Xpeng AI Day: новая модель ИИ для роботов, роботакси и летающих автомобилей

Сегодня Xpeng провела AI Day 2025 в своей новой штаб-квартире в Гуанчжоу. Автопроизводитель позиционирует себя как ИИ-компанию с так называемыми новыми «приложениями, определяемыми ИИ», основанными на новой модели Xpeng VLA 2.0, ориентированной на зрение.

Эта модель будет использоваться для обеспечения автономных функций в текущей линейке электромобилей Xpeng, системе автопилотирования в недавно анонсированных роботакси, человекоподобных роботах и «летающих автомобилях».

На мероприятии генеральный директор Сяопен Хэ много внимания уделил тому, что он называет «Физическим ИИ», описывая это как слияние ИИ с физическими продуктами, то есть роботами.

Это похоже на то, как генеральный директор Tesla Илон Маск описывает автомобили Tesla как «роботов на колесах», а также в настоящее время работает над человекоподобными роботами.

Реклама — прокрутите дальше для получения дополнительного контента

Сяопен никогда не скрывал, что черпал много вдохновения у Tesla. Он даже признался, что начал Xpeng после того, как Tesla «открыла» свои патенты.

Подобно переходу Tesla к «компании в области ИИ и робототехники», Xpeng в последние годы предприняла аналогичный переход, который теперь завершается представлением новых продуктов, анонсированных сегодня.

Новая модель ИИ Xpeng

Новая операционная система Xpeng VLA, Xpeng VLA 2.0, является основой всех остальных продуктов, анонсированных сегодня.

В отличие от традиционных архитектур «Vision-Language-Action» (Зрение-Язык-Действие), которые преобразуют визуальные входные данные в язык перед генерацией действий, новый VLA использует прямой путь «Vision–Implicit Token–Action» (Зрение–Неявный токен–Действие), полностью устраняя языковое «узкое место». В результате получился ИИ, который может интерпретировать и реагировать на физическую реальность быстрее и интуитивнее, почти как человеческие рефлексы.

Чтобы запустить такую ​​массивную модель на серийных автомобилях, Xpeng переработала свою систему для своих ИИ-чипов Turing, достигнув производительности в реальном времени с вычислительной мощностью 2250 TOPS в своих автомобилях с уровнем помощи водителю «Ultra» — на порядок более сложной, чем типичные автомобильные ИИ-модели.

Ultra — это высший уровень ADAS Xpeng в потребительских автомобилях, но сегодня компания также анонсировала новый уровень: Robo:

Автономное вождение и роботакси

Robo предназначен для роботакси. Xpeng объявила, что в следующем году выпустит 3 новых электромобиля, специально предназначенных для услуг роботакси.

Будут модели на 5, 6 и 7 мест. Я видел прототипы, ездящие по штаб-квартире Xpeng, но пока это единственные изображения, которыми Xpeng делится:

Эти автомобили будут оснащены четырьмя ИИ-чипами Turing, обеспечивающими 3000 TOPS, и двойным аппаратным обеспечением для резервирования.

Подобно своим системам автономного вождения для потребительских автомобилей, Xpeng делает ставку на подход, основанный только на зрении, реализованный с помощью новой модели VLA.

Ожидается, что пробная эксплуатация начнется в 2026 году.

Xpeng планирует сотрудничать с партнерами для внедрения своих роботакси, первый из которых уже объявлен: картографическая и навигационная компания Amap.

Что касается систем ADAS в своих потребительских автомобилях, Xpeng видит, что новая модель VLA значительно расширяет возможности. Они продемонстрировали свою последнюю версию NGP (Navigation Guided Pilot), которая, по сути, является конкурентом Tesla FSD.

Я совершил тестовую поездку на последнем программном обеспечении и был впечатлен. Похоже, это эквивалент Tesla FSD v14 с возможностью движения от парковки до парковки.

Как для своих роботакси, так и для программного обеспечения NGP, Xpeng говорила об «открытом исходном коде» систем. Хотя термины «открытый» и «открытый исходный код» использовались поочередно, звучало так, будто они планируют лицензировать свои технологии другим компаниям.

Volkswagen был объявлен первым автопроизводителем, который будет использовать новую систему автономного вождения Xpeng на базе VLA.

Человекоподобный робот Xpeng IRON

Это еще одна область, где можно подумать, что Xpeng следует за Tesla, но в данном случае наоборот.

Xpeng работает над роботами уже 7 лет. Сначала они начали с четвероногих роботов и постепенно развились до нескольких поколений человекоподобных роботов.

Брайан Гу, вице-председатель Xpeng, отметил, что, по его мнению, компания начала свою работу над человекоподобными роботами раньше Tesla.

Предыдущее поколение робота IRON существует уже некоторое время, и сегодня он даже провел нам экскурсию по штаб-квартире компании в Гуанчжоу:

Сегодня Xpeng представила последнее поколение своего человекоподобного робота IRON. Более совершенная версия с новыми человекоподобными костями, бионическими мышцами и «полностью покрывающей мягкой кожей».

Предыдущая версия уже была впечатляющей благодаря относительно плавной ходьбе, которая, как нам сказали, не была ни заранее запрограммирована, ни дистанционно управляема.

Новое поколение уже отличается гораздо более плавной ходьбой и более готовым к производству внешним видом.

Работая на трех ИИ-чипах Turing (2250 TOPS) и объединяя когнитивные модели VLT + VLA + VLM, IRON может видеть, двигаться и взаимодействовать в реальном времени, эффективно выполняя задачи, требующие физической ловкости и общения одновременно.

Он также оснащен более ловкими руками с 22 дополнительными степенями свободы.

Новая версия IRON использует полностью твердотельную батарею, хотя характеристики емкости или автономности не были представлены.

Что касается коммерциализации, Xpeng действует гораздо более консервативно, чем конкуренты, такие как Tesla и 1X, которые прогнозируют массовое производство и коммерциализацию в 2026 году.

Xpeng также планирует начать массовое производство в следующем году, но планирует использовать роботов только в своих собственных коммерческих операциях, в основном в качестве гидов, администраторов и даже продавцов в своих представительствах.

Сяопен сказал, что компания пыталась эксплуатировать IRON на своих производственных мощностях в течение года, выполняя то, что, по их мнению, было самой простой человеческой задачей для замены: затягивание винтов дрелью на сборочной линии.

Однако Xpeng пришел к выводу, что это не будет эффективно в масштабе из-за того, что робот работает хуже сотрудников, особенно с точки зрения затрат, из-за высокой стоимости ремонта и замены.

Человекоподобные роботы намного сложнее и в настоящее время не такие прочные и эффективные, как промышленные роботы, что может привести к высоким затратам на ремонт.

Сяопен считает, что человекоподобные роботы однажды будут широко использоваться в производственных операциях и дома для выполнения домашних дел, но он думает, что это произойдет позже, чем предсказывают конкуренты.

Он неохотно давал четкие сроки, но под давлением сказал, что, вероятно, 3-5 лет для промышленных применений и 5-10 лет, чтобы быть безопасными и полезными в домах в масштабе.

Xpeng заявляет, что гарантирует, что ее роботы будут следовать трем законам робототехники, и добавит четвертый закон, чтобы гарантировать, что они также уважают частную жизнь людей.

В следующем году вы должны увидеть IRON в магазинах Xpeng по всему миру.

Xpeng выпускает IRON SDK для разработчиков, чтобы помочь им создавать больше приложений. Baosteel, гигантская сталелитейная компания из Китая, станет ранним партнером.

«Летающие автомобили» Xpeng

Наконец, последний «интеллектуальный продукт на базе ИИ», который Xpeng осветила на своем AI Day, — это ее последняя линейка «летающих автомобилей» под брендом ARIDGE.

Честно говоря, «летающий автомобиль» — это свободное выражение.

Как сам отметил генеральный директор, их точнее назвать низковысотными летательными аппаратами eVTOL (с электрическим вертикальным взлетом и посадкой).

Основной новый летательный аппарат, представленный сегодня, — это A868, электрогибридный винтокрыл с полностью поворотными роторами. Я видел первый прототип в штаб-квартире Xpeng сегодня:

A868 использует гибридную систему аэрокосмического класса на базе платформы «Kunpeng Super Range» от Xpeng, обеспечивающую запас хода 500 км, максимальную скорость 360 км/ч и шестиместную компоновку, ориентированную на деловые поездки.

По словам Сяопена, он в настоящее время проходит этап летных испытаний.

Ближе к производству находится «Land Aircraft Carrier» от Xpeng — модульное электрогибридное транспортное средство 6×6, которое перевозит небольшой eVTOL.

Летательный аппарат намного меньше, чем A868, поскольку он буквально помещается в фургон, а также имеет гораздо меньшую дальность полета — от 20 до 30 км. Сообщается, что он оснащен полным резервированием безопасности и шестью двухконтурными пропеллерами.

Xpeng Land Aircraft Carrier выходит на этап предсерийного производства, имея более 7000 предзаказов по всему миру, а первый серийный экземпляр сошел с конвейера уже 3 ноября.

Руководители ARIDGE компании обязаны налетать на летательном аппарате минимум 5000 км — политика, которая, по-видимому, призвана вселить уверенность в продукт.

Сяопен также говорит, что лично полетит на первом серийном экземпляре.

В то время как частные лица могут приобрести Land Aircraft Carrier с пилотируемым дроном, компания также в настоящее время разворачивает «летающие кемпинги» по всему Китаю, чтобы предлагать «туристические туры» на электросамолетах. Первый такой кемпинг находится в Дуньхуане. Xpeng планирует открыть 200 летающих кемпингов к концу 2026 года.

Мнение Electrek

Было представлено много продуктов Xpeng, которые заставили меня поднять бровь, особенно касательно «летающих автомобилей», но я должен отдать должное там, где оно заслужено. В этой компании есть реальные и впечатляющие технологии.

Сравнения с Tesla очевидны, но, по крайней мере, Xpeng гораздо реалистичнее относится к срокам и возможностям и не продает вам несуществующие продукты.

Например, Xpeng вкладывает значительные средства в человекоподобных роботов, но не видит сценариев коммерциализации для домашних или заводских роботов в ближайшее время.

Тем не менее, компания разрабатывает робота для массового производства и стремится достичь этой цели к концу 2026 года.

Цель состоит в том, чтобы к этому времени возможности ИИ улучшились достаточно, чтобы сделать IRON полезным в приложениях, помимо тех, которые сейчас нацелены на гидов/продавцов. SDK должен в этом помочь.

Но Сяопен не заявляет, что это «многотриллионная возможность» и что они начнут производить миллионы роботов в течение следующих 2 лет.

Он сказал, что считает человекоподобных роботов большой возможностью, которую ИИ открывает через новые «физические модели реального мира», но предстоит еще много работы.

Во время пресс-конференции, последовавшей за презентацией AI Day, Сяопена и Гу неоднократно просили провести различие между Xpeng и Tesla.

Они признали, что между двумя компаниями много общего, но отметили, что Xpeng более открыта, чем Tesla, отчасти из-за необходимости, учитывая ее меньший масштаб.

Когда его спросили конкретно, почему оценка Xpeng намного ниже, чем у Tesla, даже с учетом масштаба, доктор Гу без колебаний указал, что оценка Tesla основана на потенциально преждевременных объявлениях о коммерциализации, в то время как Xpeng предпочитает ждать, пока технология не будет готова, прежде чем объявлять о коммерциализации.

«Летающие автомобили» могут быть исключением, но я думаю, что в остальном это справедливо. Xpeng не совсем анонсирует коммерциализацию своих человекоподобных роботов за пределами использования в собственных магазинах, и, судя по демонстрации предыдущего поколения IRON, которую мы видели, это выглядит очень правдоподобно.

В отличие от демонстраций конкурентов, таких как Optimus от Tesla и Neo от 1X, Xpeng утверждала, что их демонстрация робота-гида IRON не была заранее запрограммирована (кроме продуктовых речей) и не управлялась дистанционно.

IRON перемещался по выставочному залу в реальном времени, используя те же нейронные сети, что и их автомобили.

Говоря о своих автомобилях, их система NGP, конкурент Tesla FSD, предлагается в стандартной комплектации и явно позиционируется как система помощи водителю уровня 2, которая требует постоянного внимания водителя.

Xpeng также имеет продвинутую систему мониторинга водителя для предотвращения злоупотреблений, что было проблемой с FSD и Autopilot от Tesla — что привело к тому, что автопроизводитель в настоящее время завален исками о причинении смерти по неосторожности, связанными с авариями с участием его систем.

В отличие от Tesla, Xpeng более консервативна, не обещая и не продавая преждевременно дополнительные возможности владельцам до их готовности.

Тем не менее, Xpeng явно стремится достичь уровня 4 автономного вождения в потребительских автомобилях, и, похоже, она находится вровень с Tesla FSD по производительности прямо сейчас. По крайней мере, в Китае.

И в отличие от Tesla, которая годами пытается лицензировать свою технологию FSD другим автопроизводителям, Xpeng уже нашла покупателя в лице VW.