
Количество электровелосипедов, заряжающихся через USB-C, только что удвоилось. С одного… до двух.
Электровелосипед ALSO от Rivian, новое предложение компании в области микромобильности, разработанное ее автомобильным подразделением на прошлой неделе, оснащен портом зарядки USB-C для своей батареи – присоединяясь к Ampler Nova, выпущенному ранее в этом году, как единственный другой известный электровелосипед, использующий этот современный стандарт зарядки.
Да, всего два. Но это крошечное число на удивление значимо.
Несмотря на то, что USB-C стал универсальным стандартом для телефонов, ноутбуков, планшетов, наушников, а теперь даже для новейших аксессуаров Apple, индустрия электровелосипедов остается в запутанном хаосе несовместимых штекеров, разъемов XLR, магнитных коннекторов Rosenberger, проприетарных магнитных портов и других уникальных разъемов, на которых, кажется, никто из производителей не может договориться. Для потребителей это означает еще один собственный зарядный кабель, который нужно держать в уме – и если вы его потеряете, вам придется постараться, чтобы найти замену, не обращаясь напрямую к производителю.
USB-C, с другой стороны, может решить эту проблему.

Почему USB-C на электровелосипедах может изменить правила игры
USB-C уже используется для зарядки всего, от электроинструментов до дронов. Он стандартизирован, широко доступен и все чаще требуется по закону (спросите Apple). С выпуском USB Power Delivery (PD) 3.1, спецификация теперь поддерживает до 240 Вт мощности при 48 В – этого достаточно для многих городских электровелосипедов, которые заряжаются при силе тока около 2-4 ампер. Этого будет недостаточно для мощных двухбатарейных «жирных» велосипедов с тяжелыми зарядными устройствами, но идеально подходит для городских транспортных средств, которые нужны большинству *обычных* райдеров на электровелосипедах.
Но вот где становится интересно: зарядка через USB-C на самом деле может быть безопаснее.
Многие пожары электровелосипедов сегодня вызваны не плохими батареями, а несовпадающими или несовместимыми зарядными устройствами – подключением 48-вольтового зарядного устройства к 36-вольтовому велосипеду или использованием дешевого поддельного блока питания, который подает избыточный ток. В батареях есть защитные механизмы, предотвращающие эту проблему, но они работают до тех пор, пока не перестанут.
Встраивая повышающий преобразователь постоянного тока внутри батареи, система зарядки USB-C гарантирует, что принимаются только соответствующие уровни мощности, а все преобразование напряжения выполняется внутри, под строгим контролем. Другими словами: вы не можете подключить что-то неправильное. Это серьезный шаг к предотвращению пожаров.
К тому же, USB-C – это надежный, проверенный порт, который может быть полностью водонепроницаемым и готов к сертификации UL – основному препятствию, с которым столкнулись многие компании-производители электровелосипедов. Всего несколько лет назад разъем 5.5×2.1 мм становился де-факто стандартом на бюджетных батареях для электровелосипедов, но это быстро утихло, когда производители поняли, как трудно пройти сертификацию UL 2271 и 2849 с таким разъемом. Это фактически отбросило нас назад к большей фрагментации, поскольку производители электровелосипедов приняли ряд альтернативных разъемов для зарядки, которые лучше подходили для тестирования на соответствие UL.
Итак, если USB-C безопаснее, удобнее для пользователя, готов к сертификации и компактнее громоздких разъемов, которые мы использовали годами, что мешает всем перейти на него?

Что тормозит процесс?
Ограничения по мощности все еще могут быть узким местом. Конечно, при 240 Вт этого достаточно для большой 48-вольтовой батареи, заряжающейся током 5 ампер. Но сколько из нас имеют 240-ваттный USB-C зарядник? Зарядное устройство, которое шло в комплекте с вашим ноутбуком, вероятно, на 65 Вт, или, возможно, 100-ваттное зарядное устройство, если это большой ноутбук. Но это довольно медленная зарядка для большой батареи электровелосипеда. И вам также нужен правильный USB-C кабель для зарядки при такой высокой мощности. Потрепанный провод на дне вашего рюкзака, вероятно, не подойдет.
И многие производители не хотят брать на себя дополнительные расходы и тепловые сложности, связанные с встраиванием повышающего преобразователя постоянного тока в корпус батареи – особенно на рынке с жесткой ценовой конкуренцией, где экономия 5 долларов на себестоимости имеет значение. Добавьте к этому тот факт, что большинство компаний-производителей электровелосипедов даже не разрабатывают свои собственные батареи, и вы получите систему, которая зависит от того, что выберут крупные китайские производители батарей. И будем честны: проще просто использовать тот же блок питания и разъем для зарядки, что и в прошлогодней модели.
Но ALSO и Ampler показывают, что это *возможно*. И поскольку USB-C продолжает развиваться – с еще большей поддержкой мощности, которая, вероятно, появится в будущих версиях спецификации PD – мы можем с нетерпением ждать 2026 года как года, когда индустрия электровелосипедов наконец начнет догонять остальной технологический мир.
Как минимум, теперь нас стало двое.