Илон Маск остановил внутренний анализ Tesla, показавший, что Robotaxi будет убыточным

Согласно авторитетному новому отчету, Илон Маск якобы остановил внутренний анализ руководителей Tesla, который показал, что планы компании по Robotaxi будут убыточными, и что ей следует сосредоточиться на более доступной «Model 2».

В начале 2024 года мы сообщали, что Маск отменил план Tesla по производству нового доступного электромобиля на базе своей предстоящей платформы ‘unboxed’, часто называемой «Model 2» или «Tesla за $25 000».

Вместо этого Маск настаивал на том, чтобы на новой платформе строился только новый Robotaxi, также известный как Cybercab, и заменил планы по созданию доступного электромобиля следующего поколения на производство более дешевых версий Model Y и Model 3 с меньшим количеством функций.

Это решение стало кульминацией давнего сдвига в Tesla от автопроизводителя электромобилей к ИИ-компании, специализирующейся на самоуправляемых автомобилях.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Мы считаем, что этот сдвиг, инициированный Маском, является причиной текущего спада, в котором оказалась Tesla, выпустив всего один новый автомобиль за последние 5 лет — Cybertruck, ставший полным коммерческим провалом.

Теперь The Information опубликовала новый подробный отчет, основанный на данных инсайдеров Tesla, описывающий процесс принятия решений вокруг отмены доступной Tesla и фокуса на Robotaxi.

В отчете описывается встреча в конце февраля 2024 года, когда несколько руководителей Tesla настаивали на том, чтобы Маск дал зеленый свет Tesla за $25 000:

На последней неделе февраля 2024 года, после пары лет дебатов о Model 2, Маск созвал совещание широкого круга руководителей в офисах Tesla в Пало-Альто, Калифорния. На повестке дня стоял предложенный автомобиль за $25 000 — последний шанс представить плюсы и минусы автомобиля, сообщили источники. Старшие лейтенанты Маска активно отстаивали экономическую логику производства как Model 2, так и Robotaxi.

После представления своего аккумуляторного блока нового поколения в 2020 году Маск объявил, что Tesla выпустит электромобиль за $25 000 в 2020 году, но к 2024 году он явно охладел к этой идее.

В октябре 2024 года он сказал:

Я думаю, что обычная модель за $25 000 бессмысленна. Да. Это было бы глупо. Как бы, это полностью противоречило тому, во что мы верим.

The Information сообщает, что Дэниел Хо, глава программ автомобилей Tesla, Дрю Баглино, старший вице-президент по инжинирингу, Рохан Пател, глава отдела развития бизнеса и политики, Ларс Морави, вице-президент по инжинирингу автомобилей, и Франц фон Хольцхаузен, главный дизайнер, все настаивали на том, чтобы Маск одобрил производство новой модели за $25 000.

Омид Афшар, лоялист Маска, который начинал как его глава администрации, а теперь занимает широкую руководящую должность в Tesla, как сообщается, сказал: «Это мятеж?»

Руководители указали на внутренний отчет, который не рисовал радужную картину плана Tesla по Robotaxi. Отчет заслуживает доверия, так как Пател прокомментировал его:

У нас было много моделирований, которые показывали, что срок окупаемости FSD [Full Self Driving] и Robotaxi будет долгим. Он будет непредсказуемым. Он будет очень, очень трудным за пределами США, учитывая регуляторную среду или ее отсутствие.

Маск отклонил анализ, дал зеленый свет Cybercab и отказался от Tesla за $25 000, предпочтя более дешевый автомобиль на базе Model Y с меньшим количеством функций.

The Information описывает анализ:

Значительная часть работы была выполнена аналитиками под руководством Баглино, главы силовых агрегатов и одного из самых доверенных помощников Маска. Расчеты начались с простой математики и широких предположений: автомобили будут покупать частные лица, но большая часть продаж пойдет операторам автопарков, а автомобили в основном будут использоваться для совместных поездок. Многие люди откажутся от владения автомобилем и будут пользоваться Robotaxi. Tesla будет получать процент с каждой поездки Robotaxi.

Анализ следовал многим предположениям Маска, например, что парк автомобилей в США сократится с 15 миллионов в год примерно до 3 миллионов из-за того, что Robotaxi будут использоваться в 5 раз чаще.

Они вычли людей, которые по разным причинам не захотят перейти на роботакси, придя к потенциалу продаж 1 миллион самоуправляемых автомобилей в год.

Один из знакомых с анализом сказал:

В конечном итоге существует насыщение людей, которые хотят, чтобы их перевозили в чужом автомобиле.

Учитывая конкуренцию, Tesla подсчитала, что роботакси будет сложно заменить примерно 600 000 автомобилей, которые она продает в США ежегодно.

Tesla подсчитала, что роботакси принесут около $20 000–$25 000 дохода при продаже и примерно в три раза больше от доли Tesla в тарифах, которые они будут выполнять за весь срок службы:

Аналитики подсчитали, что Robotaxi будут продаваться по цене от $20 000 до $25 000, и что Tesla сможет заработать до трехкратного размера этой суммы за весь срок службы автомобилей за счет своей доли в тарифах. Они учли капитальные затраты и операционные расходы, а также услуги, такие как зарядные станции и парковки.

Внутренний анализ присвоил роботакси Tesla гораздо меньшую стоимость, чем Маск заявлял ранее публично.

В 2019 году Маск сказал:

Если мы сделаем все автомобили с пакетом FSD самоуправляемыми, как и планировалось, любой такой Tesla должен стоить от $100 000 до $200 000, поскольку полезность увеличится с ~12 часов/неделю до ~60 часов/неделю.

Кроме того, внутренний анализ Tesla указывал на трудности с расширением на другие рынки, что могло ограничить масштаб и прибыльность программы роботакси. В конечном итоге, он прогнозировал, что программа может быть убыточной годами.

Мнение Electrek

Годами это было одним из моих главных опасений по поводу Tesla: Маск окружает себя поддакивающими людьми и не слушает других.

Лучший комментарий от BCV


Нравится 64 людям

Мои приблизительные расчеты приходили к схожим выводам некоторое время.

Даже если верить сомнительным утверждениям о том, насколько возможно FSD, это просто не очень хороший бизнес, достойный оценки Tesla.

Быть конкурентоспособным и вытеснять конкурентов означает значительно занижать цены по сравнению с существующими сетями такси и райдшеринга. Что ограничивает цены и маржу. Это не будет бизнес с маржой 70%. Это, возможно, бизнес с маржой около 20%, если они сделают его правильно.

Он также обладает неэффективностью капитала производственной компании в сочетании с худшей капитальной эффективностью, чем у бизнеса по аренде автомобилей. По сути, это аренда автомобиля на время; просто на более короткие временные блоки. Возможно, Zipcar — более близкое сравнение.

Однако помните, что основной источник дохода компаний по аренде автомобилей — это перепродажа подержанных автомобилей. Автомобили используются несколько лет и перепродаются. Каков рынок перепродажи для автомобиля без руля? Его не существует. Вместо того, чтобы амортизироваться на 30%-50% со временем как флотский автомобиль, роботакси амортизируется на 100%.

Cybercab имеет потенциал выручки в несколько миллиардов долларов для компании, которая уже имеет почти 100 миллиардов долларов выручки. Это сочетается с настолько низкой маржой и недостаточной капитальной эффективностью, что должно снижать оценку Tesla, а не повышать ее.

Посмотреть все комментарии

Это выглядит как идеальный пример. Это было ужасное решение, подпитываемое верой Маска в то, что он умнее всех в комнате, и поощряемое льстецами, такими как Афшар.

Маск продавал акционерам Tesla идеальное будущее роботакси, но правда не так радужна, и это даже если они решат проблему автономного вождения раньше конкурентов, что само по себе очень сомнительно.

Не впервой генеральному директору делать экстравагантные обещания роста, но другое дело — делать это в ущерб уже прибыльному и быстрорастущему автомобильному бизнесу.

Отчет также подтверждает наши подозрения, что смена стратегии способствовала оттоку талантов из Tesla в прошлом году.