
Formula E представила долгожданный болид «Gen3», который будет участвовать в сезоне 2023 года, со значительно улучшенными характеристиками по сравнению с текущими болидами Gen2. И угловатым кузовом, который, скажем так, «спорный».
Презентация состоялась в Монако перед Монако ePrix на этих выходных, гонки начнутся в субботу утром (проверьте здесь, как смотреть).
Новый болид имеет на 40% большую мощность и на 15% более высокую максимальную скорость, чем текущий болид Gen2, с экономией веса 60 кг и более чем удвоенной тормозной регенеративной мощностью благодаря новой силовой установке с двумя двигателями.
Переход от Gen1 к Gen2 ознаменовал значительные улучшения в гонках, поскольку болиды выглядели намного быстрее на трассе и позволили улучшить время круга на несколько секунд. Болиды Gen2 также имели более высокую энергоемкость, что позволяло им проходить полную гоночную дистанцию – ранее болиды Gen1 меняли в середине гонки на новый болид с полной батареей.
Переход на Gen3 обещает новый скачок в захватываемости гонок Formula E, а также очередное изменение гоночного формата.
В Gen3 болиды способны к сверхбыстрой зарядке мощностью 600 кВт, что быстрее любой коммерчески доступной системы зарядки на сегодняшний день. Это может позволить болидам ненадолго останавливаться для пит-стопа в середине гонки для подзарядки батарей, но в основном это позволяет системе с двумя двигателями Gen3 использовать полную мощность системы 600 кВт для рекуперативного торможения. Formula E еще не объявила подробностей о дозаправке в середине гонки, но болиды, по крайней мере, имеют такую возможность, так что мы можем увидеть это, когда начнется сезон.
Эта дополнительная мощность рекуперативного торможения позволила Formula E отказаться от задних гидравлических тормозов, что стало первым случаем для болида Формулы. У большинства болидов Формулы есть как передние, так и задние тормоза, причем большая часть торможения приходится на переднюю ось, но задняя ось очень важна для быстрой остановки болидов. Теперь заднее торможение будет полностью осуществляться задним двигателем мощностью 350 кВт, без фрикционных тормозов.
Это также первый болид Формулы с двумя силовыми установками, как на передней, так и на задней оси. В целом, болиды Формулы являются исключительно среднемоторными заднеприводными автомобилями. Болид Formula E Gen3 не совсем меняет это – хотя у него есть две силовые установки, похоже, что передняя будет использоваться только для рекуперативного торможения, а не для передачи крутящего момента вперед. Если бы она *передавала* крутящий момент вперед (или если бы такую возможность добавили в будущем), полноприводный болид Formula E стал бы совершенно новым опытом для гонщиков, полностью изменив природу управляемости в поворотах и на выходе из них.
Ключевым моментом является то, что болиды также стали короче и уже, что может способствовать улучшению гонок на узких городских трассах, на которых выступает Formula E. Более узкие болиды означают, что легче разместить два или три болида бок о бок на улице или в поворотах.
Gen2 | Gen3 | |
---|---|---|
Общая длина | 5200 мм | 5016,2 мм |
Общая высота | 1063,5 мм | 1023,4 мм |
Общая ширина | 1800 мм | 1700 мм |
Колесная база | 3100 мм | 2970,5 мм |
Минимальный вес (включая пилота) | 900 кг | 840 кг |
Максимальная мощность | 250 кВт (335 л.с.) | 350 кВт (470 л.с.) |
Максимальная рекуперация | 250 кВт | 600 кВт |
Рекуперация энергии | Прибл. 25 % | Более 40 % |
Максимальная скорость | 280 км/ч / 174 миль/ч | 320 км/ч / 200 миль/ч |
Силовая установка | Только задняя | Передняя и задняя |
Formula E также сосредоточилась на экологичности новых болидов, внедрив ряд изменений, которые снизят воздействие серии на окружающую среду.
Серия теперь использует лен и переработанное углеродное волокно в своих кузовных элементах, что приятно видеть, учитывая значительное количество осколков углеродного волокна, которые оказываются на трассе после контакта между болидами. 26% материала шин будет составлять натуральный каучук и переработанные волокна, что снизит количество нефти, используемой для резины, и все шины будут перерабатываться после гонок. Батарея обещает быть изготовленной из экологически чистых минералов, а Formula E планирует повторно использовать или перерабатывать элементы батарей по окончании срока службы.
Не говоря уже о присущей экологичности электропривода, с силовыми установками, эффективность которых составляет 95%. Это намного эффективнее, чем общая системная эффективность F1, которая даже с их лучшими технологиями рекуперации кинетической и тепловой энергии достигает лишь около 40% – в 12 раз больше потери энергии, чем у силовой установки Formula E.
А с болидом Gen3 около 40% энергии, используемой в гонке, будет восстанавливаться за счет системы рекуперативного торможения мощностью 600 кВт. Это несколько бессмысленная метрика (помните первый закон термодинамики – эта энергия не создается болидом, а лишь улавливается, когда она иначе потерялась бы в виде тепла и шума от фрикционных тормозов), но это просто еще один способ, которым электродвигатели лучше используют ограниченный запас энергии, восстанавливая, а не растрачивая кинетическую энергию.
Монако ePrix на этих выходных – знаковое событие для Formula E. Трасса Монако – одна из самых исторических и культовых трасс в мире, принимающая Формулу-1 с 1929 года, и в прошлом году Formula E проводила гонки по полной исторической трассе Монако впервые, что оказалось отличной гонкой. И принц Монако Альбер II – большой поклонник электромобилей – однажды проехал на своем Tesla Model S по трассе в парадном круге перед гонкой Формулы-1.
Так что, хотя нам придется подождать до следующего года, чтобы увидеть болиды Gen3 в Монако, вы можете увидеть болиды Gen2 там в эту субботу. Гонка начнется в 15:00 по местному времени Монако (6:00 PDT/9:00 EDT/13:00 UTC), но проверьте веб-сайт Formula E, чтобы узнать способы просмотра. В США гонка будет показана с задержкой на CBS в 13:00 EDT.
Мнение Electrek
Formula E оказалась захватывающей серией для просмотра, с плотной борьбой и напряженными чемпионатами до самого конца каждого сезона. Из-за формата серии трудно сказать, кто станет чемпионами до самого конца, и любой может выиграть любую гонку, потому что разница в характеристиках между болидами очень мала.
Поскольку все болиды ближе по характеристикам, чем в F1, вы увидите мало «парадов», когда самый быстрый болид находится впереди, а самый медленный – сзади, и мало обгонов происходит во время гонки. В Formula E всегда много обгонов, и исходы гонок редко предсказуемы.
Даже в Монако, которое благодаря своим узким улицам славится гонками, где мало возможностей для обгонов, прошлогодний Монако ePrix был полон действий от старта до финиша. Так что настоятельно рекомендуется включить трансляцию на этих выходных.
И эти болиды в следующем году, похоже, дадут нам только больше того же, что просто замечательно. Хотя между Formula E и F1 по-прежнему существует значительный разрыв в характеристиках, F1 улучшается гораздо медленнее, чем Formula E, так что этот разрыв будет сокращаться в следующем году и в последующие годы.
Что касается дизайна, то это субъективно, так что вы можете сами решать, что вы о нем думаете. Язык дизайна этих новых болидов… определенно сильный, мягко говоря. Лично я не слишком забочусь о том, как выглядят болиды, я больше поклонник гонок и производительности, а также демонстрации технологий электромобилей. Но в дополнение к угловатому виду болида, они действительно использовали эстетику 80-х/90-х годов в своих презентационных фотографиях, добавив дополнительные полигоны и яркие неоновые цвета как в ливрею болида, так и в схему окраски сцены, чтобы подчеркнуть свою мысль:






Я думаю, что они, вероятно, могли бы использовать большее количество полигонов в кузове нового болида; он просто слишком угловатый на мой вкус, а мне нравится иметь здесь и там некоторые изгибы. Но я уважаю их решение полностью принять эту эстетику.
Независимо от дизайна, я определенно в восторге от изменений в болиде Gen3, особенно от добавления силовой установки с двумя двигателями. Это то, что могут делать электромобили, а бензиновым болидам Формулы это сделать сложнее из-за требований к компоновке громоздкой бензиновой трансмиссии. Добавление приводного вала между среднемоторной компоновкой F1 и передней осью было бы сложным и привело бы к множеству компромиссов с точки зрения расположения пилота и балласта, безопасности при столкновении и так далее, даже если бы это не было запрещено правилами.
И хотя передний двигатель пока не передает крутящий момент, возможно, эта возможность будет добавлена в будущем. Это сделает болиды быстрее и улучшит управляемость, но также сделает их намного проще в управлении, что может сделать гонки менее непредсказуемыми – мощные заднеприводные болиды становятся неустойчивыми на выходе из поворотов, а это добавляет много веселья в гонки. Кроме того, похоже, много веса для двигателя спереди, который не используется для крутящего момента – возможно, дополнительная рекуперация достаточно компенсирует вес по сравнению с добавлением большего количества батарей, но почему бы не использовать его и для мощности?
В любом случае, я с нетерпением жду возможности увидеть эти болиды на трассе в следующем сезоне. Вам тоже стоит.
Обновление: В предыдущей версии этой статьи говорилось, что болиды Gen3 будут иметь полный привод. У них будет два двигателя, один спереди и один сзади, но только задний будет приводить болид в движение вперед, в то время как передний будет просто добавлять дополнительную рекуперативную тормозную мощность.