
Это наконец происходит. После многих лет обещаний, сорванных сроков, начиная с «Дня автономии» в 2019 году, и бесконечных итераций «Полностью автономного вождения» (FSD), автомобиль Tesla был замечен на дорогах общего пользования в Остине без человека за рулем или наблюдателя на пассажирском сиденье.
Илон Маск подтвердил, что тестирование Robotaxi официально началось. Это, несомненно, шаг вперед для амбиций компании в области автономии.
Но это также пугающий скачок веры, учитывая полное отсутствие данных о безопасности, доказывающих готовность системы к этому.
На кадрах, сделанных на выходных местными жителями в Остине, видно, как, предположительно, специально оборудованный Model Y, являющийся тестовой платформой для грядущей специализированной платформы Robotaxi, движется по городским улицам. Руль поворачивается, машина едет, а водительское и переднее пассажирское сиденья пусты:
После шумихи в интернете, связанной с этой находкой, Илон Маск обратился в X, чтобы подтвердить очевидное:
«Тестирование проводится без пассажиров в машине».
В отрыве от контекста это захватывающая новость. Она предполагает, что Tesla достигла внутреннего уровня уверенности в своих последних сборках FSD для Robotaxi (не для потребительских автомобилей), когда они почувствовали себя комфортно, убрав человека-наблюдателя.
Это ощутимый прогресс на пути к беспилотному будущему, в которое многие владельцы Tesla поверили много лет назад.
Однако остается много поводов для беспокойства.
Tesla до сих пор не опубликовала исчерпывающие, проверяемые данные, доказывающие, что ее система FSD безопаснее, чем водитель-человек. Мы получаем анекдотичные свидетельства, отобранные видеоролики и общую статистику о «пройденных милях», но не подробные данные о прерываниях, которые конкуренты, такие как Waymo, предоставляют регуляторам и общественности.
На самом деле, имеющиеся у нас данные, основанные на отчетах об инцидентах, поданных в NHTSA в соответствии с их Постоянным общим приказом о системах ADS и ADAS, рисуют тревожную картину.
Данные указывали на то, что в пилотной программе Tesla Robotaxi в Остине происходила авария каждые ~62 000 миль, что значительно выше среднего показателя для человека, несмотря на наличие наблюдателя в автомобиле, который должен был предотвратить дальнейшие аварии.
Генеральный директор Илон Маск на прошлой неделе заявил, что ожидает, что сервис Tesla Robotaxi в Остине будет работать без наблюдателя в течение трех недель.
Мнение Electrek
Задумайтесь на секунду. Текущий парк требует вмешательства человека для предотвращения аварий. Мы это знаем. Если вмешательство человека в настоящее время предотвращает аварии, здравый смысл подсказывает, что удаление человека без значительного, задокументированного улучшения базовых возможностей системы приведет к большему количеству инцидентов.
Tesla, похоже, пропускает этап «докажи, что это безопасно» и переходит прямо к этапу «разверни».
Я хочу, чтобы Tesla добилась успеха в этом. Функциональная, масштабируемая сеть Robotaxi стала бы колоссальным улучшением транспорта для цивилизации. Видеть беспилотную Tesla на дорогах общего пользования может ощущаться как сильный рубеж, доказательство того, что технология развивается.
Но «развивается» — это не то же самое, что «безопасно».
У меня есть серьезные опасения по поводу того, что Tesla последовательно избегала публикации проверяемых, ценных данных о безопасности FSD или своей пилотной программы Robotaxi.
Нам приходится самим пытаться сопоставить скудные данные Tesla о пробеге Robotaxi с ограниченными данными об авариях, сообщенными NHTSA. И это выглядит не очень хорошо для Tesla.
Пока что, даже с этим наблюдением, программа Robotaxi в Остине кажется скорее маркетинговым ходом, чем настоящим первым шагом к масштабированию беспилотного сервиса такси. Это выглядит как попытка добиться победы, в то время как Waymo быстро масштабирует свою коммерческую беспилотную систему.