
Один из будущих планов Tesla — запуск сети самоуправляемых «роботакси», получившей название «Tesla Network». На сегодняшнем собрании акционеров Tesla генеральный директор Илон Маск ответил на вопрос акционера о возможности запуска парка автомобилей с водителями до развертывания Tesla Network.
Это было бы похоже на Uber/Lyft или другие сервисы райдшеринга, но управлялось бы через собственное приложение Tesla, которое у владельцев уже установлено.
Маск, похоже, поддержал эту идею, заявив, что, хотя конечная цель — это автономный райдшеринг, это может стать хорошим промежуточным шагом до получения Tesla разрешений от регулирующих органов для своих роботакси.
Вопрос поступил от акционера Франсуа А. на общедоступной странице Tesla для сбора вопросов к собранию:
«Рассмотрит ли Tesla возможность скорого выпуска обновления своего приложения для сервиса райдшеринга, чтобы как для Tesla, так и для текущих владельцев появился простой способ получать доход сейчас и исправлять ошибки по ходу дела, пока они не достигнут полной автономии и роботакси в будущем без водителя?»
Это уже предлагалось ранее, но Маск, как казалось, не проявлял интереса к этой идее и предпочитал дождаться полной функциональности автопилота, прежде чем запускать какой-либо тип райдшеринга.
Сегодня он впервые высказался в пользу запуска сервиса с водителями.
Подобно тому, как работает текущее бета-программное обеспечение автопилота, это дало бы Tesla практический опыт в реальных условиях для исправления ошибок в системе под наблюдением человека. Это не только помогло бы при запуске программного обеспечения, поскольку ошибки могли бы быть устранены заранее, но и принесло бы финансовую выгоду владельцам.
Учитывая, что Model 3 является одним из самых эффективных автомобилей за всю историю и не требует ежегодного обслуживания, она может быть идеальным автомобилем для сервиса райдшеринга, где водители могут получать большую долю своего заработка, если их эксплуатационные расходы низкие.
У нас пока нет подробностей о том, как эта система может работать, но если она будет похожа на Uber и Lyft, это может стать огромным финансовым подспорьем не только для водителей, но и для самой Tesla. Рыночная капитализация этих компаний в настоящее время составляет 72 миллиарда и 17 миллиардов долларов соответственно, в то время как текущая рыночная капитализация Tesla составляет 38 миллиардов долларов. Если Tesla займет даже небольшую долю рынка Uber и Lyft, это может принести компании значительный будущий доход.
Не говоря уже о Waymo, стартапе Google по производству самоуправляемых такси, который недавно был оценен более чем в 100 миллиардов долларов.
Маск также сегодня подтвердил, что Tesla по-прежнему планирует иметь 1 миллион автомобилей на дорогах, способных стать роботакси, к концу следующего года. Хотя автомобили, поставляемые сегодня, не оснащены оборудованием или программным обеспечением для полной автономии, первое — это вопрос сервисного обслуживания для замены компьютера, а второе — всего лишь обновление программного обеспечения.
Таким образом, пока оборудование и программное обеспечение готовы, при текущих темпах производства к тому времени будет построено 1 миллион автомобилей Tesla, обладающих этой возможностью.
Однако получение разрешений от регулирующих органов — это другой вопрос. Независимо от того, будут ли автомобили способны двигаться без водителя к концу следующего года, правительства должны будут разрешить это. Это кажется по меньшей мере столь же маловероятным, как и наличие технической возможности, особенно учитывая уровень лоббирования, которое мы видели на всех уровнях, чтобы попытаться остановить электромобили.
Будь то наказательные, несправедливые налоги на электромобили, продвигаемые братьями Кох, ослабление ограничений по расходу топлива, продвигаемое автопроизводителями, запреты на прямые продажи, продвигаемые дилерскими группами, или антиобщественные кампании по зарядке, продвигаемые нефтяной промышленностью, Tesla и электромобили подвергаются атакам со всех сторон. Вы можете быть уверены, что все автопроизводители, не имеющие системы автопилота, все таксомоторные организации и, вероятно, другие приложения райдшеринга будут сопротивляться Tesla Network, как только она станет технически осуществимой (и даже раньше).
Мнение Electrek
Маск часто бывает оптимистичен в отношении сроков, и «роботакси к 2020 году», похоже, является еще одним примером этого. Хотя День инвесторов по автономии Tesla во многих отношениях был обнадеживающим, все же кажется очень маловероятным, что автомобили смогут ездить без водителя всего через полтора года.
Автопилот постоянно улучшается, и сейчас он лучше, чем когда вышла Model 3.
В моем обзоре Model 3 я упоминал, что автомобиль был разработан с учетом Tesla Network. Даже за годы до того, как эта идея стала технически возможной, Tesla разработала и построила автомобиль с функциями, ориентированными на полную автономную езду. Функция «телефон как ключ», внутренняя камера и дизайн центрального дисплея — все это штрихи дизайна, ориентированные на автономность.
Интересно то, что автопроизводители очень редко выпускают автомобили, разработанные с учетом будущих технологий. Обычно, если появляется новая возможность, автопроизводители используют это как способ продать новую модель, чтобы старые владельцы обновили свои автомобили.
Tesla, однако, этого не делает. Они могут это сделать, потому что они по-прежнему небольшая компания, и рынок не насыщен их продукцией (ну, кроме некоторых частей Калифорнии и Норвегии).
В то время как большинство автопроизводителей не хотели бы этого делать, потому что они чувствуют, что это снизит будущий спрос со стороны клиентов, желающих перейти на новейшую модель, такой подход на самом деле сделает Tesla *более* гибкой, когда станет доступна полная автономная езда. Поскольку к тому времени на дорогах будет более миллиона автомобилей Tesla, способных к автономному вождению, им останется только нажать на кнопку, и они мгновенно начнут доминировать на рынках такси и райдшеринга. Им не придется строить еще миллион автомобилей, им не придется убеждать клиентов, им нужно будет просто выпустить обновление программного обеспечения.
Конечно, все это зависит от того, будет ли полная автономная езда возможна с системой Tesla, и от того, опередит ли Tesla других автопроизводителей. До сих пор Tesla шла своим путем с системой автономии, ориентированной на зрение (а не на LIDAR), поэтому нет никакой гарантии, что они выиграют гонку. Но если они это сделают, то в тот же день вы сможете добавить рыночную капитализацию Uber и Lyft к капитализации Tesla.