
Tesla демонстрирует закономерность: она приписывает себе успехи своей системы Full Self-Driving (FSD), даже несмотря на то, что автомобиль по-прежнему полагается на внимательного водителя, но при этом обвиняет водителя, а не программное обеспечение, когда что-то идет не так.
Однако новые шаги в сторону поощрения более невнимательного вождения могут затруднить компании возможность обвинять водителей в сбоях ее программного обеспечения.
Tesla продает ту или иную версию своего программного обеспечения Autopilot или FSD с 2013 года. С тех пор компания делала смелые заявления о том, как быстро будет совершенствоваться программное обеспечение, почти постоянно утверждая, что полностью автономное вождение появится в течение года.
Autopilot и FSD меняли свои определения с течением времени: базовый Autopilot изначально был опцией, а теперь входит в стандартную комплектацию большинства автомобилей, а FSD является дополнительной платной функцией с различными ценами (стоимость достигала 15 000 долларов в один момент).
В целом, Autopilot был призван быть помощником водителя, тогда как FSD обещает позволить автомобилю полностью управлять собой без вмешательства человека, когда программное обеспечение будет наконец готово.
Эта полностью автономная возможность еще не реализована, но программное обеспечение Tesla продолжает совершенствоваться.
Изначально Autopilot работал только на автомагистралях, представляя собой систему «умного круиз-контроля». Он мог удерживать автомобиль в полосе и отслеживать скорость впереди идущих автомобилей, подстраиваясь под нее.
Со временем системы получили больше возможностей, включая возможность следовать навигационной системе автомобиля и самостоятельно съезжать с развязок. И все это время автомобили Tesla часто называли «беспилотными».
FSD теперь может работать не только на автомагистралях, но и на городских улицах. Возможно совершать некоторые поездки, не касаясь руля, – но водитель всегда должен находиться на своем месте и следить за дорогой (и Tesla будет следить за вами, чтобы убедиться, что вы это делаете).
Краткий обзор систем автономного вождения
Это связано с тем, что и Autopilot, и FSD, и все их версии, выпущенные на данный момент, относятся к одной и той же классификации систем автономного вождения высокого уровня. Все они являются системами вождения «Уровня 2» согласно шкале уровней автоматизации вождения SAE.
Все системы автоматизации вождения ранжируются от 0 до 5 уровня. При системах уровня 0-2 водители несут ответственность за все действия автомобиля. При системе уровня 3 автомобиль может нести ответственность в некоторых случаях, а при системах уровня 4 или 5 ответственность всегда несет автомобиль.
В США доступна одна система уровня 3 – Mercedes DRIVE PILOT, которая может использоваться в ограниченных условиях, позволяя автомобилю ехать самому. А автономные беспилотные такси, такие как Waymo, являются системами уровня 4, без водителя, но способные работать только в определенных ситуациях или областях (Robotaxi от Tesla предположительно похож на Waymo, но из-за наличия «монитора безопасности» его можно отнести к уровню 2, поскольку оператор все еще находится в автомобиле, просто не на месте водителя).
Но обещания Tesla относительно FSD помещают ее в категорию «уровень 5». Генеральный директор Илон Маск неоднократно заявлял, что FSD в конечном итоге сможет управлять автомобилем по всей стране без водителя, так что ваш автомобиль может быть в Нью-Йорке, а вы можете попросить его приехать и забрать вас в Лос-Анджелесе. Однако этой возможности пока нет, поэтому мы все еще находимся на территории уровня 2.
Tesla любит хвастаться улучшениями FSD
Tesla довольно часто заявляет, что ее система FSD превосходит человеческих водителей, и что уровень ее безопасности постоянно растет.
Компания часто публикует данные, показывающие количество пройденных миль до аварий, сравнивая мили, пройденные людьми, и мили, пройденные FSD. По опубликованным данным Tesla, мили, пройденные FSD, безопаснее, чем те, что прошли люди.
Однако это не вся история, поскольку данные несколько выборочны. Реальное исследование безопасности должно было бы попытаться исключить посторонние переменные, которые могли бы повлиять на результаты, а Tesla пока не провела такого комплексного исследования (в отличие от Waymo, которая опубликовала несколько исследований, проведенных внешними организациями).
Также существует некоторая разница между данными, предоставленными Tesla, и данными третьих сторон, показывающими, что «мили между вмешательствами» у Tesla относительно низки. Это считается ключевым показателем того, насколько близка система к возможности работы на уровне 4-5, поскольку в идеале беспилотный автомобиль должен проезжать десятки тысяч миль без необходимости вмешательства человека.
Tesla предоставила обновленные данные на собрании акционеров на этой неделе, снова показав, что мили, пройденные FSD, приводят к гораздо меньшему количеству аварий, чем другие режимы вождения. Хотя это обновление снова не предоставляет таких надежных данных, которые дало бы реальное исследование, и на самом деле, собственные данные Tesla показывают снижение безопасности в течение этого года.
И на самом деле, ни одно из этих чисел, предоставленных Tesla, не описывает, насколько безопасен FSD сам по себе. Все они полагаются на совокупную безопасность как FSD, *так и* водителя одновременно, поскольку люди должны находиться на месте водителя при эксплуатации автомобиля. Когда этот человек-со-водитель перемещается на пассажирское сиденье и называется монитором безопасности, показатели безопасности резко падают.
Таким образом, Tesla представляет данные FSD в позитивном свете, но что происходит, когда случается что-то плохое?
Tesla обвиняет водителей, когда ее системы дают сбой
В случае аварии, связанной с системами помощи водителю, Tesla первой заявит, что она не имеет к этому никакого отношения, и что виноват водитель.
Технически это верно. Если FSD и Autopilot являются системами уровня 2, то водитель несет ответственность за все, что делает автомобиль. И водители должны согласиться с условиями в автомобиле перед активацией этих систем, признавая, что они должны постоянно следить за дорогой и несут ответственность за действия автомобиля даже при активированных системах.
Так, например, когда водитель во Флориде, использующий Autopilot, роняет телефон и проезжает на красный свет, врезавшись в машину, которая затем врезается в двух пешеходов, убив одного, Tesla заявит: «этот водитель был единственным виновником». В этом случае судья согласился, что водитель несет основную вину, но все же возложил 33% вины на Tesla, что привело к решению о выплате 243 миллионов долларов против компании.
Частично на решение по этому делу повлияли постоянные заявления Маска о возможностях Autopilot и FSD. После стольких лет, когда Илон Маск рассказывал о возможностях беспилотного вождения Tesla, водители и широкая общественность привыкли думать, что автомобили Tesla «едут сами». Но Tesla заявила, что эти заявления вообще не должны были быть услышаны в суде, вновь желая представить эту неудачу как вину водителя, а не Autopilot.
На решение также повлияло сокрытие данных Tesla, что соответствует вышеупомянутому отказу компании предоставлять свои данные FSD для серьезных внешних научных исследований.
Tesla урегулировала другие подобные дела до их рассмотрения в суде, выплачивая крупные суммы, чтобы избежать обсуждения безопасности Autopilot в суде. Но компания отказалась урегулировать дело во Флориде, что могло быть стратегической ошибкой.
Таким образом, мы имеем здесь противоречие: когда системы Tesla работают хорошо, Tesla берет всю заслугу на себя, хотя в кресле водителя сидит человек. Но когда они работают плохо, Tesla делает все возможное, чтобы скрыть причины или обвинить водителей (которые, справедливости ради, по-прежнему обязаны управлять автомобилем, несмотря на многочисленные обнадеживающие заявления Маска о беспилотном вождении). Это FSD от Шрёдингера: отвечает, когда Tesla этого хочет, но не отвечает, когда Tesla этого не хочет.
Но в будущем это может измениться.
Отказ Tesla от мониторинга водителя может привести к увеличению ответственности
Итак, до сих пор Tesla удавалось избегать ответственности за многие проблемы FSD, утверждая, что водитель несет ответственность во все времена. И в этом есть доля правды.
Однако на собрании акционеров на этой неделе Маск заявил, что Tesla может разрешить «текст за рулем» в течение «месяца-двух».
Вероятно, он имел в виду систему мониторинга водителя в автомобиле, которая отслеживает внимание водителя с помощью камеры возле зеркала заднего вида. Если система обнаруживает, что вы слишком долго отводите взгляд от дороги, она предупредит вас, затем деактивирует FSD и потребует, чтобы вы сами взяли управление на себя, чтобы убедиться, что вы выполняете свою работу водителя.
Маск сказал, что проблема в том, что многие люди все равно хотят писать сообщения за рулем, поэтому они отключат FSD, чтобы отправить сообщение, а затем снова включат его. Маск утверждает, что для таких водителей было бы безопаснее писать сообщения за рулем с включенным FSD, чем с выключенным, поэтому Tesla могла бы обновить программное обеспечение, чтобы разрешить это в ближайшее время.
Однако непреднамеренным последствием этого может стать то, что будущие судебные процессы смогут использовать излишнюю уверенность Tesla в этом вопросе против компании, утверждая, что она не выполняла свою работу по обеспечению внимания водителя. Несмотря на заявления о том, что водители всегда контролируют автомобиль, Маск теперь сказал водителям, что можно отводить взгляд от дороги – и автомобиль никак не помешает вам это сделать.
И, как мы видели в деле во Флориде, публичные заявления Маска были частью дела. Так что нынешняя излишняя уверенность Маска в том, что водителям можно отводить взгляд от дороги, безусловно, может всплыть в зале суда в будущем.
Использование мониторинга водителя в судебных делах также представляет особый интерес для Маска, поскольку в прошлом он высказывал идею о том, что Tesla должна шпионить за водителями с помощью бортовой камеры и использовать эти записи для победы в делах об авариях с Autopilot. Адвокаты Tesla отклонили эту идею в то время.
Но теперь, в будущем, это уже не имеет значения. Генеральный директор заявил, что автомобили будут обновлены, предположительно, в течение месяца или двух, чтобы разрешить вам отводить взгляд от дороги. Не будет смысла записывать водителей на предмет невнимательности, поскольку Tesla, предположительно, позволит водителям свободно отводить взгляд.
И даже если водители согласятся всегда быть внимательными, если Tesla предоставляет им функции, которые явно поощряют их *не быть* таковыми, и эти функции явно сформулированы генеральным директором для поощрения незаконной деятельности, связанной с отведением взгляда от дороги, мы считаем, что компании будет намного труднее играть в свою игру «FSD от Шрёдингера» в суде в будущем.
30% федеральный налоговый кредит на солнечную энергию заканчивается в этом году. Если вы когда-либо задумывались о переходе на солнечную энергию, сейчас самое время действовать. Чтобы найти надежного и проверенного установщика солнечных панелей рядом с вами, предлагающего конкурентоспособные цены, посетите EnergySage — бесплатный сервис, который облегчит вам переход на солнечную энергию. Там сотни проверенных установщиков солнечных панелей конкурируют за ваш бизнес, гарантируя, что вы получите высококачественные решения и сэкономите 20-30% по сравнению с самостоятельным установкой. Кроме того, пользоваться им бесплатно, и вы не получите звонков от продавцов, пока не выберете установщика и не поделитесь с ним своим номером телефона.
Сравнить ваши персонализированные предложения по солнечным панелям легко онлайн, и вы получите доступ к непредвзятым консультантам по энергетике, которые помогут вам на каждом этапе. Начните здесь.