
Tesla снова стоит на пороге знакомого политического обрыва. Федеральный налоговый кредит на сумму 7500 долларов, который стимулировал спрос на электромобили в США, последнем крупном и здоровом рынке для Tesla, истекает после 30 сентября 2025 года. Tesla уже проходила через это, но сегодня ситуация для компании выглядит совершенно иначе.
Давайте разберемся, что произошло в прошлый раз, что меняется сейчас и почему Илон Маск уже предупреждает акционеров о «тяжелых кварталах впереди».
Мы уже были здесь. Tesla потеряла доступ к частям федерального налогового кредита на электромобили в 2019 году и полностью утратила его к 2020 году.
Ретроспектива: свертывание кредита в 2019 году было болезненным, но преодолимым
- Триггер: Tesla преодолела отметку в 200 000 совокупных поставок в США в июле 2018 года, запустив таймер, который сократил кредит до 3750 долларов с 1 января 2019 года и снова до 1875 долларов с 1 июля 2019 года, прежде чем он достиг нуля 1 января 2020 года.
- План Tesla: 2 января 2019 года компания снизила цену на 2000 долларов на каждую Model S, X и 3, чтобы «частично компенсировать» потерянную льготу.
- Рыночный шок: Снижения цены оказалось недостаточно, чтобы избежать резкого авансового спроса. Поставки подскочили в четвертом квартале 2018 года, а затем упали на 31% по кварталам в первом квартале 2019 года.
- Быстрое восстановление: Благодаря выходу Model Y и практически полному отсутствию реальных конкурентов на рынке электромобилей, Tesla завершила 2019 год с 367 500 глобальными поставками (снижение в США всего на 1%) и достигла 499 550 поставок в 2020 году.
В прошлый раз свертывание кредита происходило постепенно, что позволяло Tesla компенсировать этот спад снижением цен.
Самое главное, что период свертывания кредита совпал с запуском Model Y, которая никогда не имела полного доступа к федеральному налоговому кредиту, что позволило Tesla расти в США без него.
Закат в 2025 году затронет всех, но сильнее всего ударит по Tesla
Ситуация в 2025 году кардинально отличается. Во-первых, рынок электромобилей в США претерпел значительные изменения. Tesla по-прежнему остается крупнейшим брендом, но она уже далеко не так доминирует, как 5 лет назад:
| Кризис 2020 года | Кризис 2025 года |
|---|---|
| Кто потерял кредит? Только Tesla и GM | Каждый производитель автомобилей, но Tesla продает больше всего электромобилей |
| Конкурентное поле < 15 моделей электромобилей в продаже | > 60 моделей, подпадающих под действие кредита, в автосалонах |
| Доля Tesla в США ~75% электромобилей | 46% в первом квартале 2025 года и продолжает снижаться |
| Запас валовой прибыли ~22% (автомобильная отрасль) | ~17% в первом квартале 2025 года после года снижения цен |
Кроме того, в последней версии влияние налогового кредита было еще более значительным. Администрация Байдена вернула Tesla доступ к налоговому кредиту на электромобили в размере 7500 долларов в 2022 году через Закон о снижении инфляции (IRA).
Однако в 2024 году ситуация стала еще привлекательнее, когда правительство сделало его льготой «на точке продажи», которая применялась непосредственно к цене автомобиля, а не как возврат налога.
Ожидается, что переход от этого к полному отсутствию льгот окажет большее влияние на спрос на электромобили в США.
Что Tesla может сделать на этот раз?
Как и в прошлый раз, ожидается, что Tesla снизит цены, чтобы компенсировать истечение срока действия налогового кредита.
Однако у Tesla более низкая валовая прибыль, чем раньше, и не ожидается, что она сможет снизить цены достаточно, чтобы компенсировать разницу в 7500 долларов.
В дополнение к снижению цен, ожидается, что Tesla выпустит упрощенную версию Model Y с меньшим количеством функций, что должно значительно снизить базовую цену ее самой популярной модели.
Это должно помочь со спросом и избежать большего сокращения производственных мощностей Tesla во Фримонте и Остине, но с меньшей ценностью, чем у текущих версий Model Y, ожидается, что она в основном каннибализирует более дорогие версии самого продаваемого автомобиля.
| Ключевой вывод | Свертывание кредита в 2018-2020 гг. | Прекращение действия 30 сентября 2025 г. (прогноз) |
|---|---|---|
| Триггер | Tesla достигла 200 000 совокупных поставок электромобилей в США в июле 2018 г.; кредит снизился до 0 долларов с 1 января 2020 г. | Законодательный кредит на чистые автомобили (до 7 500 долларов за новые / 4 000 долларов за подержанные) прекращает действие для *всех* производителей 30 сентября 2025 г. в соответствии с положением о прекращении действия IRA. |
| Немедленная реакция спроса | Резкий рост спроса перед каждым снижением (4 квартал 2018 г., 2 квартал 2019 г.) с последующим слабым кварталом поставок в 1 квартале 2019 г. (–31% поквартально). | Дилеры уже рекламируют «купи, пока не исчезло», и аналитики ожидают всплеска в 3 квартале 2025 г. |
| Влияние на объем в первый полный год без кредита | Продажи Tesla в США снизились всего на 1% в 2019 году и снова ускорились на +50% в 2020 году, несмотря на 0 долларов кредита, благодаря запуску Model Y и ограниченной конкуренции. | Конкурентная среда радикально отличается — доля Tesla на рынке электромобилей в США снизилась с 62% в 2022 году до 46% в первом квартале 2025 года. Спрос более чувствителен к цене. |
| Использованные рычаги прибыли | Снижение цен на 2000–3000 долларов, разделение функций и масштабы производства компенсировали потерянный кредит. | Чтобы повторить прошлый успех, Tesla потребуется более существенное снижение цен или беспроцентное финансирование, что окажет давление на валовую прибыль, которая уже снизилась примерно на 650 базисных пунктов в годовом исчислении к первому кварталу 2025 года. |
| Стратегический буфер | Преимущество первопроходца; мало высокообъемных конкурентов. | Более 60 моделей от 17 брендов конкурируют в сегменте ниже 60 000 долларов; растущий рынок подержанных электромобилей; процентные ставки остаются высокими. |
Мнение Electrek
Акционерам стоит готовиться к худшему. Я знаю, многие из них цеплялись за тот факт, что Tesla неплохо показала себя после отмены налогового кредита в прошлый раз, но, как было объяснено выше, на этот раз все совершенно иначе.
США были единственным относительно здоровым рынком для Tesla среди крупных автомобильных рынков (США, Европа и Китай). Это связано с тем, что рынок электромобилей там неконкурентоспособен.
Иностранные электромобили не имеют права на налоговый кредит, а китайские электромобили облагаются 100% пошлиной.
В результате Tesla смогла сохранить 45% (хотя и снижающуюся) долю рынка электромобилей в США, по сравнению всего лишь 9% в Европе и 4% в Китае.
Теперь ожидается, что спрос на электромобили в США резко упадет.
Генеральный директор Tesla Илон Маск знает об этом и предупреждал, что автопроизводитель может столкнуться с «тяжелыми кварталами» в «4 квартале 2025 года, а также в 1 и 2 кварталах 2026 года». После этого он ожидает, что Tesla будет показывать хорошие результаты благодаря автономному вождению, но он постоянно ошибается в этом уже много лет.
Я думаю, что спад спроса будет усилен в 4 квартале из-за того, что спрос будет перенесен из 3 квартала, который, вероятно, станет последним хорошим кварталом для Tesla на долгое время.
Мы ожидаем резкого падения продаж Tesla в США, в то время как в Европе они уже рухнули, а в Китае наблюдается спад из-за высокой конкуренции.
Лучший комментарий от Damon Ekstrom
Понравилось 10 людям
Учитывая, насколько быстро падает стоимость автомобилей Tesla, я не знаю, как Tesla будет функционировать без налогового кредита. Это было единственное, что помогало стимулировать продажи, но даже несмотря на это, продажи продолжают снижаться.
Я недавно обменял свой Model 3 2023 года из-за того, насколько сильно упала стоимость автомобиля. Когда я купил его в ноябре 2022 года, у меня было 24 000 долларов первоначального взноса от обмена, так что, само собой разумеется, собственный капитал по сравнению с кредитом не мог быть дальше друг от друга. Прошло меньше 3 лет, и мой Model 3 потерял 60% своей стоимости. В следующем году я бы оказался в отрицательном капитале.
Я хотел воспользоваться тем малым, что осталось от стоимости автомобиля, поэтому сначала я рассматривал возможность приобретения еще одной Tesla, но Tesla предлагала даже меньше, чем минимальная оценка KBB. Это было возмутительно. В итоге я выбрал Honda Prologue 2025 года и не мог быть счастливее. Honda предложила на 2000 долларов больше, чем Tesla, а сделка по лизингу была слишком выгодной, чтобы упустить. Я, скорее всего, обменяю ее в конце срока лизинга на серию Honda zero в 2028 году.
Посмотреть все комментарии