Formula E: 10-й сезон стартует в субботу — новые трассы и сверхбыстрая зарядка в середине гонки

Formula E возвращается на трассу в эту субботу для своего десятого сезона с гонкой в Мехико. Этот сезон принесет три новые трассы и дебют новой сверхбыстрой системы зарядки в середине гонки.

Formula E — это гоночная серия электрических болидов с открытыми колесами высшего уровня FIA, которая проходит на уличных трассах в крупнейших городах мира. За свои первые девять сезонов серия провела гонки в 24 странах и 30 городах. В десятом сезоне к календарю добавится еще 3 новые трассы и 1 новая страна.

Трасса в Мехико, расположенная на высоте почти 2300 метров над уровнем моря, отлично демонстрирует преимущества электропривода. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, выступающие здесь, сталкиваются с разреженным воздухом, что означает менее эффективное сгорание и снижение мощности двигателя. С электроприводом такой проблемы нет — электродвигатели одинаково хорошо работают на любой высоте.

В десятом сезоне вновь будет представлен болид Gen3 от Formula E — более быстрый, легкий и угловатый, который дебютировал в прошлом сезоне. Ожидалось, что он покажет более быстрые круги, но мы увидели лишь незначительное улучшение по сравнению с болидами Gen2 предыдущего года, поскольку команды осваивались с новыми машинами в течение сезона.

Реклама — прокрутите вниз для продолжения

Однако на зимних тестах в Валенсии в этом сезоне болиды Gen3 показали себя более чем на секунду быстрее, чем в прошлом году, что позволяет предположить, что команды начали осваивать свое оборудование (хотя отчасти это может быть связано с тем, что тесты проходили на полтора месяца раньше, в октябре, когда трасса была немного теплее).

Новые трассы — Токио, Шанхай и Мизано

В этом году Formula E проведет гонки на трех новых трассах и посетит одну новую страну.

Самая большая новость — прибытие Formula E в Токио, крупнейший мегаполис мира и первая гонка серии в Японии. Гонка в Токио пройдет вокруг Международного выставочного центра «Tokyo Big Sight», прямо у Токийского залива.

Хотя Formula E уже проводила много гонок в соседних азиатских странах, она еще не посещала Японию, одержимую автоспортом. В Японии есть собственные гоночные лиги, Formula 1 пользуется большой популярностью, и страна обладает особенно сильной автомобильной промышленностью. Однако эта автомобильная промышленность до сих пор проявляла нерешительность в вопросах электрификации, поэтому будет интересно посмотреть, как примут Formula E в Японии.

Еще одна новая трасса появится в Шанхае, Китай. Formula E уже проводила гонки в Китае несколько раз, на трассах в столице Пекине (где прошла первая гонка Formula E) и на курортном городе на юге страны — Санья. Также были гонки в Гонконге.

Место проведения Дата Место проведения Дата
Мехико, Мексика 13 января Берлин, Германия 11 мая
Эд-Диръия, Саудовская Аравия 26 января Берлин, Германия 12 мая
Эд-Диръия, Саудовская Аравия 27 января Шанхай, Китай 25 мая
Сан-Паулу, Бразилия 16 марта Шанхай, Китай 26 мая
Токио, Япония 30 марта Портленд, США 29 июня
Мизано, Италия 13 апреля Портленд, США 30 июня
Мизано, Италия 14 апреля Лондон, Великобритания 20 июля
Монако 27 апреля Лондон, Великобритания 21 июля
Календарь гонок Formula E на год

Гонка в Шанхае пройдет на Международном автодроме Шанхая — это настоящая гоночная трасса, а не уличная. Эта трасса использовалась для гонок Формулы-1 в прошлом и в этом году также примет этап F1. Это скоростная трасса с несколькими длинными прямыми. Скоростные трассы в прошлом представляли интересный вызов для Formula E, поскольку более высокие скорости означают снижение эффективности и увеличение преимущества от драфтинга, особенно в серии с низким уровнем прижимной силы и ограниченным запасом энергии, как эта.

В прошлом году в Портленде (еще одна специально построенная гоночная трасса, куда серия возвращается в этом году) гонка по стратегии напоминала велогонку, когда машины экономили энергию в группе, похожей на пелотон, до самого финиша, где начинался настоящий спринт. Мы можем ожидать чего-то похожего и в Шанхае, хотя вполне вероятно, что Formula E будет использовать более короткий вариант трассы, а не полную конфигурацию Формулы-1, как это бывало на других трассах раньше.

Наконец, последняя новая трасса находится в Италии. Серия уже много раз гонялась здесь на уличной трассе в Риме, но в этом году гонка переместится на другую реальную гоночную трассу — Мизано-Адриатико, расположенную на побережье Адриатического моря. Эта трасса часто используется как мотоциклетная, подобно трассе для зимних тестов Formula E в Валенсии, с более низкими скоростями и меньшей длиной круга, чем полная трасса Шанхая (но длиннее, чем трасса Портленда).

Зарядка в середине гонки наконец-то стала реальностью

Мы прошли долгий путь с первого сезона Formula E, когда гонщики останавливались в середине гонки, чтобы пересесть из одного автомобиля в другой с полностью заряженной батареей. Formula E выбрала эту систему, потому что было бы слишком сложно организовать зарядку или замену батарей в середине гонки, поэтому они просто меняли пилотов.

Болид Gen2 решил эту проблему, поскольку плотность энергии батарей возросла настолько, что замена батарей (или автомобилей) стала ненужной. С тех пор болидам Formula E не нужны были пит-стопы, и они заканчивали гонку на той же батарее и шинах, на которых стартовали.

Но по мере развития электромобилей и акцента на быструю зарядку постоянным током, Formula E теперь пытается внедрить эту концепцию в гонки.

Formula E изначально планировала представить остановку для зарядки в середине гонки вместе с болидом Gen3 в прошлом году, но была вынуждена отложить эти планы на год из-за проблем с производством оборудования.

Теперь система готова к использованию на избранных гонках этого года, и она дебютирует на упомянутой выше гонке ePrix Мизано-Адриатико в Италии в апреле. На гонках, где она будет активна, она заменит систему Formula E «Attack Mode», которая дает каждому пилоту период повышенной мощности, которую они могут стратегически использовать для занятия позиций во время гонки.

Новая система зарядки в середине гонки будет называться «Attack Charge» и будет заряжать автомобили мощностью до 600 кВт, что значительно быстрее, чем доступные для потребителей быстрые зарядки, которые достигают 250-350 кВт.

Formula E заявляет, что обязательная 30-секундная остановка для зарядки в середине гонки обеспечит автомобилям около 4 кВт·ч энергии — это всего лишь около 10% заряда, но это неплохо для 30 секунд зарядки. Эта дополнительная энергия будет доступна в более поздние периоды гонки, когда автомобили смогут увеличить мощность до 350 кВт, а не стандартных 300 кВт.

Добавление остановки для зарядки в середине гонки обещает добавить интриги в результаты гонок, поскольку команды получат некоторую стратегическую гибкость в выборе времени пит-стопов. Это означает больше обгонов, что всегда было сильной стороной Formula E.

Чего ожидать

Formula E всегда предлагала захватывающие гонки, с гораздо большим количеством смен лидера и непредсказуемым ходом соревнований, чем Формула-1. Некоторые из самых хаотичных гонок Formula E, как, например, в Портленде в прошлом году, имели почти столько же смен позиций за одну гонку, сколько Формула-1 видит за весь сезон.

В прошлом сезоне гонки Formula E выиграли 7 пилотов из 6 команд, в то время как в F1 один пилот выиграл 19 из 22 гонок. Чемпионат — который достался Джейку Деннису, чья команда Jaguar заняла второе место в командном зачете после Envision — решался только в последнем гоночном уик-энде, тогда как чемпионат F1 был решен за несколько месяцев до конца сезона.

Чемпион мира Джейк Деннис, Avalanche Andretti Formula E, брызгает шампанским на подиуме

Так что, если вас интересуют непредсказуемые гонки, Formula E, скорее всего, сможет вам это обеспечить.

Как и в большинстве лет, произошло ряд изменений в составах пилотов и команд: Nio покинула спорт, а команда сменила название на ERT после нового спонсорства. Несколько команд поменяли пилотов или вернули бывших гонщиков Formula E, но единственным новичком стал Джехан Дарувала, присоединившийся к Maserati. Он пришел из Формулы-2, где его лучшим результатом в сезоне было 7-е место, хотя в других сериях он поднимался до 2-го места.

Какими бы непредсказуемыми ни были гонки, в течение сезона лидеры обычно выходят на первые позиции. Некоторые команды традиционно показывают лучшие результаты на протяжении сезонов, поэтому мы можем ожидать, что Jaguar, Envision, Andretti, DS Penske и Porsche окажутся в верхней части турнирной таблицы. По результатам зимних тестов, похоже, что силовая установка Jaguar, используемая командами Jaguar и Envision, показала себя лучше всего, что является хорошим предзнаменованием для этих двух команд и их пилотов Митча Эванса, Ника Кэссиди, Робина Фрейнса и Себастьена Буэми.

Первая гонка десятого сезона Formula E состоится в эту субботу в 8 вечера по UTC, полдень/12 дня по PST, 3 дня по EST или 2 часа дня по местному времени Мехико. В США все сессии будут транслироваться в прямом эфире на Roku или будут показаны с задержкой в воскресенье в 4:30 вечера на CBS. Чтобы узнать, как смотреть гонки в других регионах, посетите страницу Formula E «Способы просмотра».