Масштабные тарифы Трампа — и внезапное отступление — вносят хаос в цены на электровелосипеды

Рынок электровелосипедов в США и более широкая индустрия микромобильности, включающая электровелосипеды, электросамокаты и другие средства передвижения, ощущают на себе эффект американских горок от недавнего решения администрации Трампа ввести масштабные новые тарифы на глобальный импорт, которые были быстро отменены всего через несколько дней.

Резкие изменения политики вызвали шок в индустрии микромобильности, заставив компании судорожно подстраиваться, а потребителей — испытывать неопределенность в отношении будущих цен.

Тарифы — не новость для индустрии электровелосипедов. Еще в 2018 году первая администрация Трампа объявила о высоких тарифах до 25% на широкий спектр товаров, импортируемых из Китая, включая электровелосипеды и электросамокаты. В качестве обоснования называлась защита американского производства и давление на Китай с целью устранения торгового дисбаланса. Хотя тарифы были направлены на более широкие категории, индустрия электровелосипедов, которая уже сильно зависела от китайского производства, готовилась к значительному финансовому напряжению.

Годы исключений из тарифов, а затем их возвращение заставили индустрию электровелосипедов стать более выносливой, стимулируя переход от китайского производства к другим странам Азии с более низкими тарифами, таким как Вьетнам и Камбоджа. Но ничто не могло подготовить индустрию — или потребителей — к тому, что принесет вторая администрация Трампа в виде новых высоких тарифов.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

В феврале этого года к существующим 25% тарифам на электровелосипеды добавились 20% тарифы на импорт из Китая. Затем апрельские тарифы «Дня освобождения» добавили еще 34% к уже существующим, которые быстро выросли до 84% тарифов на импорт из Китая. Финансовые рынки в США и по всему миру рухнули.

Одновременно с тем, как Китай выступил против того, что он назвал «односторонним запугиванием» Трампа, введя собственные ответные тарифы, и когда советники Трампа опасались быстро развивающегося кризиса американских облигаций, президент в конечном итоге отступил и объявил 90-дневную паузу на тарифы выше 10% — за исключением Китая, чью новую тарифную ставку он повысил до 125%. Учитывая первоначальные 25% тарифы на электровелосипеды из Раздела 301, это ставит тарифную ставку в 150% на электровелосипеды и электросамокаты, импортируемые в США от крупнейшего мирового производителя электровелосипедов и электросамокатов. Другими словами, электровелосипед, который компаниям обходится в 500 долларов для производства в Китае, теперь стоит им 1250 долларов для ввоза через границу в США — и это еще до учета других расходов, таких как морские перевозки или операционные расходы на ведение бизнеса в США.

Почти сразу же по индустрии прокатилась волна паники. Компании, столкнувшиеся с этими высокими новыми импортными пошлинами, вынуждены рассматривать быстрое повышение цен, изменение производственных баз или самостоятельное покрытие огромных расходов. Электровелосипеды и самокаты, уже набирающие популярность как доступная альтернатива автомобилям и общественному транспорту, рискуют стать менее доступными для среднего потребителя. Например, уведомление на сайте Velotric, размещенное несколько дней назад, когда тарифы на китайские электровелосипеды составляли половину от сегодняшних, объясняло, что «Из-за введения новых тарифов цены на некоторые модели могут вырасти с 15 апреля 2025 года. Это решение необходимо для того, чтобы мы могли продолжать поставлять высококачественные электровелосипеды, которые вы любите, и одновременно соответствовать новым тарифам».

Поскольку электровелосипеды, импортируемые из Китая, теперь обходятся компаниям более чем в два раза дороже, чем неделю назад, на рынке висит огромная неопределенность. В прошлом мы видели, как некоторые компании повышали цены, когда тарифы увеличивали их затраты, в то время как другие компенсировали до 25% увеличения тарифов, сокращая свою прибыль, чтобы сохранять цены доступными для потребителей. Но ни одна компания, производящая электровелосипеды, не может позволить себе поглотить внезапное удвоение своих расходов.

Несколько компаний, производящих электровелосипеды, потратили последние несколько лет на подготовку к выводу своего производства из Китая. Например, Lectric Ebikes почти полностью перенесла свое производство в другие азиатские страны с более низкими тарифами США. Генеральный директор компании Леви Конлоу объяснил на конференции Micromobility America 2024 в ноябре прошлого года, что этот шаг был частью долгосрочной стратегии по поиску производства в странах, которые традиционно избегали гнева мелких торговых войн Трампа.

Однако, по иронии судьбы, Вьетнам, одна из ключевых альтернатив для производства электровелосипедов, попал под еще более высокие тарифы, чем Китай, когда 2 апреля были объявлены тарифы «Дня освобождения», по крайней мере, до тех пор, пока администрация Трампа не повысила тарифную ставку для Китая до уровня, превышающего даже вьетнамский.

Эксперты утверждают, что такая непредсказуемая тарифная политика вредна для индустрии, которая процветает благодаря последовательности и предсказуемости затрат. Циклы разработки электровелосипедов часто занимают год или более, а стратегии ценообразования являются ключевыми факторами при разработке новых моделей, на дизайн, производство и доставку которых в США уходят месяцы. Импортозависимые компании, которые составляют практически весь сектор микромобильности США, ищут ясности, чтобы уверенно развивать свою деятельность и удовлетворять потребительский спрос на электровелосипеды. Между тем, альтернативы отечественного производства, хотя и медленно набирают обороты, остаются каплей в море по сравнению с импортом.

Производители из США, такие как Electric Bicycle Company, которая собирает свои электровелосипеды в Калифорнии, не в состоянии удовлетворить огромный спрос на электровелосипеды по всей территории США. Даже те немногие производители электровелосипедов из США по-прежнему импортируют почти все свои компоненты из-за рубежа, причем Китай остается ключевым поставщиком компонентов для электровелосипедов. От велосипедных рам до моторов и аккумуляторов — минимальное количество электровелосипедов, собранных в США, использует почти исключительно компоненты иностранного производства, поскольку в США отсутствуют производственные мощности для производства этих компонентов в сколько-нибудь разумных масштабах, чтобы заменить огромные объемы производства, доступные в Китае.

В то время как более широкие рынки с облегчением выдохнули после того, как большинство тарифов были быстро отменены для всех стран, кроме Китая, ущерб от неопределенности остается, не говоря уже о неизбежном резком повышении цен на произведенные в Китае электровелосипеды, которые доминируют на рынке. Сторонники и лидеры бизнеса продолжают призывать политиков отдавать приоритет последовательной и четкой торговой политике. В быстрорастущем мире электровелосипедов и самокатов стабильность имеет решающее значение для поддержания импульса экологически чистой и доступной транспортировки.