Европа считает, что закон США IRA несправедлив для будущего мирового рынка электромобилей

То, что хорошо для Америки, не обязательно хорошо для ваших друзей по ту сторону Атлантики – по крайней мере, таков основной посыл срочного призыва к действию со стороны ЕС на этой неделе против того, что он считает «дискриминационными» налоговыми льготами и стимулами для европейских и азиатских автопроизводителей в новаторском новом Законе о снижении инфляции. 

Флагманский акт президента Байдена предусматривает налоговые льготы на электромобили, произведенные в США, Канаде и Мексике, с целью сделать электромобили более доступными для домохозяйств с низким доходом и сократить выбросы углерода. Кроме того, IRA требует, чтобы аккумуляторы для электромобилей, которые в основном производятся с использованием минералов и аккумуляторных ячеек, импортируемых из Китая, производились в Северной Америке, причем по меньшей мере половина всех аккумуляторов для электромобилей должна поступать из региона к 2024 году, а к 2028 году — 100%. Хотя это призвано перенести бизнес из Китая, страны с собственными развитыми отраслями производства электромобилей, как в Европе и Южной Корее, заявляют, что они тоже могут понести мощный удар

Все сводится к потере рабочих мест, причем и к весьма востребованным «зеленым» рабочим местам. Европейские чиновники утверждают, что новое законодательство несправедливо по отношению к иностранным производителям и оказывает чрезмерное давление на европейских автопроизводителей, заставляя их переносить свой бизнес в США, чтобы воспользоваться миллиардами долларов предлагаемых стимулов, оставляя свои когда-то процветающие отрасли производства электромобилей без поддержки. Кроме того, ЕС утверждает, что эти положения могут нарушать правила Всемирной торговой организации, хотя расследование может занять до двух лет, чтобы вынести решение. 

Тем временем исполнительный вице-президент Европейской комиссии Маргрете Вестагер играет на дружеских чувствах: «По сути, вы не должны ставить это против друзей», — сказала она Financial Times на этой неделе. «У вас есть то, что мы считаем несбалансированной субсидией».

Реклама — прокрутите для просмотра большего количества контента

Южная Корея также не скупилась на слова по этому вопросу, заявляя, что IRA нарушает торговые правила и угрожает экономическому партнерству между двумя странами. Множество высокопоставленных корейских чиновников отправились в Вашингтон, чтобы представить свою позицию. Корейские фирмы вложили значительные средства в производство аккумуляторов для электромобилей в США, чтобы поставлять аккумуляторы не только американским компаниям, но и корейским, японским и европейским автопроизводителям. Ожидается, что к 2025 году корейские фирмы инвестируют более 13 миллиардов долларов в США для увеличения производства аккумуляторов. Кроме того, Hyundai и Kia объявили, что направят 5,5 миллиарда долларов в производственный комплекс электромобилей и аккумуляторов для них в Джорджии, производя около 300 000 электромобилей в год к 2025 году и создавая тысячи рабочих мест. 

Другие крупные автопроизводители также наращивают производство электромобилей и аккумуляторов для них в США, чтобы воспользоваться стимулами IRA. Honda и южнокорейский производитель аккумуляторов LG Energy Solution объявили об инвестициях в размере 4,4 миллиарда долларов в производство аккумуляторов для электромобилей в Огайо, где у Honda уже есть три завода, все из которых должны начать производство в 2025 году. Toyota объявила об инвестициях в размере 2,5 миллиарда долларов в завод по производству аккумуляторов в Северной Каролине. Audi только что объявила, что она тоже рассматривает возможность строительства завода по производству электромобилей в США в следующем году, в то время как Volkswagen и Mercedes-Benz также объявили о планах строительства или поиска компонентов для электромобилей в Северной Америке.

Тем временем, источник сообщил Financial Times, что Европейская комиссия проводит «исчерпывающее» исследование европейских автопроизводителей, чтобы выяснить, какие из них могут перейти на другую сторону и переехать в США – конечно, европейский энергетический кризис может еще больше склонить чашу весов. Но, как сообщалось, Вестагер заявила, что ни одна из сторон не хочет ввязываться в гонку субсидий, и что США «могли бы получить лучшую сделку, если бы субсидии были сделаны таким образом, чтобы не дискриминировать ЕС».