Tesla: Патентные заявки свидетельствуют о замедлении инноваций и смещении фокуса на ИИ/автономное вождение

Анализ патентных заявок Tesla показывает замедление темпов инноваций за последние 2 года и смещение внимания на аппаратное и программное обеспечение для ИИ, поскольку Илон Маск делает ставку на всё на автопилоте и роботах.

Мы давно спорим, следует ли оценивать Tesla (TSLA) как автопроизводителя или технологическую компанию. В то время как медведи указывают на снижение поставок автомобилей и прибыли, быки видят в автономном вождении и роботах следующую фазу роста.

Медведи правы. Продажи автомобилей по-прежнему составляют большую часть выручки и прибыли Tesla, и за последние 2 года они неуклонно снижались.

Оптимистичное будущее, в котором ставки Tesla на ИИ заменят её убыточный автомобильный бизнес, остаётся гипотетическим, но существуют по крайней мере некоторые данные, подтверждающие инвестиции Tesla в этот сдвиг.

Теперь новый анализ патентных заявок Tesla за последнее десятилетие, проведённый Electrek, даёт нам, возможно, самый объективный взгляд на то, куда компания на самом деле направляет свои научно-исследовательские усилия.

Данные раскрывают масштабный сдвиг. Автомобильная часть Tesla сокращается в патентных реестрах, сначала уступая место всплеску производственных инноваций, а затем патентным заявкам, связанным с аппаратным и программным обеспечением для ИИ.

Вот взгляд на данные (важно отметить, что существует задержка в 12-18 месяцев в данных патентных заявок, поэтому у нас нет самых свежих данных за 2024 год):

«Две вершины» инноваций Tesla

Мы получили набор данных, разбивающий примерно 4200 патентных заявок Tesla с 2014 по 2024 год. При построении графика возникают две ярко выраженные вершины, рассказывающие историю перехода компании к ИИ.

Первая вершина пришлась на 2018 год, как раз в разгар «производственного ада Model 3». В то время Илон Маск, по слухам, спал на заводе, и патентные заявки отражали это отчаяние. Мы увидели огромный всплеск «промышленных» патентов, большинство из которых были связаны с производством.

Tesla явно искала способы впервые выпускать автомобили большими партиями.

Затем поток заявок снизился, поскольку Tesla сосредоточилась на прибыльности в 2019-2020 годах.

Но посмотрите на 2022 год. Мы видим вторую, ещё более крупную вершину. На этот раз состав совершенно иной. «Промышленный» сегмент всё ещё присутствует (благодаря таким инновациям, как гигакастинг), но «автомобильный» сегмент стал незначительным.

Новая доминирующая категория: аппаратное и программное обеспечение для ИИ.

В эту категорию входит всё: от новых теорий и процессов для автономного вождения до нового оборудования для ИИ-вычислений, ставшего компьютером Tesla AI4 внутри её автомобилей.

Мы видим, что «ИИ» способствовал первому всплеску в 2018 году, когда Tesla расширяла работу над Autopilot и FSD, но стал составлять большинство патентных заявок Tesla только в 2020-х годах.

Tesla становится меньше автопроизводителем

Вот самая поразительная статистика из исследования: менее 10% всех патентов Tesla теперь классифицируются как «Автомобильные».

Для сравнения, если посмотреть на таких традиционных автопроизводителей, как Toyota или VW, их портфолио доминируют патенты в области машиностроения: шасси, подвеска и эффективность сгорания.

Портфолио Tesla теперь на 40% связано с ИИ. Мы наблюдаем поток заявок, связанных с:

  • Обучением нейронных сетей (Dojo).
  • Оценкой расстояния только по визуальным данным (замена LiDAR).
  • Разметкой и моделированием данных.

Это подтверждает то, о чём мы говорим уже давно: генеральный директор Tesla Илон Маск полностью переориентировал автопроизводителя на ИИ в ущерб своему автомобильному бизнесу.

Данные за 2023 и 2024 годы (которые всё ещё поступают из-за задержек публикации) показывают следующий этап.

Хотя по-прежнему существует несколько патентов, связанных с автомобильным бизнесом, таких как касающиеся беспроводной зарядки, они теперь составляют меньшинство.

Но даже в этом случае такие вещи, как беспроводная зарядка для электромобилей, подпадают под категорию «Автомобильные»; можно утверждать, что Tesla занимается этим для категории ИИ, поскольку идея заключается в том, что автономные транспортные средства будут нуждаться в беспроводной зарядке, если не будет людей, которые будут их подключать.

Как видно из приведенной выше диаграммы, с 2023 года большинство патентных заявок Tesla связано с аппаратным или программным обеспечением для ИИ — даже несмотря на то, что многие из них всё ещё относятся к области машиностроения и электротехники, они больше не связаны с автомобильным бизнесом.

Мы видим много заявок на «электромеханические соединения» и «линейные приводы», которые явно связаны с человекоподобными роботами.

Взгляд Electrek

Здесь есть кое-что для обеих сторон спектра Tesla.

Медведи могут почувствовать себя правыми, так как переход Tesla к ИИ действительно сопровождается сокращением расходов на НИОКР в автомобильной сфере. Мы наблюдали замедление темпов инноваций Tesla в области электромобилей в последние несколько лет, и я думаю, что эта тенденция сохранится.

Тем временем быки теперь могут визуализировать переход Tesla к ИИ через эти тенденции патентных заявок.

Это отчасти объясняет, почему я продал свои акции Tesla в прошлом году. Я инвестировал в Tesla, потому что верил в её миссию ускорить развитие электротранспорта и считал компанию самой инновационной в этой области.

Теперь это не так, и Маск неофициально сменил миссию на ускорение наступления «эпохи изобилия».

Можете называть меня скептиком, но мои инстинкты всегда начинают бить тревогу, когда миллиардеры, покупающие выборы, начинают говорить об утопиях.

Например, Маск недавно заявил, что благотворительность не понадобится, потому что ИИ «положит конец бедности» и обеспечит «всеобщий высокий доход»:

Самый абсурдный аспект этого заявления — контекст: это была критика благотворительного пожертвования, в частности, от Dell.

По сути, он отговаривает миллиардеров от филантропии под предлогом того, что ИИ в конечном итоге «положит конец бедности», сделав благотворительность устаревшей. Но механизм этого прекращения бедности отсутствует.

Если ИИ будет генерировать огромные богатства, этот капитал изначально сконцентрируется в руках миллиардеров, владеющих моделями и данными, которые их питают. Как это богатство трансформируется во «Всеобщий высокий доход»? Оно не просочится волшебным образом. Мы это уже знаем.

При политическом ландшафте, захваченном сверхбогатыми лицами, которые постоянно блокируют повышение налогов, единственным путём к перераспределению является то, что он сам отвергает: благотворительность.

Аргумент сводится к: «Нет необходимости быть щедрым сейчас; подождите, пока мы не накопим ещё больше богатства». Это обнажает фундаментальное противоречие в обещанной «эпохе изобилия».

Я думаю, что ИИ имеет огромный потенциал быть полезным для человечества, но риск также невероятно высок — именно поэтому он привлекает таких рисковых игроков, как Маск.

Как я вижу это, в этой гонке за ИИ будет несколько победителей и много проигравших, и ещё предстоит спорить, будет ли Tesla в первой или во второй категории.