
Неудивительно, что Норвегия лидирует в мире по внедрению электромобилей, но в 2023 году страна достигла новых высот: электромобили заняли рекордные 82% рынка, а Tesla — впечатляющие 20%. И, несмотря на продолжающиеся трудовые споры Tesla в регионе и блокировку импорта, регистрация новых автомобилей Tesla в Швеции выросла на 9% в декабре.
В Норвегии американский производитель электромобилей лидирует с 20% долей рынка, что является огромным скачком по сравнению с 12,2% в прошлом году, по данным Reuters. Пять из шести новых автомобилей, проданных в Норвегии в прошлом году, были аккумуляторными электромобилями (BEV), причем Tesla обогнала конкурентов по доле рынка.
Норвегия, нефтедобывающая страна, стремительно переходит на электрические виды транспорта. Tesla лидирует благодаря своей самой продаваемой модели Y, чему способствуют щедрые налоговые льготы страны для полностью электрических автомобилей. Tesla стала самым продаваемым брендом автомобилей в Норвегии третий год подряд, при этом почти каждый четвертый новый зарегистрированный легковой автомобиль — это Tesla Model Y, как сообщает Reuters.
Норвежцы получили значительные стимулы при переходе на электромобили. Однако страна начала сворачивать эти льготы, отчасти из-за огромного роста числа владельцев электромобилей, а также для того, чтобы поощрять использование меньшего количества частных автомобилей (даже электрических) в пользу пеших прогулок, езды на велосипеде и общественного транспорта. По состоянию на 2023 год страна ввела НДС в размере 25% на цену покупки от 500 000 норвежских крон и выше, но Tesla по-прежнему демонстрировала огромный рост.
Тем временем в Швеции доля рынка Tesla выросла более скромно — на 6,1% с 4,6% в декабре, сообщает Reuters. Данные Mobility Sweden показали, что в декабре было зарегистрировано 1789 новых автомобилей Tesla, по сравнению с 1645 в том же месяце 2022 года.
Мнение Electrek
Это впечатляющее достижение для Tesla, которая уже три месяца вовлечена в трудовой спор с шведским профсоюзом IF Metall, представляющим механиков, обслуживающих автомобили Tesla в стране. С тех пор спор расширился и теперь охватывает 15 других профсоюзов, предпринимающих действия против компании до тех пор, пока она не договорится о коллективном договоре, причем соседи Швеции по Скандинавии присоединились в знак солидарности. В забастовке участвуют тысячи рабочих, от докеров до автодилеров и работников почтовой службы, которым запрещено касаться чего-либо, связанного с Tesla, пока компания не подпишет коллективный договор с IF Metall. Генеральный директор Tesla Илон Маск, известный своим антипрофсоюзным настроем, назвал эти действия «безумием».
Пока что вся эта драма, похоже, не сильно повлияла на продажи Tesla. Но по мере того, как забастовка затягивается без видимого конца, появляются новые конкуренты в сегменте электромобилей, а страны сворачивают свои стимулы для электромобилей, еще слишком рано делать окончательные выводы. Например, крупнейший пенсионный фонд Норвегии KLP недавно составил письмо Tesla, выразив «глубокую обеспокоенность» конфликтом, заявив, что речь идет о «фундаментальных правах человека», как сообщает *The New York Times*. KLP владеет акциями Tesla на сумму около 210 миллионов долларов.
Так что, хотя еще слишком рано говорить о том, как все сложится для Tesla, культурное столкновение между американским автопроизводителем и скандинавским образом жизни в ближайшее время не утихнет.