
Хотя электромобили пока занимают нишевый рынок с долей менее 2% в большинстве стран, все указывает на то, что они скоро станут массовыми и нанесут серьезный удар по автомобильной промышленности.
Однако время наступления этого момента активно обсуждается, и прогнозы разнятся.
Новый отчет прогнозирует появление 1 миллиарда электромобилей на дорогах к 2050 году и предсказывает трудные времена для автопроизводителей в преддверии этого рубежа.
Исследовательская группа Morgan Stanley опубликовала на прошлой неделе аналитический документ с этим прогнозом.
Они объяснили, как пришли к цифре в 1 миллиард электромобилей к 2050 году:
«Мы смоделировали мировой автопарк до 2050 года. Мы ожидаем, что мировые продажи автомобилей вырастут на 50% до более чем 130 миллионов в год, и прогнозируем, что к 2050 году электромобили на аккумуляторах (BEV) будут составлять 80% мировых продаж. Если рассматривать мировой парк легковых автомобилей в целом, то в нашем базовом сценарии BEV будут составлять 7% растущего парка к 2030 году, 24% к 2040 году и 57% к 2050 году».
Этот переход обусловлен снижением стоимости производства электромобилей. Morgan Stanley ожидает, что к 2025 году они достигнут паритета со стоимостью бензиновых автомобилей:
В отчете аналитики подчеркивают, насколько сложным будет этот переход для существующих автопроизводителей:
«Для бизнес-модели OEM (производитель оригинального оборудования) BEV являются меняющим правила игры. До 50% стоимости автомобиля могут перейти от механических систем к электрическим системам и электронике, и этот переход может поставить под угрозу конкурентную позицию, брендинг и ценообразование OEM. Наше моделирование показало, что переход от двигателя внутреннего сгорания (ICE) к трансмиссии BEV может привести к резкому снижению рентабельности ICE с 2021 года из-за давления на цены и объемы продаж, поскольку новые модели BEV будут каннибализировать продажи и снижать ценовую власть, с потенциалом убытков с 2028 года. Убытки от BEV достигают пика в нашей модели в 2023 году, перед наращиванием производства благодаря выпуску новых моделей. Диапазон исходов рентабельности очень широк».
Это сложная ситуация для компаний, и большинство из них, по-видимому, не хотят в нее попадать.
Morgan Stanley предполагает, что переход стимулируется нормами выбросов, и, как мы сообщали ранее, практически все автопроизводители (кроме Tesla) лоббировали против новых стандартов потребления топлива в США, а в последнее время также против мандата ZEV в Китае.
Анализ также прогнозирует трудные времена для поставщиков автозапчастей в период перехода. Они пишут:
«Давление на маржу, вероятно, будет передано по всей цепочке поставок. Более того, поставщики OEM для силовых агрегатов, трансмиссий и топливных систем сталкиваются с потерей контента – большая часть электрических/электронных систем в BEV может поставляться новыми конкурентами. С другой стороны, технологические изменения и аутсорсинг обычно являются возможностями для поставщиков OEM».
Мы недавно видели, как некоторые из них адаптируются, создавая новые подразделения по производству электромобилей, например Bosch, Continental и GKN Driveline.
Мнение Electrek
Даже если они ошибутся на 50%, это все равно серьезное потрясение для отрасли, но, как я писал раньше, я даже думаю, что большинство этих прогнозов слишком консервативны. Впрочем, Morgan Stanley постоянно обновляет свои прогнозы, и сейчас они выглядят более точными.
Как только полностью электрические силовые установки, благодаря снижению стоимости аккумуляторов, достигнут паритета со стоимостью двигателей внутреннего сгорания (без учета эксплуатационных расходов — экономии на топливе и обслуживании), у покупателей практически не будет причин предпочитать бензиновые автомобили электромобилям.
В этот момент автопроизводителям придется перенаправить все свои инвестиции на электромобили. Как мы сообщали ранее, даже самые дальновидные автопроизводители в отношении электромобилей по-прежнему инвестируют больше в исследования и разработки автомобилей с бензиновыми двигателями, чем в электромобили: VW тратит 10 миллиардов долларов на электромобили против 22 миллиардов долларов на другие автомобили.
Таким образом, дело сводится к прогнозированию того, когда этот момент будет достигнут, а затем — сколько времени потребуется автопроизводителям, чтобы перевести все свои производственные мощности на производство электромобилей.
Исходя из текущих тенденций стоимости аккумуляторов и текущих инвестиций в электромобили, я прогнозирую, что этот момент наступит между 2020 и 2025 годами. Теперь, похоже, Morgan Stanley согласен примерно на 2025 год.
После этого сложнее предсказать, сколько времени потребуется отрасли для создания цепочки поставок вокруг электромобилей, но учитывая, что уже сейчас ведется много работы в этом направлении, я сомневаюсь, что это займет более 10 лет. Вот где прогнозы Morgan Stanley расходятся: через 25 лет 20% новых автомобилей все еще будут с бензиновыми двигателями.
Что вы думаете? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.