Tesla выпустила «режим динамо», и вам НЕ следует его использовать (серьезно, правда)

В последние несколько дней появилось много сообщений о владельцах Tesla, активирующих «режим динамо» — режим, который отключает системы безопасности для тестирования автомобиля на динамометре.

Появились некоторые видео и комментарии владельцев, безответственно использующих этот режим на дорогах общего пользования, что ставит под угрозу общественную безопасность. Не делайте этого. Эта статья — попытка объяснить соответствующие функции безопасности вашего Tesla, зачем они нужны и почему вам не следует их отключать, активируя режим динамо.

Динамометр (или «дино») — это устройство, используемое для тестирования мощности автомобиля. Существуют различные типы, но все они, как правило, работают, предоставляя способ передачи мощности на ведущие колеса без фактического перемещения автомобиля, после чего динамометр регистрирует выходную мощность автомобиля.

Динамометры используются автомобильными компаниями и энтузиастами для тестирования выходной мощности, послепродажными кастомайзерами для оценки эффективности своих модификаций, а также регулирующими органами для измерения эффективности.

Реклама — прокрутите для просмотра дополнительного контента

Режим динамо Tesla был впервые задокументирован в заявке EPA в октябре прошлого года. Заявка также включала несколько фотографий автомобиля на динамометре для целей тестирования и данные для EPA для установления эффективности автомобиля.

Теперь стало известно, как активировать этот режим, и Electrek здесь, чтобы напомнить вам не использовать его на дорогах общего пользования. Серьезно. Это опасно, у вас высокая вероятность разбить машину и подвергнуть опасности себя и других. В худшем случае — нанести значительный ущерб вашему автомобилю, ремонт которого, вероятно, займет много времени. Так что просто не активируйте его.

Режим динамо работает путем отключения многих систем безопасности вашего автомобиля, включая систему контроля тяги, автоматическое экстренное торможение и систему контроля устойчивости. Эти системы безопасности существуют для того, чтобы сделать управление вашим автомобилем более предсказуемым, особенно в ситуациях, когда вы иначе потеряли бы контроль.

Система контроля тяги работает путем автоматического снижения мощности на ведущих колесах в случае потери сцепления, позволяя колесам восстановить сцепление, что помогает остановить ваш автомобиль от неуправляемого вращения. Это особенно полезно в условиях гололеда. Функция Tesla «slip start» (начало проскальзывания) позволяет частично отключить эту систему, что полезно, когда ваши колеса застряли в снегу или песке.

Эта система также отключает рекуперативное торможение при обнаружении проскальзывания колес. Если вы когда-либо наезжали на неровность или мокрое пятно во время рекуперации, вы могли почувствовать, как машина «резко» ускоряется, что может застать водителей врасплох. В этом случае машина на самом деле не ускоряется, это просто кажущееся снижение ускорения, которое мозг интерпретирует как резкое ускорение.

Это на самом деле функция безопасности, поскольку система контроля тяги работает путем уменьшения крутящего момента на проскальзывающих колесах. Рекуперативное торможение — это отрицательный крутящий момент (крутящий момент в направлении, противоположном движению), поэтому безопаснее временно отключить его, чтобы остановить занос. Это в некоторой степени аналогично работе антиблокировочной тормозной системы (но антиблокировочные тормоза не отключаются режимом динамо).

Автоматическое экстренное торможение автоматически применяет тормоза, если автомобиль обнаруживает неизбежное столкновение, медленно движущийся или неподвижный объект перед автомобилем, в который автомобиль наверняка врежется. Оно предназначено для снижения тяжести аварий (а иногда и для их полного предотвращения, но на это не следует полагаться).

Система контроля устойчивости выборочно применяет тормоза к отдельным колесам в зависимости от того, какое колесо проскальзывает. Если автомобиль обнаруживает, что вы недоуправляете или переуправляете, он может применять тормоза конкретно к нужным колесам, чтобы вернуть автомобиль под контроль.

Каждый новый автомобиль на дороге сегодня обязан иметь систему контроля устойчивости. Это правило привело к резкому снижению числа смертельных случаев в ДТП, спасая тысячи жизней в год.

Опытные профессиональные водители владеют техниками, помогающими смягчить потерю сцепления и вернуть автомобиль под контроль, но для этого требуется много практики, прежде чем они станут инстинктивными. Эти техники на самом деле часто связаны с преодолением ваших естественных инстинктов. Например, чтобы избежать резкого заноса при сбросе газа, одним из решений является продолжение ускорения при контррулении («вхождение» в занос), что противоречит инстинкту нажать на тормоз.

Для правильного использования таких техник требуется практика на закрытой трассе или в реалистичном симуляторе вождения. Тем не менее, время реакции человека медленнее, чем у компьютера, а некоторые заносы необратимы без электронной помощи.

Перечисленные выше системы мешают тестированию на динамометре, потому что на динамометре датчики автомобиля обнаружат, что колеса вращаются, а автомобиль не движется. Обычно это плохо, если вы находитесь на дороге общего пользования. Автоматическое экстренное торможение также будет мешать, если вы находитесь в зоне гаража на динамометрической установке, и колеса вращаются на высокой скорости, а ваш автомобиль находится всего в нескольких футах от стены, поэтому его нужно отключить для тестирования на динамометре.

В ограниченных обстоятельствах, для очень опытного водителя на закрытой трассе или гоночной трассе, отключение контроля тяги и устойчивости может дать преимущества в производительности. Но это только в случае водителей с опытом спортивного вождения (нет, один раз съездить на драг-рейсинг не считается), и только при попытке сэкономить десятые доли секунды на круге.

Отключение контроля тяги и устойчивости не дает никаких преимуществ в обычных условиях вождения. Это не сделает ваш автомобиль быстрее, не улучшит его ощущения, не позволит вам побеждать других на светофорах и даже не поможет на драг-рейсинге. Все, что это делает, — делает ваш автомобиль менее предсказуемым и менее безопасным. Так что просто не делайте этого.

Если вам нужен режим, который действительно сделает ваш автомобиль быстрее на трассе, используйте Track Mode от Tesla, который доступен на Model 3 Performance. Он перекалибрует системы контроля тяги и устойчивости автомобиля, чтобы они были больше ориентированы на производительность, а не на безопасность. Он был настроен профессиональными гонщиками, чтобы обеспечить вам оптимальный контроль над автомобилем в условиях гоночной трассы.

Ранее были найдены и другие способы обхода систем безопасности Tesla, но они были более сложными, чем активация режима динамо. Режим динамо был секретом в программном обеспечении, пока информация не стала общедоступной недавно.

Electrek не будет воспроизводить здесь информацию о том, как активировать этот режим, чтобы не поощрять людей к его использованию, и мы не будем давать ссылки на инструкции, даже зная, что наши читатели достаточно умны, чтобы найти их. Мы делаем это, потому что хотим еще раз подчеркнуть, что вы не должны использовать режим динамо. Эти системы безопасности существуют по веской причине, и вы не получаете никаких преимуществ, отключая их.

Что мы сделаем, так это покажем вам видео, которое наглядно демонстрирует, почему это плохая идея. Один владелец недавно опубликовал видео, на котором он активирует его в относительно нормальных условиях, на пологом изгибающемся въезде на автостраду. У него Tesla с двумя двигателями, не Performance-версия, которая менее мощная и менее склонна к избыточной поворачиваемости (соответственно), чем Tesla Performance или заднеприводная Tesla. Тем не менее, он был «очень удивлен!» тем, насколько легко было потерять контроль на въезде на автостраду с включенным режимом динамо:

https://www.youtube.com/watch?v=bsjAlJuatmY

Это привело к повреждению его автомобиля и чужого имущества, и если бы рядом были другие автомобили или люди, они могли бы пострадать. И все это ради относительно невинного трюка с ускорением на автостраду.

Появились и другие комментарии от водителей, которым удалось повредить свои автомобили, сломав колеса или рычаги подвески о бордюры и тому подобное. Это может быть дорогой ремонт, а доступность запчастей по-прежнему не блестящая, так что, вероятно, вы надолго останетесь без машины.

Некоторые видео были сняты Tesla-ютуберами на закрытых трассах. Один из них обнаружил, что система не дает преимуществ в производительности для дрэг-рейсинга, другой показал, что очень легко потерять контроль даже при небольшом ускорении или замедлении на скользкой поверхности с включенным режимом динамо. Все они говорили, чтобы этого не делали, и напоминали владельцам, что это предназначено только для использования на динамометре.

Я понимаю, что звучу как зануда, но правда, в этом нет ничего веселого, если делать это на дорогах общего пользования. Я за веселое вождение и даже предпочитаю заднеприводные автомобили именно потому, что на них можно немного «занести хвост» и почувствовать избыточную поворачиваемость. Но это весело на трассе или другой закрытой площадке, или в гоночных симуляторах. Не на дорогах общего пользования, где вы можете навредить себе или другим.

Даже на пустой парковке это все равно может быть опасно. Если вы не опытный дрифтер, и рядом есть бордюры или стены, вы можете потерять контроль над машиной и врезаться в них. Вы будете нести ответственность за любой причиненный ущерб, а ваша страховка сделает все возможное, чтобы не покрыть его, если выяснится, что вы действовали безрассудно. По крайней мере, вы произведете много зловонного дыма из шин и поднимете в воздух вокруг себя кучу резиновой пыли, оставите следы от торможения, испортите шины и вам придется быстрее покупать новые.

Если вы когда-либо пробовали водить в реалистичном симуляторе вождения/гонок с отключенными вспомогательными системами, вы знаете, как легко вызвать занос, особенно на мощном автомобиле (и я бы порекомендовал это любому водителю, кстати — но более реалистичные симуляторы, а не просто аркадные игры). Даже люди, которые считают себя очень хорошими водителями, столкнутся с этим на ранних этапах и подумают, что симулятор работает несправедливо. Он не несправедлив — мы просто все хуже водители, чем думаем.

Помните: Tesla — это мощные автомобили с чрезвычайно отзывчивыми, тяговитыми двигателями, которые развивают максимальный крутящий момент даже при нулевых оборотах. Без этих функций безопасности потерять контроль над автомобилем может быть чрезвычайно легко. Именно поэтому эти функции существуют. Даже люди, имеющие опыт вождения менее мощных автомобилей без этих систем безопасности (например, старых автомобилей), могут быть удивлены, управляя более мощным автомобилем без них.

Надеюсь, я достаточно убедительно изложил свою позицию. Если вы не на динамометре, не профессиональный водитель и не на закрытой трассе, где вы никак не можете врезаться во что-то или кого-то, не будьте идиотом. Не активируйте режим динамо.