
Formula E представила свой новый болид «GEN4» для следующего сезона, который знаменует собой огромный скачок в производительности — крупнейшее новшество в истории серии.
Formula E — крупнейшая гоночная серия FIA высшего уровня, начавшая свою историю в 2014 году и проводящая открытые электрические гонки по всему миру.
Начиналось все с болидов с относительно скромными показателями мощности около 250 л.с. и максимальной скоростью 225 км/ч. Автомобили также имели батареи емкостью 28 кВтч, что означало, что они не могли пройти полную дистанцию гонки — гонщики фактически вылезали из машины и меняли ее на новую с полностью заряженной батареей в середине заезда, чтобы продолжить гонку.
В Gen 2 все стало немного менее абсурдно, а батареи улучшились настолько, что позволило преодолевать полную гоночную дистанцию. Мощность возросла, и автомобили стали быстрее на трассе.
Gen 3 стал еще одним улучшением: более угловатый дизайн и инновационная тормозная система, которая полностью отказалась от передних фрикционных тормозов, вместо этого используя передний электромотор для более эффективного рекуперативного торможения. Позднее в жизненном цикле автомобиля этот мотор был активирован для привода, а не только для рекуперации, и он стал единственным в своем классе болидом с полным приводом. Однако он мог использоваться только в квалификации или в определенных ситуациях во время гонки.
Теперь, с болидом Gen 4, Formula E отбрасывает опасения и полностью переходит на полный привод, чего не делает ни одна другая серия гонок с открытыми колесами (это пытались сделать несколько раз, но безуспешно). Существуют другие типы транспортных средств, участвующие в гонках с полным приводом, но среди одноместных болидов с открытыми колесами — нет.

Но это еще не все, в новом болиде также произошли значительные улучшения по спецификациям.
Максимальная мощность увеличивается с 350 кВт до впечатляющих 600 кВт (805 л.с.) — почти вдвое. Болиды Gen 3 были ограничены 300 кВт в гоночном режиме, но Gen 4 получит этот показатель, увеличенный до 450 кВт (603 л.с.). Максимальные 600 кВт будут доступны в квалификации и в «режиме атаки» — временном ускорении, которое гонщики могут активировать во время гонки.
В связи с увеличением производительности, Formula E предложит новые аэродинамические пакеты. Изначально болиды Formula E не развивали достаточно высокую скорость, чтобы аэродинамика играла существенную роль (особенно учитывая, что она также снижает эффективность), но теперь, когда серия становится мощнее, появится больше возможностей для оптимизации кузова под конкретные гоночные трассы.

Все это умещается в массе всего 1012 кг (2230 фунтов) и разгоняется с 0 до 100 км/ч за 1,8 секунды. Это примерно на 30% быстрее, чем болид F1 может совершить такой же спринт — хотя, надо признать, гоночные машины разгоняются до 100 км/ч всего один раз за гонку. Но все же это полезно, чтобы быстро выходить из поворотов.
Полный привод также поможет увеличить скорость на выходе из поворота, так как он позволяет гонщикам раньше использовать мощность, не опасаясь пробуксовки. Еще одной новой функцией болидов Gen 4, которая улучшит управляемость, является добавление антиблокировочной системы тормозов и системы контроля тяги — функций, которые не встречаются на большинстве гоночных автомобилей (и, честно говоря, мне это не нравится — делает машину слишком легкой в управлении и притупляет гонку).
Что еще более важно, по результатам первых тестов, болид Gen 4 был зафиксирован на скорости 340 км/ч, что, э-э, чертовски быстро:
Мощность рекуперативного торможения увеличена с предыдущих 600 кВт до 700 кВт, поэтому больше энергии будет рекуперироваться в течение гонки, повышая эффективность. Это *может* также привести к увеличению скорости зарядки в середине гонки, поскольку Formula E наконец-то реализовала свои планы по зарядке в середине гонки в прошлом сезоне с функцией, которую она называет «pit boost».
Formula E заявляет, что целью этого автомобиля было создание «самого экологичного гоночного болида в мире», и утверждает, что 100% материалов, использованных при его производстве, подлежат вторичной переработке, а как минимум 20% материалов являются переработанным сырьем, что в два раза больше, чем у уходящего поколения.

Автомобиль начнет участвовать в гонках в *следующем* сезоне, в конце 2026 года. 12-й сезон Formula E, последний сезон болидов Gen 3, стартует 6 декабря в Сан-Паулу.
Мнение Electrek
Радует видеть прогресс в электрических гонках, и такой огромный скачок мощности от одного поколения к другому весьма впечатляет. Помните, первые болиды FE в 2014 году имели всего 250 л.с., а теперь мы имеем 805 л.с. — более чем в три раза больше, чем в начале. Для сравнения, современные болиды F1 имеют около 1000 лошадиных сил.
Я менее восторжен добавлением систем помощи водителю. Система контроля тяги и антиблокировочная система тормозов значительно снижают требуемый навык вождения, делают гонки менее предсказуемыми и ограничивают производительность автомобилей по сравнению с идеально управляемым болидом (ну, по крайней мере, контроль тяги — потому что он отключает мощность двигателя при обнаружении пробуксовки колес).

Эти вспомогательные системы отлично подходят для дорожных автомобилей и неопытных водителей, но для профессиональных гонщиков, стремящихся выжать максимум производительности и сделать это захватывающим способом, зрелищным для наблюдения, я считаю, что это большой шаг назад. Мы надеемся, что они пересмотрят это решение или введут какие-либо ограничения на использование этих систем.
Тем не менее, всегда интересно наблюдать за возможностями новых болидов после каждого обновления, и этот, похоже, превосходит все предыдущие. Мы с нетерпением ждем его появления в конце 2026 года.
30% федеральный налоговый кредит на солнечную энергию истекает в этом году. Если вы когда-либо задумывались об установке солнечных батарей, сейчас самое время действовать. Чтобы убедиться, что вы нашли надежного и проверенного установщика солнечных батарей рядом с вами, предлагающего конкурентоспособные цены, ознакомьтесь с EnergySage — бесплатным сервисом, который позволяет легко перейти на солнечную энергию. Здесь сотни проверенных установщиков солнечных батарей соревнуются за ваш бизнес, гарантируя вам высококачественные решения и экономя 20-30% по сравнению с самостоятельной установкой. К тому же, пользоваться им бесплатно, и вам не будут поступать звонки от продавцов, пока вы не выберете установщика и не поделитесь с ним своим номером телефона.
Ваши персональные предложения по солнечной энергии легко сравнить онлайн, и вы получите доступ к непредвзятым консультантам по энергии, которые помогут вам на каждом этапе. Начните здесь.