
Нидерландская лизинговая компания Mistergreen, известная своим парком автомобилей исключительно Tesla и смелыми ставками на будущее автономных роботакси, по сообщениям, находится на грани банкротства. Финансовый крах компании подчеркивает опасность веры в заявления Илона Маска о том, что автомобили Tesla станут «растущими в цене активами» — прогноз, который столкнулся с суровой реальностью на рынке подержанных электромобилей.
Согласно сообщениям из Европы, нидерландская фирма по аренде автомобилей Tesla Mistergreen ликвидировала своих держателей облигаций и распродает свои активы.
Mistergreen построила всю свою бизнес-модель на основе эксплуатации парка автомобилей Tesla, которые не только должны были сохранить свою стоимость, но и в конечном итоге приносить доход в качестве роботакси.
Вместо этого компания была вынуждена списать миллионы в стоимости парка, поскольку Tesla агрессивно снижала цены на новые автомобили за последние два года, обрушивая цены на подержанные электромобили, и так и не выполнила свое обещание о том, что потребительские автомобили станут роботакси.
Еще в 2019 году Илон Маск знаменито заявил, что автомобили Tesla теперь являются «растущими в цене активами» благодаря своей функции Full Self-Driving (FSD). Он заявил:
«Я думаю, самое поразительное то, что если вы покупаете Tesla сегодня, я считаю, вы покупаете растущий в цене актив, а не обесценивающийся».
Он даже предположил, что Tesla Model 3 может стоить от 100 000 до 200 000 долларов как роботакси, генерирующее доход. Mistergreen поверила в это заявление и, по сути, сделала заемную ставку на этот сценарий.
В своем годовом отчете за 2022 год они написали:
Наше внимание обусловлено тем, что электромобили Tesla в настоящее время являются электромобилями высочайшего качества на рынке (с точки зрения качества аккумуляторов, обновлений программного обеспечения, эффективности и запаса хода, зарядной сети и скорости), их аппаратное и программное обеспечение подготовлено к будущим самоуправляемым автомобилям, а качество и запас хода зарядной сети Tesla (Supercharger) превосходят остальные. В результате существует значительный рыночный спрос на Tesla, и мы ожидаем, что в будущем Tesla будут иметь лучшую остаточную стоимость благодаря хорошему качеству Tesla, представленных на рынке в настоящее время.
Однако, как мы обсуждали в статье ранее в этом году о самой большой лжи Илона Маска, реальность оказалась прямо противоположной. Автомобили Tesla обесценились быстрее, чем в среднем по отрасли, что усугубилось решением самой Tesla снизить цены для поддержания спроса и тем фактом, что она так и не выполнила обещание о том, что обновления программного обеспечения сделают ее потребительские автомобили автономными без присмотра.
На пике своего развития Mistergreen располагала парком из более чем 4000 автомобилей Tesla, что впечатляет, но это означало, что компания пострадала еще сильнее от обесценивания.
Для покупателей более дешевая Tesla — отличная новость. Для владельцев или лизинговых компаний, владеющих тысячами таких автомобилей и имеющих высокие гарантии остаточной стоимости, это смертельный приговор.
Mistergreen выпустила облигации для покупки автомобилей Tesla, но с прошлого года не смогла их погасить. Неясно, сколько денег инвесторов было потеряно из-за этой ставки, но речь идет о десятках миллионов долларов.
Несколько нидерландских, бельгийских и немецких лизинговых компаний приобретут оставшийся парк.
Electrek обратился за комментариями к генеральному директору Флориану Миндерупу и соучредителю Марку Шрёрсу, но на момент публикации ответа не получили.
Мнение Electrek
Они поверили Илону, и из-за этого потеряли десятки миллионов долларов инвесторов.
Мы годами говорили, что, хотя FSD впечатляет, нет никаких доказательств того, что он может достичь уровня автономности 4 в потребительских автомобилях. Ставка на то, что он превратит автомобили в растущие в цене роботакси в ближайшем будущем, — это финансовое самоубийство.
Маск обещает «1 миллион роботакси к концу года» с 2020 года. Сейчас уже конец 2025 года, и, хотя мы видели прогресс, у нас есть лишь небольшая пилотная программа в ограниченной географической зоне в Техасе под постоянным присмотром, и, безусловно, нет парка растущих в цене активов.
Если вы купили Tesla за 50 000 долларов в 2022 году, ожидая, что она будет стоить 100 000 долларов сегодня, вы, вероятно, разочарованы. Если вы купили 4000 из них на заемные деньги, то вы — Mistergreen.