В многолетней саге о попытках Tesla открыть дилерский центр в Вирджинии автодилеры только что одержали победу (а потребители потерпели поражение), поскольку судья разрешил иск Ассоциации автодилеров Вирджинии (VADA) против Tesla к рассмотрению. Tesla утверждала, что VADA не является «заинтересованной стороной», но судья в Вирджинии в понедельник постановил, что они таковыми являются и, следовательно, имеют право подать иск против Tesla.
Это решение не мешает Tesla открыть магазин этим летом, как и планировалось, но может вынудить их закрыть его после открытия, если иск VADA будет удовлетворен.
Это лишь последний этап в истории Tesla в Вирджинии. В марте прошлого года VADA подала иск против Tesla, чтобы помешать им открыть новый дилерский центр, в июле потенциальное место для магазина было одобрено окружными надзирателями, в сентябре сотрудник DMV рекомендовал не выдавать Tesla лицензию, а в ноябре комиссар DMV штата все же предоставил Tesla лицензию – всего за несколько дней до того, как VADA выпустила смехотворное видео (которое с тех пор было удалено), в котором утверждалось, что Tesla «нападает» на франчайзинговых дилеров, которые «боролись как гладиаторы» за защиту прав автодилеров. Tesla продолжает реализовывать свои планы, и по состоянию на 21 июня похоже, что их магазин приближается к запланированному летнему открытию.
Одним из аргументов, которые использовали автодилеры против Tesla, было то, что Tesla не обеспечивает должную защиту потребителей, поскольку их автомобили могут обслуживаться только в собственных сервисных центрах Tesla, а сервисные центры Tesla недостаточно широко развернуты, чтобы обслуживать клиентов по всей стране. Автодилеры утверждают, что единственным решением этой проблемы является прохождение через систему франчайзинговых дилеров, и что Tesla не сможет удовлетворить спрос, расширяя свои собственные сервисные центры.
Но расширение своих сервисных центров — это именно то, что пытается сделать Tesla, и все же различные ассоциации автодилеров по всей стране продолжают вставать на их пути. Юридическая борьба
только за этот один магазин
длится уже более 15 месяцев, и мы еще не достигли конца, поскольку этот иск, несомненно, потребует еще больше времени для судебного разбирательства. Даже после того, как судья окружного суда вынесет свое решение, велика вероятность, что проигравшая сторона обжалует решение в Верховном суде Вирджинии, так что битва за один магазин (хотя и с последствиями для будущих магазинов) может занять несколько лет для разрешения.
Кажется очень странным, что в стране, где столько споров сосредоточено вокруг «устранения обременительных норм для бизнеса», многие уважаемые бизнесмены (автодилеры) так страстно выступают за создание более обременительных норм, чтобы помешать новой компании просто продавать и обслуживать свою продукцию.
Tesla агрессивно расширяет свою сеть продаж и обслуживания в рамках подготовки к запуску Model 3, чтобы лучше обслуживать своих клиентов с более широкой базой сервисных центров. Это как раз тот вид деятельности, который поможет Tesla преодолеть географическую «слабость», на которую ссылаются автодилеры, и все же автодилеры делают все возможное, чтобы помешать Tesla решить эту «проблему».
И действительно ли подход Tesla является проблемой, которую должны «исправить» дилерские центры? Учитывая, что Tesla снова и снова возглавляет рейтинги удовлетворенности владельцев, а автодилерские центры обычно считаются одним из худших потребительских опытов, который могут иметь люди (автомобильные продавцы — вторая наименее доверенная профессия в Америке, опережая членов Конгресса и уступая продавцам страховок), то совершенно не похоже, что у автодилеров есть какие-либо «решения», когда дело доходит до улучшения потребительского опыта покупки автомобиля.
Конечно, такое ретроградное, рентоориентированное, подавляющее конкуренцию поведение автодилеров — это именно та причина, по которой Tesla приняла правильное решение, отказавшись от них.