Редкий GM EV1, спасенный от пресса, снова станет на ходу

General Motors EV1 занимает важное место в истории электромобилей. Он служил в основном для демонстрации двух вещей:

  1. Показать жизнеспособный путь для электромобилей на аккумуляторах еще в 1990-х годах.
  2. Очевидно, существуют силы, стремящиеся подавить электромобили.

GM только сдавал EV1 в аренду, никогда не продавал, и помешал почти всем сохранить их, когда свернул программу производства этого автомобиля.

В итоге автопроизводитель уничтожил подавляющее большинство из них. Хотя несколько пустых корпусов существуют в музеях, им строго запрещено когда-либо снова ездить. Но появился новый проект, связанный с, по-видимому, единственным легально принадлежащим частному лицу EV1, и новый владелец планирует вернуть его на дорогу с современным аккумуляторным блоком.

YouTube-канал под названием Electrek Garage (не имеет отношения к нам, хотя нам нравится название) опубликовал захватывающее видео, подробно описывающее приобретение и план восстановления этого уникального электромобиля.

Для тех, кто не знает истории, GM построил EV1 в конце 90-х, чтобы соответствовать калифорнийскому мандату ZEV. Когда мандат был смягчен, после активного лоббирования со стороны GM и других компаний, GM спорно отменил программу.

Поскольку автомобили сдавались только в аренду, GM забрал их и отправил почти все под пресс. Многие водители EV1 выступали за то, чтобы GM позволил им купить машины, — кампания, которая была задокументирована в популярном фильме Криса Пейна «Кто убил электромобиль?».

Несколько экземпляров были деактивированы путем удаления критически важных компонентов и переданы университетам и музеям, но GM потребовал от учреждений подписать контракты, гарантирующие, что автомобили никогда не будут восстановлены.

Теперь пара инженеров и мастеров на YouTube сумела заполучить, возможно, очень уникальный EV1.

Этот конкретный EV1 (VIN № 278) был пожертвован университету, который в итоге забыл о нем. Его эвакуировали как брошенный автомобиль, поместили на штрафстоянку, а затем продали на аукционе по решению суда. Сообщается, что эта юридическая цепочка событий разорвала ограничительный контракт GM, сделав этот экземпляр, возможно, единственным «неограниченным» EV1 в обращении, хотя я слышал, что могут существовать и другие, менее заметные экземпляры.

Недавно он был продан на аукционе примерно за 104 000 долларов.

Восстановление GM EV1

В настоящее время автомобиль представляет собой груду металлолома. В рамках процесса вывода из эксплуатации GM удалил инвертор, аккумулятор и критически важные модули управления. Ведущий видео, Деклан Кавано, объясняет, что у автомобиля также разбито лобовое стекло — деталь, которую практически невозможно заменить.

Однако у команды есть солидный план. Они обнаружили, что Chevy S10 Electric, недолговечный электромобиль той же эпохи, имеет много общих компонентов с EV1, и они уже нашли замену инвертору.

Самая захватывающая часть — это аккумулятор. Оригинальный EV1 первого поколения использовал тяжелый, малоемкий свинцово-кислотный аккумулятор. Команда реставраторов планирует разработать собственный аккумуляторный блок на основе литий-железо-фосфата (LFP). Это не только позволит машине ездить, но и обеспечит запас хода более 200 миль, что значительно лучше, чем первоначальные характеристики.

Цель — запустить автомобиль к 14 ноября 2026 года, чтобы отметить 30-летие запуска EV1.

Полное видео можно посмотреть здесь:

Мнение Electrek

Я хочу начать с короткого замечания о названии «Electrek Garage», чтобы убедиться, что нет путаницы и никто не крадет имя у кого-либо.

Этот сайт был назван Electrek его основателем и издателем, Сетом Вайнтраубом, который буквально думал, что изобретает слово в то время. По совпадению, и это мы узнали через несколько лет после начала работы сайта, малоизвестный (и, возможно, самый уродливый из когда-либо созданных) электромобиль, построенный в Колорадо в конце 1970-х годов, также назывался «Electrek».

Похоже, что YouTube-канал «Electrek Garage» начал с восстановления старого автомобиля Electrek — отсюда и название канала, и почему технически нет никакой связи с нами. Выглядит как классный канал, мы не против совместного использования имени.

Теперь к делу: всегда невероятно видеть EV1, который избежал пресса GM, но видеть тот, который на самом деле снова сможет ездить — это нечто совершенно иное.

Мы будем внимательно следить за этим проектом и с нетерпением ждем следующего обновления, чтобы увидеть, удалось ли им сделать эту машину пригодной для езды.