглавляет список с 284 судами, за ней следуют Норвегия со 102 судами. Южная Корея занимает третье место с 72 судами, а Остров Мэн, имеющий 61 зарегистрированное судно, — четвертое.

Однако текущая ситуация стремительно меняется: китайские компании разместили заказы на 47 судов, что составляет четверть всех мировых заказов. Среди покупателей судов — SAIC Motor, Chery, BYD, а также судоходные компании COSCO и China Merchants «от имени китайских автопроизводителей», сообщает Reuters.

«После того как этот армада будет поставлена в Китай, контролируемый Китаем парк автомобилевозов вырастет с нынешних 2,4% до 8,7%», — сообщил Reuters аналитик Veson Андреа де Лука. «Мы ожидаем появления новых торговых маршрутов, созданных почти исключительно для китайских OEM-производителей».

Реклама — прокрутите дальше, чтобы узнать больше

Китай уже обогнал Японию как крупнейший мировой экспортер автомобилей, при этом одна только BYD экспортировала более 240 000 автомобилей в прошлом году, что составляет около 8% ее мировых продаж. В этом году компания планирует экспортировать до 400 000 электромобилей. У этого гиганта электромобилей уже есть одно специализированное судно вместимостью 7 000 электромобилей, и компания планирует добавить еще семь таких судов за два года.

Tesla и Volkswagen также расширили свой экспорт из Китая, используя, конечно же, более дешевую цепочку поставок страны в своих интересах.

Автомобили обычно перевозятся морем на судах типа «roll-on/roll-off» (RORO), которые позволяют закатывать транспортные средства напрямую, а не использовать кран. Однако в последние годы этих судов не хватало: старые суда выводились из эксплуатации, а заказы на новые суда сократились из-за как финансового кризиса 2008 года, так и модернизации отрасли для использования менее загрязняющих видов топлива, сообщает MIT Technology Review.

В Японии Nissan и Toyota имеют собственные флоты судов RORO, которые могут перевозить десятки тысяч автомобилей, но для Китая его внутренние автомобилевозы составляли лишь ничтожную часть мировых транспортных мощностей — всего 2,8% — оставляя китайским компаниям мало возможностей для экспорта своих автомобилей.

В результате доступ к судам RORO стоил целое состояние: ежедневная ставка фрахта судов достигала 115 000 долларов в день. Это более чем в семь раз выше цены 2019 года. Поэтому компании просто решили покупать корабли сами.

Мнение Electrek

Все это происходит на фоне того, что Китай находится под пристальным вниманием из-за того, что, по мнению Европейской комиссии, несправедливо субсидирует электромобили, экспортируемые в Европу, при этом Вашингтон внимательно следит. Во-первых, в Китае государственные субсидии в сочетании с экономическим спадом привели к огромному переизбытку предложения, и компании ищут возможности для экспорта и распродажи запасов. Следовательно, дешевые электромобили направляются к вам (ну, по крайней мере, пока не в США). Тем не менее, на европейских границах ждут высокие импортные тарифы.

Не говоря уже о том, что судоходная отрасль в настоящее время сталкивается с собственным переосмыслением углеродных выбросов и должна радикально сократить выбросы в ближайшие годы, чтобы достичь Парижских климатических целей. По данным Всемирного банка, в настоящее время она является шестым крупнейшим источником выбросов парниковых газов в мире, занимая промежуточное положение между Японией и Германией. Таким образом, транспортировка электромобилей по всему миру, безусловно, имеет свою экологическую цену. Конечно, многие из этих компаний производят и экспортируют тонны автомобилей с ДВС, поэтому мы можем только предположить, что на этих кораблях будет достаточно места и для них.