
Spiro, быстрорастущая компания в сфере электромобильности, базирующаяся в Африке, только что привлекла исторический раунд финансирования на сумму 100 миллионов долларов США, что стало крупнейшей инвестицией на континенте в двухколесный электротранспорт. И если вы не обращали внимания на бум замены аккумуляторов в Африке, сейчас самое время начать.
Мы видели, как замена аккумуляторов набирает обороты по всему миру: лидеры, такие как Gogoro в Азии, Swobbee в Европе и Vammo в Южной Америке, демонстрируют эффективность сетей сменных аккумуляторов для крупных рынков двухколесной техники. Но не стоит сбрасывать со счетов и Африку. Spiro последние несколько лет строит собственную сеть замены аккумуляторов для своих электромотоциклов местного производства и теперь готова к стремительному росту благодаря мега-финансированию.
Впечатляющий раунд финансирования возглавил Фонд развития экспорта в Африке (FEDA), подразделение импакт-инвестиций Afreximbank, которое внесло 75 миллионов долларов США. Финансирование позволит Spiro значительно масштабировать свой парк электромотоциклов и расширить уже впечатляющую сеть станций замены аккумуляторов по всему континенту.

Замена бензина на ватты
Модель Spiro проста, но эффективна: доступные электромотоциклы, поддерживаемые обширной сетью замены аккумуляторов, которая устраняет время ожидания и проблемы с инфраструктурой зарядки, обычно замедляющие внедрение электромобилей. Имея более 60 000 электромотоциклов уже на дорогах, более 1200 станций замены аккумуляторов и более 800 миллионов километров низкоуглеродных поездок, Spiro создает то, что, по их утверждению, является крупнейшей в Африке экосистемой чистого двухколесного транспорта, и она быстро растет.
Фактически, компания ожидает развернуть более 100 000 транспортных средств к концу 2025 года, что представляет собой увеличение на 400% год к году. Это амбициозная цель, но стремительный рост Spiro за последние несколько лет демонстрирует, что она все еще достижима.
«Африка находится на переломном этапе в сфере персональной мобильности. Водители быстро переходят от мотоциклов с двигателями внутреннего сгорания к более доступной и экономичной экосистеме Spiro с заменой аккумуляторов и мотоциклам. Впервые водители переходят на устойчивый транспорт, потому что он работает лучше, стоит дешевле в эксплуатации и обеспечивает большую прибыльность, чем традиционные бензиновые транспортные средства», — заявил Каушик Бурман, генеральный директор Spiro. «Это только начало — мы только начинаем».
У меня была возможность поговорить с Каушиком в прошлом месяце, где он объяснил мне, что значительная часть успеха Spiro заключается в помощи водителям мототакси — большинству клиентов — достичь более высокого уровня жизни, став более прибыльными на электромотоциклах по сравнению с бензиновыми. Байки не только дешевле в покупке, но и значительно дешевле в эксплуатации, что означает, что водители могут удвоить свой ежедневный доход. При такой экономике становится понятно, почему Spiro испытывает такой высокий спрос на свои мотоциклы и сеть замены аккумуляторов.

Больше, чем мотоциклы
Хотя байки Spiro являются средством — буквально — для этого перехода, настоящим секретным соусом является сеть замены. Водителям не нужно заряжаться дома или ждать подключения. Они просто подъезжают к станции, меняют разряженный аккумулятор на свежий и снова отправляются в путь. Это система, которая уже доказала свою эффективность в других регионах мира, и Spiro теперь доказывает, что она может работать в масштабах Африки.
Инвестиции здесь также касаются не только чистого транспорта. По словам профессора Бенедикта Орамы, президента Afreximbank, это часть более широких усилий по стимулированию внутриафриканской торговли, созданию местных производственных рабочих мест и снижению зависимости от импортных подержанных бензиновых автомобилей.
«Мы рады сотрудничать со Spiro в этой преобразующей инициативе», — заявил Орама. «Вместе мы закладываем основу для новой эры внутриафриканской торговли и индустриализации, стимулируя местное производство транспортных средств, укрепляя региональную интеграцию и улучшая торговые потоки».

Сделано в Африке, для Африки
Основанная в 2022 году, Spiro делает ставку на местное производство как часть своей стратегии роста. Компания имеет сборочные мощности в Уганде, Кении, Нигерии и Руанде, а новые пилотные программы сейчас проходят в Танзании и Камеруне.
Это последнее финансирование опирается на более чем 180 миллионов долларов, уже привлеченных от инвесторов, таких как Equitane и Société Générale, что еще раз подчеркивает уверенность инвесторов в модели Spiro.
«Быстрое расширение Spiro на новые рынки демонстрирует огромный спрос на чистый, доступный и эффективный транспорт по всему континенту», — заявил Гаган Гупта, председатель Equitane. «При поддержке FEDA Spiro имеет исключительные возможности для еще более быстрого масштабирования».

Взгляд Electrek
Хотя заголовки о замене аккумуляторов электромотоциклов в основном занимают Европа, США или Китай, это мощное напоминание о том, что Африка прокладывает свой собственный путь — и делает это с более умным, масштабируемым подходом, который решает местные проблемы местными способами. Замена аккумуляторов может быть не решением для всех, но она оказывается идеальным решением в густонаселенных городских районах, где топливо дорогое, а доступ к зарядке ограничен.
А если Spiro достигнет своей цели в 100 000 транспортных средств в следующем году? Что ж, не удивляйтесь, если Африка окажется в лидерах мирового практического, повседневного внедрения электромобильности. В конце концов, разве 100-килограммовый электромобиль не имеет большего смысла для быстрой поездки на такси, чем 2500-килограммовый?
