
Formula E возвращается на трассу в эту субботу для своего десятого сезона с гонкой в Мехико. Этот сезон принесет три новые трассы и дебют новой сверхбыстрой системы зарядки в середине гонки.
Formula E — это гоночная серия электрических болидов с открытыми колесами высшего уровня FIA, которая проходит на уличных трассах в крупнейших городах мира. За свои первые девять сезонов серия провела гонки в 24 странах и 30 городах. В десятом сезоне к календарю добавится еще 3 новые трассы и 1 новая страна.
Трасса в Мехико, расположенная на высоте почти 2300 метров над уровнем моря, отлично демонстрирует преимущества электропривода. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, выступающие здесь, сталкиваются с разреженным воздухом, что означает менее эффективное сгорание и снижение мощности двигателя. С электроприводом такой проблемы нет — электродвигатели одинаково хорошо работают на любой высоте.

В десятом сезоне вновь будет представлен болид Gen3 от Formula E — более быстрый, легкий и угловатый, который дебютировал в прошлом сезоне. Ожидалось, что он покажет более быстрые круги, но мы увидели лишь незначительное улучшение по сравнению с болидами Gen2 предыдущего года, поскольку команды осваивались с новыми машинами в течение сезона.
Однако на зимних тестах в Валенсии в этом сезоне болиды Gen3 показали себя более чем на секунду быстрее, чем в прошлом году, что позволяет предположить, что команды начали осваивать свое оборудование (хотя отчасти это может быть связано с тем, что тесты проходили на полтора месяца раньше, в октябре, когда трасса была немного теплее).
Новые трассы — Токио, Шанхай и Мизано
В этом году Formula E проведет гонки на трех новых трассах и посетит одну новую страну.
Самая большая новость — прибытие Formula E в Токио, крупнейший мегаполис мира и первая гонка серии в Японии. Гонка в Токио пройдет вокруг Международного выставочного центра «Tokyo Big Sight», прямо у Токийского залива.

Хотя Formula E уже проводила много гонок в соседних азиатских странах, она еще не посещала Японию, одержимую автоспортом. В Японии есть собственные гоночные лиги, Formula 1 пользуется большой популярностью, и страна обладает особенно сильной автомобильной промышленностью. Однако эта автомобильная промышленность до сих пор проявляла нерешительность в вопросах электрификации, поэтому будет интересно посмотреть, как примут Formula E в Японии.
Еще одна новая трасса появится в Шанхае, Китай. Formula E уже проводила гонки в Китае несколько раз, на трассах в столице Пекине (где прошла первая гонка Formula E) и на курортном городе на юге страны — Санья. Также были гонки в Гонконге.
Место проведения | Дата | Место проведения | Дата |
Мехико, Мексика | 13 января | Берлин, Германия | 11 мая |
Эд-Диръия, Саудовская Аравия | 26 января | Берлин, Германия | 12 мая |
Эд-Диръия, Саудовская Аравия | 27 января | Шанхай, Китай | 25 мая |
Сан-Паулу, Бразилия | 16 марта | Шанхай, Китай | 26 мая |
Токио, Япония | 30 марта | Портленд, США | 29 июня |
Мизано, Италия | 13 апреля | Портленд, США | 30 июня |
Мизано, Италия | 14 апреля | Лондон, Великобритания | 20 июля |
Монако | 27 апреля | Лондон, Великобритания | 21 июля |
Гонка в Шанхае пройдет на Международном автодроме Шанхая — это настоящая гоночная трасса, а не уличная. Эта трасса использовалась для гонок Формулы-1 в прошлом и в этом году также примет этап F1. Это скоростная трасса с несколькими длинными прямыми. Скоростные трассы в прошлом представляли интересный вызов для Formula E, поскольку более высокие скорости означают снижение эффективности и увеличение преимущества от драфтинга, особенно в серии с низким уровнем прижимной силы и ограниченным запасом энергии, как эта.
В прошлом году в Портленде (еще одна специально построенная гоночная трасса, куда серия возвращается в этом году) гонка по стратегии напоминала велогонку, когда машины экономили энергию в группе, похожей на пелотон, до самого финиша, где начинался настоящий спринт. Мы можем ожидать чего-то похожего и в Шанхае, хотя вполне вероятно, что Formula E будет использовать более короткий вариант трассы, а не полную конфигурацию Формулы-1, как это бывало на других трассах раньше.

Наконец, последняя новая трасса находится в Италии. Серия уже много раз гонялась здесь на уличной трассе в Риме, но в этом году гонка переместится на другую реальную гоночную трассу — Мизано-Адриатико, расположенную на побережье Адриатического моря. Эта трасса часто используется как мотоциклетная, подобно трассе для зимних тестов Formula E в Валенсии, с более низкими скоростями и меньшей длиной круга, чем полная трасса Шанхая (но длиннее, чем трасса Портленда).
Зарядка в середине гонки наконец-то стала реальностью
Мы прошли долгий путь с первого сезона Formula E, когда гонщики останавливались в середине гонки, чтобы пересесть из одного автомобиля в другой с полностью заряженной батареей. Formula E выбрала эту систему, потому что было бы слишком сложно организовать зарядку или замену батарей в середине гонки, поэтому они просто меняли пилотов.
Болид Gen2 решил эту проблему, поскольку плотность энергии батарей возросла настолько, что замена батарей (или автомобилей) стала ненужной. С тех пор болидам Formula E не нужны были пит-стопы, и они заканчивали гонку на той же батарее и шинах, на которых стартовали.
Но по мере развития электромобилей и акцента на быструю зарядку постоянным током, Formula E теперь пытается внедрить эту концепцию в гонки.

Formula E изначально планировала представить остановку для зарядки в середине гонки вместе с болидом Gen3 в прошлом году, но была вынуждена отложить эти планы на год из-за проблем с производством оборудования.
Теперь система готова к использованию на избранных гонках этого года, и она дебютирует на упомянутой выше гонке ePrix Мизано-Адриатико в Италии в апреле. На гонках, где она будет активна, она заменит систему Formula E «Attack Mode», которая дает каждому пилоту период повышенной мощности, которую они могут стратегически использовать для занятия позиций во время гонки.
Новая система зарядки в середине гонки будет называться «Attack Charge» и будет заряжать автомобили мощностью до 600 кВт, что значительно быстрее, чем доступные для потребителей быстрые зарядки, которые достигают 250-350 кВт.
Formula E заявляет, что обязательная 30-секундная остановка для зарядки в середине гонки обеспечит автомобилям около 4 кВт·ч энергии — это всего лишь около 10% заряда, но это неплохо для 30 секунд зарядки. Эта дополнительная энергия будет доступна в более поздние периоды гонки, когда автомобили смогут увеличить мощность до 350 кВт, а не стандартных 300 кВт.
Добавление остановки для зарядки в середине гонки обещает добавить интриги в результаты гонок, поскольку команды получат некоторую стратегическую гибкость в выборе времени пит-стопов. Это означает больше обгонов, что всегда было сильной стороной Formula E.
Чего ожидать
Formula E всегда предлагала захватывающие гонки, с гораздо большим количеством смен лидера и непредсказуемым ходом соревнований, чем Формула-1. Некоторые из самых хаотичных гонок Formula E, как, например, в Портленде в прошлом году, имели почти столько же смен позиций за одну гонку, сколько Формула-1 видит за весь сезон.
В прошлом сезоне гонки Formula E выиграли 7 пилотов из 6 команд, в то время как в F1 один пилот выиграл 19 из 22 гонок. Чемпионат — который достался Джейку Деннису, чья команда Jaguar заняла второе место в командном зачете после Envision — решался только в последнем гоночном уик-энде, тогда как чемпионат F1 был решен за несколько месяцев до конца сезона.

Так что, если вас интересуют непредсказуемые гонки, Formula E, скорее всего, сможет вам это обеспечить.
Как и в большинстве лет, произошло ряд изменений в составах пилотов и команд: Nio покинула спорт, а команда сменила название на ERT после нового спонсорства. Несколько команд поменяли пилотов или вернули бывших гонщиков Formula E, но единственным новичком стал Джехан Дарувала, присоединившийся к Maserati. Он пришел из Формулы-2, где его лучшим результатом в сезоне было 7-е место, хотя в других сериях он поднимался до 2-го места.
Какими бы непредсказуемыми ни были гонки, в течение сезона лидеры обычно выходят на первые позиции. Некоторые команды традиционно показывают лучшие результаты на протяжении сезонов, поэтому мы можем ожидать, что Jaguar, Envision, Andretti, DS Penske и Porsche окажутся в верхней части турнирной таблицы. По результатам зимних тестов, похоже, что силовая установка Jaguar, используемая командами Jaguar и Envision, показала себя лучше всего, что является хорошим предзнаменованием для этих двух команд и их пилотов Митча Эванса, Ника Кэссиди, Робина Фрейнса и Себастьена Буэми.
Первая гонка десятого сезона Formula E состоится в эту субботу в 8 вечера по UTC, полдень/12 дня по PST, 3 дня по EST или 2 часа дня по местному времени Мехико. В США все сессии будут транслироваться в прямом эфире на Roku или будут показаны с задержкой в воскресенье в 4:30 вечера на CBS. Чтобы узнать, как смотреть гонки в других регионах, посетите страницу Formula E «Способы просмотра».