
Недавно мое путешествие в сегменте электрической мобильности привело меня в Гётеборг, Швеция — дом для Skansen Kronen, дизайнерского центра ZEEKR и, конечно же, Volvo. Швеция является одним из скандинавских рынков, активно внедряющих электрификацию, и это особенно заметно в ее сети общественного транспорта. Сюда входят полностью электрические паромы, на которых мне удалось побывать и прокатиться.
Во время моего пребывания в Гётеборге я посетил ряд молодых стартапов в области электрической мобильности, таких как SiNIX, Uni3 и Mattr Collective, а также некоторые растущие имена в сфере электромобилей, такие как Lynk & Co и ZEEKR. Чтобы добраться из одной части города в технологический хаб, где работает множество этих компаний, самым быстрым (и наиболее экологичным) способом являются электрические паромы.
Я плыл на Eloise недалеко от удаленного кампуса Технического университета Чалмерса, где смог подняться на борт Elvy — одного из немного более старых электрических паромов, пришвартованных для планового технического обслуживания. Мое ~8-минутное путешествие по реке Гёта-эльв было плавным, спокойным и, что самое заметное, тихим. Послушайте:
После короткой прогулки по причалу я встретился со своим новым другом Торбьорном — он действительно разбирается в электрических паромах и провел мне удивительную и эксклюзивную (город обычно не пускает граждан выше или ниже палубы) экскурсию по Elvy внутри и снаружи. Сначала взгляните на экстерьер.
Поднимаемся на борт шведских электрических паромов Elvy и Eloise
Eloise предоставил вдохновляющее плавание, так как мне удалось опробовать шведские электрические паромы в действии, и эти операторы работают четко. Я был примерно в 50 ярдах от апмпы на борту, когда они отчалили без меня — в следующий раз повезет больше. К счастью, эти электрические паромы курсируют туда и обратно весь день, поэтому мне удалось поймать следующий через несколько минут. В следующий раз я буду более проворным.
Итак, давайте перейдем к главному герою — Elvy. Elvy был построен в Дании в 2019 году и с тех пор эксплуатируется в Гётеборге. Он приводится в движение двумя 100% электрическими двигателями спереди и сзади, что позволяет парому эффективно швартоваться, загружаться и отходить, никогда не поворачиваясь.
Эти двигатели (см. ниже) питаются мегаваттной энергией, поставляемой 45 модулями, оснащенными литий-ионными ячейками. Этого более чем достаточно для питания этих электрических паромов в течение их 8-13-часовых смен — тем более, что более новые суда, такие как Eloise, оснащены еще большей энергией (1,3 МВт).
Двигатели Elvy мощностью 225 кВт позволяют ему развивать максимальную скорость 11 узлов (12,7 мили в час), хотя электрические паромы обычно ходят со скоростью 7-8 узлов (8-9 миль в час) для снижения энергопотребления. Кстати, Торбьорн сообщил мне, что среднее потребление каждого электрического парома составляет от 25 до 125 кВтч, в зависимости от ветра, погоды и течения.
Elvy имеет дизельный двигатель, работающий на гидроочищенном растительном масле (HVO), но он используется только во время очень длинных смен, когда энергопотребление высокое, а аккумуляторы полностью разряжены.
Когда электрическим паромам, таким как Elvy, нужно подзарядиться, они делают это через береговой разъем переменного тока мощностью 250 кВт. Торбьорн не смог назвать точное время зарядки, так как город планирует каждую индивидуальную зарядку в зависимости от потребностей, но мне сказали, что обычно каждому судну выделяется не менее 10 часов на пополнение, чего обычно более чем достаточно для следующей смены.

Общаясь с моим гидом, я нашел еще одно доказательство того, что Швеция опережает многие страны в области электрификации — особенно в общественном транспорте, но ее жители еще не удовлетворены. В Норвегии уже внедрена быстрая зарядка постоянным током на электрических паромах, и скоро она должна появиться в Гётеборге.
Кроме того, в будущем мы можем увидеть полностью автономные электрические паромы. Торбьорн сообщил мне, что на паромах Гётеборга уже установлены все необходимые технологии, но их полная реализация сдерживается нормативными актами. Мы с Торбьорном много говорили об этом, и он объяснил, что нормативные акты и меры безопасности создают больше всего бюрократии для электрифицированных паромных флотов, заявив: «еще предстоит решить множество вопросов».
По его мнению, самой большой проблемой для сегмента сегодня является зарядка. Он пояснил, что, хотя это и дорого, дело не столько в стоимости или времени зарядки, сколько в доступных скоростях зарядки и наличии сетевой инфраструктуры для их поддержки. Это препятствие, которое мы наблюдаем по всему миру, но над преодолением которого работают тысячи блестящих умов.
Västtrafik — организация, ответственная за весь общественный транспорт в Гётеборге, ранее планировала полностью перейти на электричество к 2025 году, но с тех пор установила новую цель — 2030 год. Эта стратегия электрификации включает автобусы и трамваи (см. выше), которые почти все уже электрические, а также паромы, которые еще предстоит переоборудовать. Это легче сказать, чем сделать, учитывая, что каждое судно стоит около 80 миллионов шведских крон (7,4 миллиона долларов). По крайней мере, 80% транспортной сети Гётеборга уже полностью электрифицировано.
Независимо от того, займет ли это два года или семь, Гётеборг и Швеция в целом отдают приоритет электрификации общественного транспорта, и мне до сих пор удивительно видеть в эксплуатации 12-тонные электрические паромы. Это дает мне надежду на будущее, в котором все эти суда будут электрическими.
В заключение, вот один из электрических «братьев» Elvy и Eloise, который подобрал меня после того, как я опоздал на свой первый паром обратно в центр города. Тихо, правда?