Летающие электрические лодки Candela готовы покорить Мальдивы

Шведская фирма Candela совершает революцию в экологичном морском транспорте, запуская в Мальдивах свой электрический глиссирующий катер Candela P‑12. Он обещает более быстрые, экологичные и комфортные трансферы из аэропорта до удаленных атоллов без укачивания.

Спасение рифов и комфорт для туристов

Мальдивские атоллы сталкиваются с серьезной угрозой из-за тысяч скоростных катеров с двойными подвесными моторами, которые перевозят туристов и местных жителей по архипелагу.

Они потребляют много топлива, создают сильные волны и являются причиной значительного ущерба рифам. Эти традиционные бензиновые лодки сжигают около 5 литров топлива на милю (в 15 раз больше, чем автобус), создают большие волны, которые разрушают кораллы, и выбрасывают CO₂, занимая одно из первых мест среди вредных выбросов в стране.

На сцену выходит P-12: взлетая на 1,5 метра (5 футов) над поверхностью воды на двух управляемых компьютером подводных крыльях, он сокращает потребление энергии на 80% по сравнению с обычными корпусами, что позволяет осуществлять дальние электрические рейсы. Судно создает минимальные волны и шум двигателя, значительно снижая воздействие на рифовые экосистемы и морскую жизнь – критически важная победа для одной из самых хрупких морских сред в мире.

Реклама — прокрутите дальше для получения контента

Для отдыхающих изменения должны быть драматическими.

Поездка в P-12 описывается как опыт «волшебного ковра»: кондиционируемая кабина, Wi-Fi, развлекательные экраны, сервис напитков, доступ для колясок и инвалидных кресел – и благодаря системе подводных крыльев и активному контролю полета, практически никаких волн, ударов корпуса и укачивания.

Это похоже на полет, но без турбулентности.

Заказ и развертывание на Мальдивах

В 2026 году флот из десяти судов P-12 начнет курсировать между международным аэропортом Мале и курортами на внешних островах под управлением оператора Ego Shuttle, который также заказал еще десять единиц.

Это будет первое применение электрических судов на Мальдивах и крупнейший в мире флот электрических судов на подводных крыльях, согласно сообщению. Суда будут собираться, обслуживаться и эксплуатироваться на месте, с созданием логистического центра и обучением местных жителей «зеленым» профессиям.

«Воздействие волн и шума было реальной проблемой во многих морских заповедниках по всему миру. До сих пор не было реальных альтернатив для электрификации водного транспорта, поскольку обычные корпуса просто слишком неэффективны. С P-12 у нас наконец-то появилось судно с достаточным запасом хода и скоростью, чтобы заменить суда на ископаемом топливе, минимизируя при этом воздействие на эту уникальную среду», — говорит Шабир Валджи, генеральный директор Ego Shuttle.

Мальдивы присоединятся к другим странам, которые также внедряют электрический паром Candela P-12 в свои собственные системы экологичного водного транспорта, от Таиланда до Новой Зеландии, среди нескольких других.

Candela была основана чуть более десяти лет назад с миссией проектировать и строить более быстрые, эффективные и экологичные лодки, превосходящие суда на ископаемом топливе.

Компания стала всемирно известной благодаря своим фирменным подводным крыльям, которые поднимают корпус из воды, значительно снижая сопротивление и, следовательно, энергопотребление. Я провел некоторое время за штурвалом как C-7, так и C-8 – пары электрических скоростных катеров на подводных крыльях, произведенных Candela перед расширением в область коммерческих паромов, таких как P-12. И как человек, управлявший обеими моделями, могу подтвердить, насколько плавным является ход и насколько впечатляющим ощущается полет над водой.

Суда Candela P-12 уже введены в эксплуатацию в Стокгольме. Один из первых испытательных рейсов, судно под названием Nova, согласно сообщениям, сократило время в пути по маршруту длиной 15 км до 30 минут, при этом потребляя на 84% меньше энергии на пассажиро-километр по сравнению с дизельным паромом, который оно заменило.

Мнение Electrek

Это серьезный шаг вперед – как для устойчивого развития островных государств, так и для электрификации морского транспорта. Мальдивы сталкиваются с экзистенциальными угрозами со стороны изменения климата и деградации экосистем, поэтому сокращение шума, волн и выбросов от лодок является не только экологической необходимостью, но и коммерчески выгодным (поскольку туризм зависит от здоровых рифов).

Несмотря на другие серьезные социальные проблемы, с которыми страна все еще сталкивается – от ограниченных свобод для женщин до более широких проблем с правами человека – отрадно видеть реальный прогресс в экологической сфере. Значимые действия по борьбе с изменением климата не стирают эти проблемы, но показывают, что даже небольшие нации могут предпринять смелые технологические шаги навстречу более чистому будущему.

В целом: это беспроигрышный вариант для гостей, операторов и окружающей среды. Я буду внимательно следить за тем, как будет работать сервис в 2026 году – особенно за тем, насколько значительным будет снижение воздействия волн и как опыт гостей будет сравниваться с обычными трансферами на скоростных катерах. И если мальдивские операторы будут нуждаться в ком-то, кто приедет осветить новый флот прямо с белого песчаного пляжа, я постараюсь освободить свой график.