Tesla продала каждый 8-й автомобиль в Калифорнии в 2023 году, доля электромобилей составила 21,4%

В прошлом году Калифорния установила новый рекорд: 21,4% новых автомобилей были полностью электрическими. Tesla снова заняла первое место, продав два самых продаваемых автомобиля в штате — Tesla Model Y и Tesla Model 3. Однако Toyota лишь немного сохранила лидерство как самый продаваемый бренд в штате, а Tesla дышала ей в спину.

Данные были опубликованы вчера Калифорнийской ассоциацией дилеров новых автомобилей (CNCDA) в их ежеквартальном отчете Auto Outlook. Это был отчет за 4-й квартал и за весь год, отражающий тенденции продаж автомобилей за весь год в штате, который лидирует в США по продажам электромобилей.

По сравнению с национальным рыночным показателем в 7,5%, электромобили заняли 21,4% продаж в Калифорнии. Но всего пару лет назад доля Калифорнии составляла около 7% продаж новых электромобилей, в то время как остальная часть страны — около 2%. Поэтому мы ежеквартально изучаем данные CNCDA, чтобы понять, куда вскоре могут двигаться тенденции для остальной страны.

Однако доля Калифорнии в общенациональных регистрациях полностью электрических транспортных средств (BEV) снизилась. Не так давно Калифорния составляла более половины всех электромобилей в Соединенных Штатах, но в 2023 году на Калифорнию пришлось 33,8% продаж BEV в США. Это означает, что остальная часть страны набирает обороты в продажах электромобилей, и электромобили больше не являются исключительной прерогативой Калифорнии. Это ожидаемая, но желанная тенденция — нам не нужно, чтобы Калифорния продолжала присваивать себе все преимущества электромобилей для здоровья.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Как и ожидалось, лидерами стали автомобили Tesla. Model Y и Model 3 значительно опередили конкурентов по продажам: Model 3 заняла 15,3% рынка легковых автомобилей (на 61% опередив Toyota Camry, которая ранее десятилетиями была лидером продаж в Калифорнии), а Model Y заняла 10,8% рынка легких грузовиков, что более чем вдвое превышает показатели ее ближайшего конкурента, RAV4, с долей 4,7%.

Однако, поскольку у Tesla всего несколько моделей, а у Toyota их много, Toyota по-прежнему сохранила корону по общему объему продаж в Калифорнии. Доля Toyota на рынке за весь год составила 15,7%, а доля Tesla — 13%, при этом Honda заняла третье место с 9,7%.

13% означает, что каждый восьмой автомобиль, проданный в Калифорнии в прошлом году, был Tesla — от компании, которая продает автомобили всего 15 лет. Ранее в этом году даже казалось, что Tesla сможет обогнать Toyota в Калифорнии, поскольку Tesla опередила Toyota во 2-м квартале, но Toyota вернула себе лидерство в 3-м квартале и сохранила его в 4-м квартале.

Один из наиболее интересных графиков в отчете — доля альтернативных силовых агрегатов по типу дилерского центра — прямого или франчайзингового. В данном случае «прямой» относится к дилерским центрам, принадлежащим соответствующему автопроизводителю, при этом подавляющее большинство этих продаж приходится на Tesla.

Однако на графике мы видим растущее число BEV, продаваемых франчайзинговыми дилерами, поскольку другие производители наконец-то запустили свои программы BEV и теперь продают разнообразные автомобили, многие из которых появились на рынке только в прошлом или позапрошлом модельном году. Большинство BEV по-прежнему продавались напрямую, но продажи через франчайзинговых дилеров догоняют.

Включая BEV, PHEV и FCEV, четверть всех автомобилей могли работать от специализированного нетопливного источника энергии. Если добавить к этому гибриды (вы же знаете, автомобили, которые Toyota так любит выдавать за электрические, хотя это и не так), то 35,9% автомобилей имели в своем составе электродвигатель.

Это произошло на фоне небольшого снижения доли электромобилей по кварталам, с 22,3% до 21,1%, и небольшого увеличения доли гибридов, с 11,7% до 13,3%. Доля подключаемых гибридов осталась примерно на том же уровне — 3,6%, увеличившись с 3,4%. Подключаемые гибриды пользовались исключительной популярностью благодаря Jeep Wrangler PHEV, который стал 4-м самым продаваемым автомобилем в штате с розеткой, уступая только двум Tesla и уходящей модели Chevy Bolt. Wrangler PHEV продавался почти вдвое лучше, чем RAV4 Prime.

Tesla сохранила свою позицию как одна из компаний с лучшим ростом продаж в течение года, увеличив их на 24,6% по сравнению с предыдущим годом. Хотя этот уровень роста был ниже, чем в прошлом. Учитывая, что Tesla уже хорошо зарекомендовала себя в Калифорнии, неизбежно, что процент роста со временем замедлится — или, возможно, Калифорния, больше, чем другие штаты, устала от чуши генерального директора Tesla Илона Маска.

Доля Tesla на калифорнийском рынке BEV снизилась с 71% до 60,5%, что также является ожидаемым результатом появления на рынке других автомобилей. Это все еще было выше доли Tesla на общенациональном рынке электромобилей, которая составляла около 55% за год.

Но победителем с точки зрения роста продаж стала Rivian, которая показала увеличение на 142,7% год к году. Такие большие цифры ожидаемы для новой компании с новыми моделями, но наращивание производства и продаж Rivian в этом году было тем не менее впечатляющим, компания даже превысила свои производственные прогнозы в год, когда СМИ много времени тратили на ложные утверждения о спаде продаж электромобилей.

И по этому поводу — в 2022 году электромобили составляли 16,4% рынка электромобилей в Калифорнии, а в 2023 году — 21,4%. Мне это определенно кажется ростом, а не спадом. Тем временем, один из медийных нарративов, о котором мы не так уж много слышали, заключается в том, что продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ICE) *на самом деле* не растут. В то время как общие продажи автомобилей в Калифорнии выросли на 11,9% в 2023 году, это связано с тем, что в 2023 году было продано на 190 тысяч больше «электрифицированных» автомобилей (BEV/PHEV/HEV), чем в 2022 году, что составило около 638 тысяч в 2023 году, в то время как продажи чисто бензиновых автомобилей остались на уровне около 1,1 миллиона. Таким образом, в год значительного восстановления автомобильной промышленности, большая часть этого восстановления, по крайней мере в Калифорнии, была обусловлена ростом продаж электромобилей.