
Илон Маск и совет директоров Tesla продолжают повторять угрозу, что генеральный директор уйдет, если акционеры не одобрят его абсурдный новый компенсационный пакет.
Это не произойдет, и это не более чем шантаж.
Маск не новичок в шантаже акционеров Tesla.
Все началось в 2024 году, когда Маск пригрозил прекратить разработку ИИ-продуктов в Tesla, если не получит контроль над 25% акций компании.
И это несмотря на то, что он заявлял, что Tesla теперь «компания, занимающаяся искусственным интеллектом», и что ИИ-продукты «критически важны для будущего Tesla». Более того, тот факт, что у него не было почти 25% контроля, был его собственной виной: он продал акции Tesla, чтобы купить Twitter.
Генеральный директор настаивает, что его просьба о дополнительных акциях связана не с деньгами, которые они приносят, а с необходимостью «контроля» над ИИ-продуктами, особенно роботами, которые Tesla может в конечном итоге производить.
Проблема с этим повествованием заключается в том, что Маск постоянно игнорирует другие способы увеличения своей доли в Tesla без выпуска новых опционов на акции, такие как обратный выкуп акций.
Недавно, на фоне предстоящего голосования акционеров по новому компенсационному пакету генерального директора, предложенному советом директоров Tesla, Маск обновил свою угрозу с «не разрабатывать ИИ-продукты в Tesla» до «ухода из Tesla».
На прошлой неделе генеральный директор как напрямую, так и через совет директоров компании выдвинул эту угрозу.
Илон Маск уже полностью контролирует Tesla
Совет директоров представляет компенсационный пакет стоимостью до 1 триллиона долларов как способ сохранить мотивацию Маска работать в Tesla.
Тем временем Маск заявляет, что хочет получить дополнительные акции, чтобы увеличить свою долю и получить больший контроль над тем, что, по его словам, станет «армией роботов», которую Tesla скоро построит.
Оба заявления имеют проблемы.
Во-первых, Маск уже является крупнейшим индивидуальным акционером Tesla и, следовательно, получает наибольшую выгоду от роста цены акций Tesla. У него уже должно быть достаточно мотивации.
Другие генеральные директора, такие как Джефф Безос, позорно не давали себе никаких опционов на акции для управления своими компаниями именно по этой причине.
Другие, такие как близкий друг Маска Ларри Эллисон, проводили обратный выкуп акций Oracle, а не предоставляли себе опционы на акции для увеличения своей доли в компании, что приносило пользу всем акционерам.
Во-вторых, Маск уже полностью контролирует Tesla.
Может ли кто-нибудь привести хоть один пример за последние 20 лет существования Tesla, когда Маск не добивался своего?
Он даже был пойман на лжи акционерам со стороны SEC, но вместо того, чтобы быть отстраненным от управления Tesla, ему разрешили сохранить свою роль генерального директора и пришлось уйти только с поста председателя Tesla на три года.
Маск назначил председателя-марионетку, который делал именно то, что он хотел, в течение последних 7 лет, включая предложение все более абсурдных планов компенсации для генерального директора.
Более того, у Tesla сильная база розничных акционеров, которые верят всему, что он говорит, и одобряют эти абсурдные планы компенсации для генерального директора.
Буквально нет никаких доказательств того, что Маску не хватает контроля над Tesla.
Почему Илон Маск не уйдет из Tesla
Маск и совет директоров пытаются представить это как голосование о доверии, потому что это гораздо проще пройти, чем отдать до 1 триллиона долларов генеральному директору, но я не думаю, что у Маска есть намерение уходить из Tesla.
Как я писал в предыдущем разделе, он уже фактически контролирует Tesla.
Если бы он ушел, он, вероятно, продал бы свои акции, поскольку он не известен тем, что инвестирует в компании, в которых не участвует активно. Например, он инвестировал в Twitter всего за несколько месяцев до того, как инициировал полное поглощение.
Как мы ранее подчеркивали в отчете «Дилемма Tesla», уход Маска, вероятно, приведет к краткосрочному падению цены акций Tesla, поскольку большая часть рыночной капитализации компании в настоящее время зависит от заявлений Маска о том, что Tesla находится на грани решения проблемы автопилота, и что ее программа гуманоидных роботов стоит триллионы долларов.
Существует мало или совсем нет доказательств, подтверждающих любое из этих утверждений. Акционеры верят этому из-за Маска. Если Маск уйдет, он оставит после себя веру в эти программы.
Следовательно, доля Маска в Tesla будет стоить гораздо меньше, если он уйдет.
Более того, продажа его акций Tesla, вероятно, окажет огромное давление на цену акций, в результате чего он получит за них гораздо меньше.
Все эти вещи контрпродуктивны для Маска.
Мнение Electrek
Маск блефует. Просто и ясно.
Есть несколько моментов, которые невероятно неправильны в этом пакете компенсаций в виде акций, и эти угрозы шантажа заставляют акционеров игнорировать их.
Во-первых, акционеры любят сосредоточиваться на том, что Маск получает оплату только в том случае, если акции Tesla продолжают расти, что технически верно, но не является правильным способом рассмотрения этого.
Способ структурирования плана таков, что Маск может получить первые несколько траншей компенсационных планов в течение следующих 10 лет, в то время как Tesla показывает доходность ниже средней по S&P. Это не имеет смысла.
Зачем давать генеральному директору до 40 миллиардов долларов, самую большую зарплату CEO в истории, за доходность ниже средней?
Излюбленный аргумент фанатов Илона: вы не хотите, чтобы ему платили?
Проблема в том, что именно Маск настаивает на этом плане компенсации «все или ничего». Это похоже на то, что совет директоров также предлагает акционерам проголосовать за более разумный компенсационный пакет.
Если верить Маску и совету директоров, вы даете ему самый абсурдный компенсационный пакет в истории, или он уходит.
Следует крайне осторожно относиться к любому, кто предлагает вам такой выбор.
Наконец, я хочу подчеркнуть, что этапы компенсационного пакета разработаны плохо. Почему доставка обещанного и проданного клиентам в течение почти десятилетия автономного вождения без водителя не входит в этапы?
Вместо этого есть такие вещи, как «10 миллионов активных Full Self-Driving», которые могут быть достигнуты без предоставления обещанного автономного вождения, и «1 миллион Robotaxis в коммерческой эксплуатации», которые имеют ту же проблему, учитывая, что Tesla считает свою службу такси на FSD «роботакси».
Компенсационный пакет разработан так, чтобы им злоупотребляли и он приносил Маску гораздо больше выгоды, чем акционерам.