
Во время моей последней поездки в Китай мне посчастливилось посетить завод и выставочный зал NIU, чтобы увидеть широкий ассортимент электромопедов, скутеров, электровелосипедов и многого другого, производимого одной из ведущих мировых компаний в области интеллектуальной электромобильности. Как журналист и энтузиаст электромобильности (а также как владелец собственного электромопеда NIU с 2020 года), это был уникальный шанс заглянуть за кулисы и увидеть, где происходит магия.
И теперь, после такого познавательного визита, я еще больше рад поделиться этим опытом с вами!
Мой визит включал полный день на заводе NIU, начиная с выставочного зала, где были представлены различные модели продукции компании. NIU фактически имеет два основных рынка: местный китайский рынок и весь остальной мир.
Китай является крупнейшим рынком компании, не только благодаря преимуществу домашнего поля, но и потому, что нигде в мире так активно не внедрялись электромопеды и скутеры, как в Китае.
Чтобы оценить весь модельный ряд NIU и заглянуть глубоко внутрь производственного цеха, посмотрите мой видеообзор ниже. Или продолжайте читать письменную версию моего рассказа о поездке!
Прогулка по выставочному залу подтвердила это на практике: было представлено множество моделей, которые я раньше не видел. Оказывается, насколько бы широкой ни была международная линейка, которую мы знаем, отечественная линейка NIU еще шире!
Из-за местных правил, поощряющих передвижение на электровелосипедах, мопеды являются настоящими мопедами, то есть у них есть настоящие педали. Я сомневаюсь, что многие люди используют педали, но вы найдете эти милые маленькие педали на большинстве моделей. Многие из них рассчитаны на одного человека, но вы также увидите множество сидений для пассажиров в виде дополнительных багажников. Они популярны среди родителей, которые перевозят детей в школу.

Многие из этих отечественных скутеров используют свинцово-кислотные аккумуляторы, которые более экономичны для покупателей с ограниченным бюджетом, но я узнал кое-что новое об этих аккумуляторах.
Хотя мы часто думаем о свинцово-кислотных аккумуляторах как о старой технологии, NIU перенесла большую часть своих технологий мониторинга аккумуляторов и BMS (систем управления аккумуляторами) со своих литиевых моделей на свои свинцово-кислотные модели.
Это означает, что аккумуляторы стали умнее, лучше защищены, служат дольше и, как правило, обеспечивают лучшую производительность, чем мы привыкли от старых свинцово-кислотных аккумуляторов.

В дополнение к множеству моделей для внутреннего рынка, NIU также предлагает множество более крупных моделей с более высокой производительностью, многие из которых предназначены для международного рынка, начиная от электрических скутеров с сиденьем и заканчивая полноценными электромотоциклами.
Компания также представила новый электрический мотоцикл для бездорожья, полноразмерные электровелосипеды и стоячие электросамокаты, хотя последние в основном предназначены для европейского и североамериканского рынков.
В качестве особого сюрприза я даже увидел последний оставшийся NIU TQi. Это был концепт трехколесного мотоцикла с наклоном, который так и не дошел до производства — возможно, он стал жертвой пандемийных лет, которые потрясли отрасль. Но, будем надеяться, его сможет затмить новый четырехколесный концепт, который, кажется, очень нравится компании.

Как и любой уважающий себя производитель транспортных средств, NIU проводит все собственные исследования и разработки, разрабатывая свои продукты и тестируя их компоненты, чтобы гарантировать, что они соответствуют строгим спецификациям, требуемым для длительной эксплуатации на дорогах.
В центре исследований и разработок, который я исследовал, было все: от машин для многократных нажатий кнопок под водой (если вы хотите знать, может ли кнопка аварийных сигналов нажиматься десятки тысяч раз, пока ваш скутер погружен в резервуар с водой) до машин для быстрого изменения температуры и аппаратов для УФ-старения.
Полноразмерные испытательные стенды интенсивно трясут скутеры и мопеды с прикрепленными к ним плитами, имитируя вес всадника и жесткость реальных дорожных условий на неидеальных дорогах. Если что-то собирается сломаться, этот тест это покажет. Он выглядит довольно агрессивно, и мне гораздо спокойнее за скутер, на котором я езжу почти каждый день по трассе.


Затем мы перешли в обширный цех. Процесс начинается с зоны инспекции, где сотрудники в оранжевых комбинезонах проверяют все поступающие компоненты, проводят контроль качества и убеждаются, что субподрядчики производят компоненты должным образом в соответствии со спецификациями NIU.
Стены покрыты подробными изображениями и схемами, напоминающими сотрудникам, на что следует обращать внимание, часто с примерами того, что дисквалифицирует компонент для дальнейшей сборки на производственных линиях.
Как и компоненты, прошедшие проверку, мы также прошли в зону сборки. Мы начали в зоне предварительной сборки. Здесь на подвесных стеллажах предварительно загружены различные компоненты, которые понадобятся на различных этапах сборки мопедов. Эти стеллажи перевозятся по системе воздушных конвейеров, а затем опускаются рядом с рабочими на сборочных линиях в нужный момент для каждого этапа сборки компонента.
Мне пришлось идти не по воздуху, а пройти из зоны предварительной сборки на одну из многочисленных сборочных линий. Здесь я увидел, как эти стеллажи опускаются, а сотрудники снимают ключи зажигания, рули, жгуты проводов, кузовные панели, крылья и другие детали, словно они едят в ресторане с вращающимся суши-конвейером. Было очень интересно наблюдать, как каждая деталь попадала в нужное место сборочной линии в нужное время, как инженерный балет, собирающийся воедино.
По мере того как катящиеся шасси медленно перемещались по сборочной линии, они за несколько минут превращались из голых трубчатых рам в блестящие, элегантные электрические мопеды. Если бы вы шли слишком быстро по линии, вы бы полностью пропустили основные этапы. Вот как быстро собирается этот балет, поскольку квалифицированные сотрудники работают как хорошо отлаженный механизм.


На каждой сборочной линии мопед другой модели скатывался с конечного пандуса к группе ожидающих инспекторов. Контрольный пункт проверки укомплектован сотрудниками отдела контроля качества, которые проходят многоступенчатый контрольный список в хорошо освещенном туннеле, чтобы выявить дефекты или ошибки сборки.
После того как мотоциклы проходят эти проверки, они переходят к испытаниям в движении, где еще больше сотрудников совершают быстрые заезды по заводу, прежде чем передать мопед на следующий этап. Некоторые скутеры даже проходят испытания на водостойкость с помощью симулятора дождя, хотя кажется, что это часть этапа проверки исследований и разработок, а не то, что проводится на каждом скутере. И судя по тому, насколько хорошо мой собственный NIU держится, когда мне приходится оставлять его под проливным дождем время от времени, те дождевые испытания на заводе, которые помогают инженерам NIU обеспечить хорошую защиту от воды, похоже, работают!
Отсюда мопеды закатываются на склад, где они сортируются по моделям и подготавливаются к отправке грузовиками, которые либо доставят их в магазины и дилерам по всей стране, либо подготовят для международных клиентов, которые распространяют их по всему миру.


Но одной сборочной зоны было бы недостаточно, чтобы получить истинное представление о масштабах NIU, особенно учитывая, что компания производит так много уникальных продуктов. Далее мы отправились в зону сборки стоячих электросамокатов. Эти небольшие транспортные средства имеют более короткие сборочные линии благодаря более простой конструкции и меньшему количеству компонентов.
Испытательная зона кажется немного более разнообразной, включая участки с камнями и гравием, а также рампы и бамперы. Испытания проводятся прямо рядом с зоной сборки, с специально разработанной тестовой трассой прямо на полу цеха.
После того как самокаты пройдут станцию инспекции и промчатся по испытательному треку, они отправляются на упаковку. Поскольку они в основном производятся для экспорта, самокаты упаковываются индивидуально, а не загружаются навалом в грузовики. Линия упаковки подготавливает каждый самокат, складывает его, оборачивает защитной пеной и запечатывает коробку. Когда вы покупаете самокат NIU онлайн, это последние руки, которые касаются его до ваших, когда вы открываете коробку.

Аналогично, я также увидел, как происходит упаковка для электрического мотоцикла NIU XQi3. Поскольку эта модель также предназначена для экспорта, они упаковываются индивидуально. Но вместо простой картонной коробки они получают стальную раму для лучшей защиты тяжелых мотоциклов. Модели, которые я видел, упаковывались для канадского дилера, который, вероятно, получит их примерно в то же время, когда публикуется эта статья.
После того как мне удалось осмотреть множество различных зон производственного цеха, мы посетили зону испытаний комплекса. Здесь команда гонщиков проводит долгосрочные испытания различных моделей. Хотя каждый продукт NIU проходит краткий тест перед завершением окончательного листа проверки, компания гарантирует, что несколько экземпляров каждой модели проходят долгосрочные испытания с десятками тысяч фактических дорожных километров. Есть сотрудники NIU, чья работа заключается просто в том, чтобы ездить целый день и выявлять проблемы. Именно такие испытания действительно выявляют любые скрытые системные проблемы, те типы вещей, которые не проявятся на пятиминутном тест-драйве в конце линии.
Хотя мне не предстояло ездить и близко к этому уровню, я все же получил частичный опыт, взяв напрокат несколько из этих транспортных средств для собственных коротких тест-драйвов. От милых маленьких электромопедов малой мощности до самых мощных и быстрых моделей в линейке компании, я провел следующие час-два, пробуя их все. Это также был мой первый шанс прокатиться на электромотоцикле RQi, который является настоящим, настоящим электромотоциклом. Он не так сильно выкидывает вас, как Zero или Energica (RIP), но у него есть приятная мощность, чего я обычно не ожидаю от более спокойных мопедов NIU.
То же самое можно сказать и об электрическом мотоцикле для бездорожья XQi3, который является значительным улучшением по сравнению с чем-то вроде Sur Ron. Фактически, мотоцикл даже легален для езды по дорогам в Северной Америке как электрический мотоцикл, где его также можно зарегистрировать для использования на дорогах общего пользования! А благодаря высокому крутящему моменту, позволяющему мне даже случайно поднимать переднее колесо, это определенно модель, с которой можно получить массу удовольствия практически где угодно.

В качестве дополнительного бонуса в конце дня мне разрешили осмотреть инженерный отдел наверху, хотя для доступа на эти этажи требовался специальный ключ.
Мне не разрешалось снимать или фотографировать в инженерном отделе. Десятки и десятки тестовых мулов скутеров и мотоциклов были разбросаны по этажам, большинство из них с командой инженеров, склонившихся над ними с диагностическими инструментами и кучей компонентов скутеров. Все место напоминало «дипломный проект старшекурсников», который я живо помню из инженерного университета.
Я также заметил несколько моделей, которые, очевидно, были накрыты черными покрывалами до моего приглашения. Несмотря на мои вопросы, команда NIU стойко хранила молчание по этому поводу. Это, безусловно, заставляет меня гадать, что может появиться дальше. Судя по высокоэнергетической атмосфере инженерного отдела, похожей на нахождение в центре улья с очень сосредоточенными рабочими пчелами, жужжащими вокруг вас, инженерная команда усердно работает над некоторыми интересными новыми моделями на ближайшие несколько лет.
Весь опыт был отрезвляющим с нескольких точек зрения. Как человек, который много лет ездит на электромопеде NIU, часто как наш с женой основной транспорт, я никогда не знал, сколько труда вложено в его дизайн и производство. Я всегда чувствовал себя хорошо с потребительской стороны, но теперь я знаю, сколько усилий прилагается к аспекту безопасности и долговечности дизайна, что еще более успокаивает.
В то же время я получил представление о заводе, которого никогда бы не знал. Хотя монотонная работа на сборочной линии, вероятно, не самая захватывающая работа, многие сотрудники, казалось, действительно наслаждались процессом. Я часто видел, как они болтают и смеются вместе, собирая различные компоненты. Возможно, существовал языковой барьер, но некоторые вещи универсальны. Я достаточно поработал на рабочих и сервисных должностях, чтобы знать, как выглядит подшучивание с коллегами, и смех не имеет акцента.
Так что для меня этот опыт был познавательным и информативным, открыв окно в мир, который я никогда не видел. Для большинства из нас наш опыт использования продуктов микромобильности, на которых мы ездим каждый день, начинается с покупки. Но история действительно начинается гораздо раньше, с многолетней работы над дизайном, кульминацией которой является привнесение идей и материалов в жизнь руками множества квалифицированных людей в виде чего-то, что помогает нам ориентироваться в нашем мире. Это напоминание о том, что каждый скутер, велосипед или самокат несет не только своего всадника, но и труд и видение бесчисленных людей, которые сделали это возможным.
