Норвегия заявляет о «выполненной миссии» по переходу на 100% электромобилей и предлагает изменения в стимулах

Годами Норвегия была образцом для подражания в области внедрения электромобилей, ярким примером того, как сочетание амбициозных целей и надежных стимулов может трансформировать всю автомобильную промышленность страны.

Теперь, когда страна находится на пороге достижения своей цели по 100% продажам новых автомобилей, работающих исключительно на электричестве, к 2025 году, норвежское правительство сигнализирует о новом этапе своей стратегии в отношении электромобилей, предлагая изменения в программе стимулирования, которые включают введение налогов на электромобили.

Мы часто использовали успех Норвегии в электрификации своего автопарка как пример того, как быстро электрический переход может повлиять на автомобильный рынок при правильных условиях.

Они добились этого благодаря комплексному пакету стимулов, включая освобождение от налогов на покупку и НДС, бесплатный доступ к платным дорогам и полосам для автобусов, помимо адекватного налогообложения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Реклама — прокрутите дальше для просмотра контента

В результате электромобили стали предпочтительным выбором для подавляющего большинства покупателей новых автомобилей. В 2024 году ошеломляющие 88,9% новых автомобилей, проданных в Норвегии, были полностью электрическими, и эта цифра продолжает расти в 2025 году.

Бензиновые и дизельные автомобили теперь устарели на норвежском рынке новых автомобилей: несколько сотен новых автомобилей в месяц, в то время как электромобили составляют примерно 95-97%.

Министр финансов Йенс Столтенберг объявил о выполнении миссии (via Reuters):

«У нас была цель, чтобы все новые легковые автомобили были электрическими к 2025 году, и… мы можем сказать, что цель достигнута».

Приближаясь к финишной черте, норвежское правительство теперь дорабатывает свой подход.

Нынешняя программа стимулирования сохраняет важный НДС-льготу для электромобилей, но только для автомобилей с ценой покупки до 500 000 норвежских крон (примерно 49 000 долларов США). Этот шаг направлен на то, чтобы охватить более дорогие, люксовые электромобили, обеспечивая, чтобы льготы приносили пользу более широкому кругу потребителей.

Однако последнее бюджетное предложение направлено на сокращение освобождения от налогов для электромобилей до автомобилей стоимостью 300 000 норвежских крон (~30 000 долларов США).

Это будет применяться к 2026 году, а затем освобождение от налогов полностью прекратится в 2027 году.

Кроме того, правительство планирует увеличить налоги на новые бензиновые и дизельные автомобили, еще больше увеличив разрыв в стоимости между загрязняющими окружающую среду и безуглеродными транспортными средствами.

Однако предложение еще должно быть принято норвежским правительством, и существуют некоторые возражения.

Ассоциации электромобилей выступают за более длительный период постепенного отказа, чтобы гарантировать, что темпы внедрения не снизятся.

Мнение Electrek

Для энтузиастов электромобилей, таких как я, путь Норвегии был источником вдохновения и мощным аргументом против заявлений скептиков электромобилей. Страна доказала, что при правильной политике быстрый и всеобъемлющий переход к электрической мобильности — это не просто далекая мечта, а достижимая реальность.

Тем не менее, я понимаю, что у Норвегии много преимуществ. Она богата. И поэтому переход ей дался легче, чем большинству других рынков.

Относительно изменений в политике я бы не стал интерпретировать их как признак отступления от целей страны по электрификации. Вместо этого они отражают созревание политики Норвегии в отношении электромобилей.

Предлагаемые изменения в программе стимулирования Норвегии являются логичным следующим шагом в этой эволюции. По мере созревания рынка электромобилей правительства естественно пересматривают и корректируют свою политику. Ключевой момент — сделать это таким образом, чтобы не подорвать достигнутый прогресс.

Однако я согласен с местными сторонниками электромобилей в том, что было бы целесообразно продлить период постепенного отказа, чтобы гарантировать, что рынок сохранит нынешний почти 100% уровень использования электромобилей еще на несколько лет.

Остальной мир может многое почерпнуть из опыта Норвегии. Страна предоставила план того, как начать революцию электромобилей, а теперь показывает нам, как управлять переходом к полностью электрическому будущему.

Послание из Норвегии ясно: эпоха двигателей внутреннего сгорания закончилась. Будущее транспорта — за электричеством, и оно уже наступило.