Илон Маск заявил, что Tesla Roadster сможет летать. Новый патент предполагает обратное.

Tesla подала заявку на патент, который, похоже, может представлять собой обещанный «пакет SpaceX», который, как предполагается, будет включен в ее часто откладываемый Roadster нового поколения. Но позволит ли система Roadster «летать», как обещал генеральный директор Илон Маск?

В 2017 году на презентации Tesla Semi Tesla сделала один из своих редких «еще кое-что» в стиле Джобса и представила Tesla Roadster следующего поколения, что стало для всех неожиданностью.

Идея заключалась в том, чтобы Roadster «нанес сокрушительное поражение автомобилям с бензиновым двигателем», и наш спекулятивный технический анализ заявленных характеристик предполагал, что это действительно так. Выпуск автомобиля был запланирован на 2020 год.

Однако спустя 8 лет вы, возможно, заметили, что так и не увидели Tesla Roadster нового поколения на дорогах. Поэтому нам придется подождать, чтобы увидеть, оправдаются ли все обещанные характеристики, или это просто дым и зеркала.

Реклама — прокрутите вниз для просмотра дополнительного контента

Помимо нескольких появлений Франца фон Хольцхаузена, выводящего прототип Roadster на публику, или модели, припаркованной в музее Петерсена, все, что мы слышали об этом автомобиле, это то, что он «в разработке» или «близок к завершению», снова и снова и снова и снова. Даже сама Tesla, похоже, иногда забывает о нем.

Но сегодня мы получили первое положительное подтверждение прогресса в вероятном улучшении производительности Tesla Roadster, которое мы видели давно, если вообще когда-либо видели.

Речь идет о патенте, поданном в патентное ведомство США, который, похоже, демонстрирует нечто *отчасти* похожее на «пакет SpaceX», о котором генеральный директор Илон Маск неоднократно упоминал, заявляя, что автомобиль будет использовать «реактивные двигатели на холодном газе», чтобы «летать».

Как Маск описал «пакет SpaceX» Tesla

Суть пакета SpaceX всегда заключалась в добавлении дополнительной производительности, недостижимой только за счет сцепления.

В настоящее время многие электромобили обладают таким большим крутящим моментом, что они «ограничены сцеплением», то есть их шины никак не могут ускорить их быстрее, чем они делают это сейчас. Можно добавить больше мощности или более мощные тормоза, но это не имеет значения, ограничивающим фактором являются шины (и вес…).

Поэтому приходится искать другие творческие способы повышения производительности. Многие автомобили делают это с помощью аэродинамических элементов, таких как крылья/спойлеры, для увеличения прижимной силы, которая прижимает автомобиль к земле, чтобы шины могли работать немного лучше. Но есть пределы прижимной силы, которую можно добавить, и скорости, на которых она работает.

Вот где пригодился бы пакет SpaceX — он предположительно добавил бы дополнительную тягу в заданном направлении, увеличивая ускорение в любом выбранном вами направлении.

То, как Маск описывал это в прошлом, используя «реактивные двигатели на холодном газе», создавало впечатление, что по всему автомобилю будут стратегически расположены реактивные двигатели для обеспечения либо продольного, либо бокового ускорения, либо замедления для помощи автомобилю в остановке.

Most expensive electric vehicles
Новая Tesla Roadster / Источник: Tesla

Однако Маск также описал автомобиль как способный «летать», что совершенно лишено смысла.

Как упоминалось выше, прижимная сила является эффективным способом получить больше производительности от автомобиля, когда вы ограничены сцеплением. Но полет требует *подъемной силы*, а не прижимной, и это не термин, который кто-либо использует, потому что *он абсолютно бесполезен для какой-либо выгоды в производительности, и нет абсолютно никакой причины, по которой кто-либо когда-либо захотел бы сделать это с автомобилем* — если только вы не пытаетесь разыграть Марка Уэббера или что-то в этом роде.

(Да, я знаю о прыгающем Yangwang U9. Это демонстрация активной подвески, которая может добавить выгоду в производительности, и использование этой системы для «прыжков» не добавляет ненужного веса или сложности к системе активной подвески, в отличие от реактивных двигателей, направленных вниз, которые были бы совершенно ненужны, кроме как для демонстрации).

К счастью, нашелся тот, кто понимает, как работает физика, и разум восторжествовал, и похоже, что эта конкретная система, как предложено, не делает всего того бреда, о котором говорил Илон Маск. Вместо этого она делает то, что должна была делать с самого начала — она действует как «автомобиль с вентилятором», концепция, которая существует в автомобильных кругах с начала 1970-х годов.

Реальный патент Tesla демонстрирует старую технологию «автомобиля с вентилятором» с изюминкой

В прошлом существовало несколько «автомобилей с вентилятором» или «автомобилей с эффектом земли», которые работают с мощными вентиляторами, выдувающими воздух из-под автомобиля, в сочетании с боковыми юбками под автомобилем, чтобы уменьшить количество воздуха, которое может его заменить. Это создает вакуумный эффект низкого давления и «притягивает» автомобиль к земле (точнее, атмосферное давление сверху прижимает автомобиль к земле, учителя физики, пожалуйста, не пишите мне о том, что в физике ничего не «притягивает»).

Патент Tesla показывает дизайн, который очень похож на концепции, которые мы видели ранее в автомобильной сфере, но с применением новой технологии. Посмотрите:

Он имеет вентиляторы и боковые юбки, как и следовало ожидать. И он показывает приблизительный дизайн того, как может выглядеть система — шестиугольная форма под автомобилем, с вентиляторами, предположительно, в задней части автомобиля для выдува воздуха с целью создания вакуумного эффекта.

Tesla далее заявляет, что эти юбки и вентиляторы могут автоматически управляться системами автомобиля, чтобы предлагать различные преимущества в производительности в различных ситуациях. Именно здесь мы начинаем видеть новые технологии — такие как добавление современной концепции активной аэродинамики к концепции автомобилей с вентиляторами.

Вместо того, чтобы развертывать юбки одинаково во всех режимах, могут быть разные режимы для подготовленной гоночной поверхности, которая известна своим высоким качеством и ровностью, или для более неровной дорожной поверхности, где невозможно создать столь надежное уплотнение в конфигурации с максимальной прижимной силой.

Это проблема автомобилей с вентиляторами — они работают только на подходящей поверхности. Если воздух просачивается в зону вакуума под автомобилем, вы не можете создать столько отрицательного давления, сколько хотите. Вот почему боковые юбки необходимы, но, конечно, это не работает, если есть выбоины, незакрытые канализационные люки и тому подобное.

Tesla также заявляет, что система может иметь различные конфигурации для работы на низких и высоких скоростях, регулировать юбки в зависимости от переноса веса автомобиля или потенциально обнаруживать предстоящие дорожные условия и изменять конфигурацию в зависимости от того, что видит автомобиль впереди. И упоминание о развертывании юбок на основе данных GPS намекает на то, что Tesla может создавать специальные настройки для оптимизации производительности для использования на треке или даже на отдельных поворотах на трассах.

Это «пакет SpaceX» или что-то другое?

Tesla годами заявляла, что Roadster будет иметь «пакет SpaceX» для дальнейшего увеличения производительности по сравнению с характеристиками, упомянутыми на первоначальном мероприятии. Это должно было использовать опыт SpaceX, другой компании, которой управляет Маск, и основной объект которой расположен на том же участке в Хоторне, Калифорния, что и дизайнерская студия Tesla.

По крайней мере, один из дизайнеров, указанных в патенте Tesla на «автомобиль с вентилятором», Дэвид Лемир, ранее работал как в Tesla, так и в SpaceX, прежде чем уйти, а затем вернуться в Tesla в качестве старшего инженера в команде «новых программ» Tesla.

Однако в документе нет упоминаний о «лете», «полете», «реактивном двигателе», «ракете» или «подъемной силе». Ничего похожего на пакет «реактивных двигателей на холодном газе», который Маск годами рассказывал нам, сделает автомобиль летающим — и на самом деле, совершенно наоборот, поскольку это будет притягивать автомобиль к земле, а не заставлять его летать вообще.

Это может означать, что у Tesla есть другая идея, которая *будет* использовать реактивные двигатели и будет применена *в дополнение* к этой идее «автомобиля с вентилятором».

Теоретически, добавление боковых реактивных двигателей по периметру автомобиля все еще может обеспечить преимущество в производительности помимо идеи автомобиля с вентилятором, поэтому их можно использовать в тандеме, хотя это и добавит автомобилю значительной сложности. Но они могут быть или не быть стоящими добавленного веса — и они *определенно* не будут стоить веса, если они направлены таким образом, чтобы автомобиль мог «летать».

Или же патент на «автомобиль с вентилятором» может быть применен к таким автомобилям, как Model S Plaid, которая устанавливала рекорды на гонках, а у Tesla есть еще один козырь в рукаве для Roadster.

Или… это то, чем всегда был пакет SpaceX, а Маск просто болтал о том, что автомобиль летает. Что, честно говоря, было бы лучшим вариантом, потому что глупо делать вид, что полет добавит какие-либо преимущества в производительности спортивному автомобилю.

В любом случае, идея автомобиля с вентилятором — это действительно интересная идея производительности, и она действительно сработает, в отличие от некоторых предыдущих публичных заявлений генерального директора Tesla. Так что приятно видеть *какой-то* прогресс, который может быть применен к спортивному автомобилю, после стольких лет ожидания.

Но… имеет ли это значение?

При таком количестве высокопроизводительных электромобилей, имеет ли это значение?

Проблема в том, что за 8 лет, прошедших с момента первого представления Roadster, на дороги уже вышли другие электромобили с поистине впечатляющими характеристиками, которые обеспечили «сокрушительное поражение», обещанное Tesla.

У нас есть Rimac Nevera R, электромобиль мощностью 2078 л.с., который может достичь 300 км/ч (186 миль в час) на 3,5 секунды быстрее, чем Bugatti Chiron Super Sport. У нас есть Lotus Evija X, который установил третий самый быстрый круг на Нюрбургринге, уступив только двум уникальным, чисто гоночным автомобилям, предназначенным для трека (один из которых гибридный, другой — электрический).

А среди доступных потребителям автомобилей есть Xiaomi SU7 Ultra — произведенный *компанией-производителем смартфонов, между прочим* — мощностью 1548 л.с. и собственными рекордными показателями.

Так что любой, кто сегодня говорит вам, что электромобили не быстрые, просто… удручающе ошибается. Они сидели сложа руки как минимум 19 лет. На самом деле, это уже немного скучно.

Итак, что осталось сделать Tesla? Сокрушительное поражение было нанесено, и не раз, многими другими компаниями, стартапами и другими. Я имею в виду, черт возьми, у нас есть компания, которая перешла от производства телефонов к победе над Porsche на их домашнем треке за менее чем три года разработки. Все знают, насколько легко сейчас побеждать сложные, неэффективные бензиновые двигатели.

Автомобиль с вентилятором кажется достойным дополнением к этому зверинцу, еще одним способом нанести сокрушительное поражение, поскольку ни один из вышеперечисленных электромобилей не использовал этот конкретный тип активной аэродинамики для повышения производительности, так что у Tesla может быть что-то уникальное… ой, подождите.

Оказывается, кто-то другой уже сделал электрический автомобиль с вентилятором. McMurtry Spierling уже имеет эту идею, и это абсолютный зверь. Это уже самый быстрый автомобиль на Гудвуде благодаря 2000 кг прижимной силы, которую он создает с помощью огромных вентиляторов под автомобилем весом около 1000 кг, даже при 0 миль в час, когда традиционные аэродинамические элементы не дают никакой пользы.

И если кажется интересным, что одно из этих чисел больше другого, то да, McMurtry тоже это сделал — он кратковременно проехал на автомобиле вверх ногами, просто чтобы продемонстрировать, сколько прижимной силы создают его вентиляторы, что, по нашему мнению, могло бы квалифицироваться как «самая эпичная демонстрация из когда-либо существовавших».

Тем не менее, Spierling — это всего лишь одно применение этой идеи, и не то чтобы больше автомобилей не могли попробовать что-то подобное.

Кроме того, похоже, что решение Tesla добавит большую адаптивность, которой нет у McMurtry. Spierling — это не только специально разработанный, ориентированный на трек гоночный автомобиль с одним сиденьем, в то время как Roadster будет обычным дорожным спортивным автомобилем, но и гибкое решение Tesla, описанное в патенте, позволит перемещаться по менее подготовленным трассам.

Это сделает концепцию автомобиля с вентилятором гораздо более практичной для реальной жизни — до тех пор, пока вы не окажетесь там, где не захотите выдувать высокоскоростную гальку из задней части вашего автомобиля. Возможно, есть причина, по которой никто еще не внедрил это в потребительский автомобиль (хотя Tesla включает в патент фильтр для остановки разбрызгивания пыли и гальки).

Но с точки зрения реальных приложений, есть еще и вопрос навыков водителя. Водители высокопроизводительных автомобилей привыкают к пределам своего автомобиля и узнают, где эти пределы находятся. Но при, предположительно, огромном количестве регулируемой прижимной силы эти пределы могут резко меняться в зависимости от дорожных условий.

Лучший комментарий от RDLink


Понравилось 16 людям

Я был бы удивлен, если бы он когда-нибудь вышел на дорогу. Последнее, что нужно этой компании прямо сейчас, — это автомобиль с низким объемом продаж. Особенно учитывая, что они юридически обязаны отдать значительную часть из них в начале…

Посмотреть все комментарии

Мы можем увидеть опасную ситуацию, если водители думают, что они находятся в режиме максимальной прижимной силы, но на самом деле нет, и внезапно обнаруживают, что в середине поворота автомобиль гораздо менее способен, чем они думали. Так что нам придется посмотреть, будет ли этот режим только для трека или что.

На данный момент главный вопрос в том, сделает ли Tesla эту штуку когда-нибудь, учитывая, что она уже на пять лет опоздала. Есть желающие?


30% федерального налогового кредита на солнечную энергию заканчивается в этом году. Если вы когда-либо подумывали об установке солнечных панелей, сейчас самое время действовать. Чтобы гарантировать, что вы найдете надежного, заслуживающего доверия установщика солнечных батарей рядом с вами, предлагающего конкурентоспособные цены, ознакомьтесь с EnergySage — бесплатным сервисом, который упрощает для вас установку солнечных батарей. У них есть сотни проверенных установщиков солнечных батарей, конкурирующих за ваш бизнес, гарантируя вам высококачественные решения и экономя 20-30% по сравнению с самостоятельной работой. К тому же, пользоваться им бесплатно, и вы не будете получать звонки от продавцов, пока не выберете установщика и не сообщите ему свой номер телефона.

Ваши персонализированные предложения по солнечной энергии легко сравнивать онлайн, и вы получите доступ к беспристрастным консультантам по энергетике, которые помогут вам на каждом этапе. Начните здесь.