Япония рискует потерять 14% ВВП и миллионы рабочих мест, затягивая с переходом на электромобили – отчет

Япония, второй крупнейший экспортер автомобилей в мире, рискует потерять 14% ВВП, если не ускорит производство электромобилей, согласно новому отчету Climate Group.

Climate Group — некоммерческая организация, основанная в 2003 году с целью стимулирования глобальных действий по борьбе с изменением климата. Группа привлекла двух ведущих специалистов японской индустрии электромобилей для подготовки этого отчета — Кэничиро Ваду, возглавлявшего проект Mitsubishi i-MiEV и основавшего Японский институт электрификации, и профессора Масато Иноуэ, директора по дизайну первого Nissan Leaf и профессора Института дизайна в Турине.

В отчете представлено состояние продаж автомобилей в различных регионах, причем Япония отстает от крупных рынков Европы, Китая и США по объему внутренних продаж электромобилей. Внутренние продажи гибридных автомобилей (HEV) в Японии относительно сильны, но страна продает очень мало полностью электрических (BEV) и подключаемых гибридных (PHEV) автомобилей.

Заглядывая в будущее, отчет отмечает, что многие крупные автомобильные рынки планируют сократить или полностью прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030-м годам. Это будет необходимо для достижения международных климатических целей, которые Япония сама для себя установила.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

И если Япония не достигнет этих целей, риск для японской промышленности и, следовательно, для японской экономики будет велик. В отчете отмечается, что Япония, уже зависящая от производства автомобилей почти для пятой части своего экспорта, рискует потерять половину этого автомобильного экспорта, что приведет к потере 1,72 миллиона рабочих мест и 6 миллиардов долларов прибыли от автомобильной промышленности к 2040 году, что в итоге приведет к снижению ВВП на 14%.

Япония отстает от целевых показателей других стран

Целевые показатели Японии по производству электромобилей отстают от показателей других крупных игроков. ЕС, вероятно, запретит новые автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ICE) к 2035 году, Великобритания — к 2030 году, а США и Китай хотят, чтобы к 2030 и 2035 годам соответственно 50% новых продаж автомобилей приходилось на автомобили с возможностью подключения к сети (хотя избиратели в США хотят 100% электромобилей к 2030 году). Но Япония лишь обязалась «электрифицировать» все новые автомобили к середине 2030-х годов, что будет включать гибриды (HEV). Это оставляет возможность для того, чтобы до 100% ее внутреннего рынка по-прежнему работали исключительно на бензине, без возможности подключения к сети для более чистой электроэнергии.

Япония также отказалась подписать целевой показатель COP26 по полному переходу на электромобили к 2040 году (как и Германия и США, хотя некоторые штаты США присоединились), что само по себе является слабой целью. В результате упрямства Японии в отношении зеленой энергии и транспорта она получила награду «Fossil of the Day» на прошлогодней климатической конференции.

И хотя сама страна является участником Парижского соглашения и Глазгоского климатического пакта, лидеры японской автомобильной промышленности демонстрируют значительное сопротивление этим усилиям. Акио Тойода, генеральный директор Toyota, крупнейшей компании Японии, часто распространяет дезинформацию об электромобилях, а компания продвигает антиэлектромобильную пропаганду как в рекламе, так и даже в японских школах. В отчете отмечается, что эта дезинформация широко распространена в Японии, и популярное мнение заключается в том, что гибриды более эффективны, чем полностью электрические автомобили, что не соответствует действительности.

Япония имеет довольно консервативную деловую культуру, поэтому изменения происходят медленно, особенно если эти изменения предлагаются извне. Honda, вторая по величине компания Японии, исторически не была намного лучше Toyota в этом отношении, но компания, похоже, пробуждается и под новым генеральным директором Тосихиро Мибэ говорит правильные вещи. Другие японские производители также имеют гораздо более низкие амбиции в отношении будущих поставок электромобилей, чем их европейские и даже американские конкуренты, за исключением, возможно, Nissan.

Важно перевести транспорт на электромобили, поскольку автомобили на бензине выделяют много углерода. Даже в Японии, стране с отличной и широко используемой железнодорожной системой общественного транспорта, транспорт по-прежнему остается вторым по величине источником выбросов в экономике. Если Япония ожидает сократить выбросы на 80% к 2050 году, сценарий со всеми гибридами приведет лишь к ~30% сокращению выбросов от автомобилей, тогда как сценарий со всеми полностью электрическими автомобилями превысит 80% целевой показатель Японии.

Таким образом, очевидно, что Япония отстает от своих международных партнеров в этой области. Как это повлияет на Японию?

Япония сталкивается с суровыми экономическими последствиями без действий

В отчете предполагается, что текущий путь Японии и ее многолетнее сопротивление электромобилям нанесут значительный ущерб ее экономике. Около половины производимых в Японии автомобилей экспортируется (или 82%, если учитывать автомобили, произведенные за рубежом японскими компаниями), и японские компании поставляют 13% мировых легковых автомобилей. Эта цифра может значительно сократиться, если мировые рынки потеряют интерес к японским «прожорливым» автомобилям, в то время как все остальные переходят на электромобили.

Учитывая большую долю японцев, занятых в автомобильной промышленности, это может привести к массовой потере рабочих мест в стране. Около 8% рабочей силы Японии, или более 5 миллионов работников, заняты в автомобильной промышленности. В отчете предполагается, что Япония потеряет 1,7 миллиона рабочих мест в автомобильной промышленности, поскольку отечественные автомобили, производимые на экспорт, сократятся вдвое.

Переход на электромобили потребует реорганизации нынешних работников – например, потери некоторых рабочих мест в поставках автозапчастей – но также предоставит возможности для создания новых рабочих мест, таких как установка зарядных устройств или поставка аккумуляторов для отечественного и международного производства.

Ситуация сравнивается с прежним доминированием Японии в отраслях производства полупроводников и бытовой техники, которые процветали десятилетия назад. В обеих отраслях Япония занимала доминирующее положение, но стала слишком самоуверенной и не отреагировала достаточно быстро на изменения, позволив конкурентам в Китае, Тайване, Южной Корее, США и других странах захватить долю рынка. В результате, хотя Япония по-прежнему экспортирует много электроники, ее экономика стала более зависимой от автомобильного сектора для получения прибыли.

Как Япония может двигаться вперед

Однако это не все мрачные прогнозы. В отчете отмечается, что Япония имеет значительное преимущество в патентах, связанных с электрификацией, хотя они в основном связаны с гибридными технологиями, а не с полностью электрическими автомобилями.

Он также предлагает несколько политических предложений для Японии на будущее. Он предполагает, что японское правительство должно быстро предпринять следующие шаги:

  • Инвестировать значительные средства в разработку аккумуляторов, в области, где Япония уже имеет опыт благодаря поставкам Panasonic аккумуляторов для Tesla. Это включает финансирование исследований в области аккумуляторных технологий и полупроводниковых технологий следующего поколения.
  • Сократить или отменить субсидии на потребительские топливные элементы (FCEV), которые японские компании до сих пор поддерживали. FCEV, вероятно, не будут актуальны для потребительских приложений, но могут найти применение в тяжелом транспорте или других нишах, и исследования в этих нишах должны поддерживаться, а не в потребительских автомобилях.
  • Разработать политику по утилизации неэффективных автомобилей с ДВС и субсидированию недорогих электромобилей. Кроме того, рассмотреть возможность ужесточения регулирования в отношении автомобилей, не соответствующих критериям нулевых выбросов.
  • Разработать законы о «праве на зарядку», чтобы поддерживать домашнюю зарядку в кондоминиумах и квартирах, где проживает много японцев.
  • Установить быструю зарядку на придорожных сервисных пунктах для обеспечения дальних поездок на электромобилях.
  • Разработать технологии распределенного сетевого электропитания и системы «автомобиль-сеть» (vehicle-to-grid).

Фото: Jezael Melgoza на Unsplash