
Недавно я посетил демонстрационный день Strutt, чтобы опробовать новое мобильное устройство EV1 компании. Даже если вы никогда не обращали внимания на электрические инвалидные коляски, вам, вероятно, будет интересно узнать об этом.
EV1 — это не совсем инвалидная коляска в традиционном понимании. Это скорее автономный робот, который по форме напоминает кресло. Представьте себе самоуправляемый автомобиль, объединенный с человекоподобным роботом, уменьшенный до масштаба для передвижения внутри помещений и снаружи. Вот что такое EV1. И после того, как я некоторое время просидел в нем, могу сказать вам, что эта технология изменит жизни.
Это не моя обычная стихия — гораздо чаще вы увидите, как я тестирую крутые новые электровелосипеды или мощные электрические мотоциклы. Но меня заинтриговала идея нового типа электрического мобильного устройства, которое могло бы изменить не только способ передвижения людей, но и их жизнь. И я рад, что последовал своему предчувствию и посетил демонстрационный день Strutt.
Если вы хотите испытать демонстрации и живые испытания самостоятельно, или, скорее, опосредованно через меня, то посмотрите мое видео ниже. Это завораживающее зрелище.
А теперь читайте мои полные впечатления.
По сути, EV1 — это мобильное устройство, которое может двигаться и думать самостоятельно. Но уровень технологий на борту выходит далеко за рамки базовой автономии. Оно использует полный набор датчиков — лидары, камеры, ультразвуковые датчики и многое другое — для постоянного картографирования окружающей среды.
Как объяснили нам инженеры, на самом деле это гораздо более сложная задача, чем для самоуправляемого автомобиля, такого как Waymo, поскольку самоуправляемые автомобили обычно придерживаются упрощенного мира автомобильных полос. Но мобильному устройству необходимо уметь автономно перемещаться в любых условиях — от многолюдного торгового центра до парковой тропинки и гостиной — и при этом не съехать случайно с лестницы или не наехать на семейную собаку. Это означает, что EV1 оснащен массивом перекрывающихся датчиков, которым позавидовал бы Tesla.
И, несмотря на все эти технологии, вся машина разбирается на пять основных частей без инструментов, без отключения проводов и без каких-либо усилий. Примерно за 30 секунд она готова к погрузке в багажник автомобиля. А для тех, у кого есть достаточно большой автомобиль, она может сама заехать по пандусу и припарковаться в автомобиле.


Также имеется встроенная система навигации с искусственным интеллектом. Вы можете буквально сказать ему, куда хотите поехать, например, попросить отвезти вас на кухню за напитком, и он спланирует маршрут и довезет вас до холодильника. Это может показаться трюком для демонстрации, пока вы не задумаетесь о том, насколько преобразующим это может быть для людей, которым сейчас приходится ориентироваться в узких, загроможденных или недоступных пространствах, осторожно продвигаясь вперед, держа обе руки на джойстике. Навигация в помещении без помощи рук может стать настоящим прорывом.
Вы даже можете выбрать место на карте в реальном времени, отображаемой на дисплее, и EV1 просто начнет везти вас туда, полностью без рук. Или вы можете вызвать его из другой комнаты, например, если вы спите в постели и вам нужно, чтобы кресло привезло вас в спальню. Это автономное вождение на другом уровне.
Существует также режим под названием «Пилот-помощник» (Co-Pilot), который позволяет пользователю управлять им самостоятельно, но при этом постоянно отслеживает препятствия и вносит коррективы, если пользователь собирается во что-то врезаться. Например, вы можете проехать через узкий дверной проем, не беспокоясь о точном рулевом управлении, поскольку он не позволит вам задеть края дверной коробки (и если вы когда-либо видели дверные коробки в доме пользователя инвалидной коляски, вы поймете, какое это будет облегчение).
Strutt продемонстрировал этот режим, посадив пользователя вслепую за руль изогнутого коридора. Он просто нажимал вперед на органы управления, но EV1 плавно следовал по изогнутой траектории сам, не давая ему врезаться в стену, когда коридор начинал изгибаться. Я попробовал сам, и поразительно, насколько естественно это ощущается.
Но EV1 не ограничен использованием в помещениях. Strutt внедрил несколько хитроумных инноваций, которые делают его удивительно способным вне асфальта. Есть настоящая подвеска. Передние колеса — это фактически сдвоенные колеса, помогающие им переезжать через зазоры и рельсы, такие как те, что встречаются в городских трамвайных системах. Те же передние колеса — не пассивные ролики; у каждого из них есть свой собственный двигатель, что обеспечивает EV1 полноценное рулевое управление вместо поворота как у танка задними колесами. Он едет как специально созданное устройство, а не как собранное наспех. И это позволяет ему справляться с местностью и уклонами, недоступными для других устройств, такими как повороты под углом, которые заставили бы другие соскользнуть боком вниз по склону.

Во время демонстрации я спросил, могу ли я вывести EV1 за пределы элегантного выставочного зала, чтобы посмотреть, как он справится с реальным миром. Когда я подошел к двери, пытаясь понять, как ее открыть, одновременно проезжая, один из сотрудников Strutt сказал мне: «Просто таранить».
Я колебался, опасаясь поцарапать их дорогой прототип, но он заверил меня, что все будет в порядке. Оказалось, все было очень в порядке. Затем я вспомнил ролик из презентации, где EV1 буксировал Tesla с помощью буксировочного троса, так что, похоже, мощности никогда не было проблемой.
Что касается скорости, Strutt ограничил ее до 12 км/ч (7,5 миль/ч), но даже на такой скорости они ощущаются по-настоящему быстрыми. Достаточно быстрыми, чтобы я переключился в ручной режим, чтобы по-настоящему почувствовать его.
Учитывая, что множество ютуберов разъезжали на крутых электрических мобильных устройствах, вы можете представить, что гонка на ускорение довольно быстро материализовалась. Я не скажу вам, кто выиграл, вам придется посмотреть видео выше, чтобы узнать. Но скажем так, то, что я переключил его в ручной режим, чтобы временно отключить все функции безопасности, возможно, было грязным трюком, который дал мне преимущество.

Все это время я эмоционально метался. С одной стороны, я прекрасно катаюсь на футуристическом гибриде кресла-робота. С другой стороны, я постоянно напоминаю себе, что для многих людей такие устройства — это не игрушки, а необходимые инструменты, которые позволяют им ориентироваться в мире, не созданном для них. Многие из тех самых людей, которые помогали Strutt в бета-тестировании устройства во время разработки, присутствовали на презентации. EV1), это было также явное напоминание о том, что, пока я бездельничаю, гоняя на этих штуках, эта технология предназначена для помощи людям, которые в ней нуждаются, чтобы ориентироваться в мире, не предназначенном для них.
Но, возможно, эти два чувства не обязательно должны противоречить друг другу. Почему устройство, расширяющее возможности людей, не должно быть приятным в использовании? Почему такое преобразующее устройство не может принести больше, чем просто мобильность? Почему оно не может быть на самом деле… веселым? Я никогда не смотрел на кресло-коляску и не думал, что им будет весело пользоваться. А этим — действительно!»

Но последний момент, который будет иметь решающее значение, и о котором мы пока ничего не знаем, — это цена. Учитывая, что традиционные моторизованные инвалидные коляски уже стоят несколько тысяч долларов за относительно громоздкие конструкции, такой уровень передовой робототехники, вероятно, не будет дешевым.
Strutt заявляет, что цены будут объявлены в начале следующего года, и только что запустил программу раннего бронирования, предлагающую скидку 35% на первые 200 единиц (больше информации в их группе в Facebook здесь). Надеюсь, конечная цена окажется доступной для тех, кто больше всего в ней нуждается. И, как и многие ранние технологии, со временем стоимость, вероятно, снизится по мере масштабирования производства.
Однако пока EV1 представляет собой нечто новое в области мобильности: мощное, способное, интуитивно понятное и — неожиданно — довольно веселое устройство.