
Вьетнам предпринимает смелые шаги по очистке своих улиц — и сделает их тише. Со следующего лета в основных районах Ханоя будет запрещено использование всех мотоциклов с бензиновыми двигателями в рамках программы по сокращению выбросов.
План вступит в силу 1 июля 2026 года, а в следующем году будет расширен, охватив больше районов за пределами центра города, и в конечном итоге к нему будут добавлены автомобили с бензиновыми двигателями. Другие крупные города, такие как Хошимин и Дананг, в настоящее время изучают аналогичные меры.
Этот план является частью национальной цели Вьетнама по полному отказу от двухколесных транспортных средств, работающих на бензине, к 2045 году. А в стране, где мотоциклы являются жизненно важным средством повседневного передвижения, насчитывая около 72 миллионов единиц на дорогах, это знаменует собой сейсмический сдвиг.

Первая фаза запрета охватит районы Хоанкьем и Бадинь в Ханое в пределах Кольцевой дороги 1. Эти центральные районы известны плотным трафиком, высоким уровнем загрязнения и бурно развивающейся туристической индустрией. Официальные лица надеются, что запрет бензиновых мотоциклов сократит шум, смог и выбросы углерода, а также подтолкнет жителей к более экологичным электрическим альтернативам.
На данный момент запрет касается только мотоциклов, но городские власти подтвердили, что на последующих этапах он будет распространен и на автомобили с бензиновыми двигателями. И хотя многие вьетнамские города ранее флиртовали с идеей регулирования выбросов транспортных средств, это первый конкретный план с четкими сроками. Хошимин, крупнейший городской район страны, внимательно следит за прогрессом Ханоя и, как говорят, рассматривает возможность последовать его примеру.
Электрические мотоциклы и скутеры уже являются быстрорастущим рынком во Вьетнаме, возглавляемым отечественными компаниями, такими как VinFast и Selex Motors. VinFast утверждает, что продал более 160 000 электроскутеров по состоянию на начало 2024 года, а Selex быстро расширяет свою сеть станций замены аккумуляторов. Но до сих пор на электро двухколесные транспортные средства приходится всего около 5% от общего рынка.
Это число может скоро измениться.

По мере того, как бензиновые транспортные средства начнут исчезать из городских центров, электрические модели могут, наконец, получить преимущество. Правительство также изучает меры поддержки, такие как финансовые стимулы и улучшение зарядной инфраструктуры, оба из которых являются ключом к тому, чтобы больше людей переходили на электротягу.
Тем не менее, существуют препятствия. Многие вьетнамские водители не решаются переходить на электробайки из-за беспокойства по поводу запаса хода, высокой первоначальной стоимости и отсутствия зарядных станций. Но по мере усиления регуляторного давления и удешевления электрических моделей переход выглядит скорее вопросом «когда», а не «если».
Мнение Electrek
Запрет Вьетнамом бензиновых мотоциклов — это большое дело, и не только для местного качества воздуха. Это также важный сигнал для более широкого рынка Юго-Восточной Азии, где мотоциклов значительно больше, чем автомобилей. Если Вьетнаму удастся это осуществить, он может стать моделью для электрификации личного транспорта в развивающихся странах. Следите за этим.
Каждый раз, когда я посещал Шанхай, например, я поражаюсь тому, как стая из 30-40 мотоциклов и скутеров может пронестись мимо, издавая только шум ветра. Китай подал пример того, как города могут стать чище, тише и улучшить качество жизни, обязав прекратить использование мотоциклов с бензиновыми двигателями. Если другие страны смогут повторить это в крупных городах, улучшение местного и глобального качества воздуха будет колоссальным, и это помимо всех локальных преимуществ, таких как снижение шума и городской грязи.
Сказав это, один год — это невероятно сжатые сроки для перевода буквально миллионов мотоциклов на электричество. Также не похоже, что это решает финансовое бремя, которое это наложит на жителей, которым придется заменять свои транспортные средства, даже если местные электроскутеры могут быть сделаны доступными. Я буду внимательно следить за этим, чтобы увидеть, как власти смогут решить эти проблемы и смогут ли они уложиться в этот жесткий срок. Однако, если им это удастся, облик крупных вьетнамских городов может полностью измениться.
Лучший комментарий от Jilles van Gurp
Понравилось 11 людям
Индия может последовать примеру вскоре. У неё гигантские города, много загрязнения, и уже есть большое количество электромопедов и электробайков. Обычно начинают с запрета продажи новых мопедов с ДВС. Но это занимает слишком много времени, потому что их просто используют и бесконечно ремонтируют. Обязательное использование электро — более быстрый подход. Ожидайте много самодельных переделок и переходный период в беспорядке. Но это посылает правильный сигнал.
Разумно начать всего с нескольких более богатых районов. Это посылает сигнал остальной части страны начать процесс модернизации своего транспорта. Для тех, кто въезжает и выезжает из этих районов, это становится немедленным требованием. Но у всех остальных есть время.
Посмотреть все комментарии