
Легенда о «убийце Tesla» — больше не миф. Она сбылась, и это не электромобиль от старого автопроизводителя или новый стартап по производству электромобилей; это Илон Маск, генеральный директор Tesla.
В первые годы существования Tesla СМИ любили использовать термин «убийца Tesla» каждый раз, когда старый автопроизводитель выпускал новый электромобиль.
В то время мы критиковали их за это, поскольку они применяли его к электромобилям, которые не соответствовали производительности, объемам производства или прибыльности Tesla.
И, конечно же, ни один из них даже близко не приблизился к негативному влиянию на Tesla, не говоря уже о том, чтобы «убить» компанию.
Но сейчас ситуация меняется. Tesla больше не растет сумасшедшими темпами, как в течение последнего десятилетия. Фактически, она больше не растет вообще. Мировые продажи Tesla впервые снизились в годовом исчислении в 2024 году, а 2025 год начался еще хуже.
Неоспоримо, что усиление конкуренции в сегменте электромобилей оказывает влияние, но нет ни одной модели электромобиля, которую можно было бы назвать «убийцей Tesla», хотя мы видим, что несколько китайских электромобилей оказывают значительное влияние на Tesla.
Большинство поклонников Tesla, включая меня, считали, что, хотя доля Tesla на рынке снизится на фоне усиления конкуренции в сегменте электромобилей, ее продажи будут продолжать расти по мере того, как электромобили будут захватывать отрасль. Именно так и происходило несколько лет, но тенденция изменилась в 2024 году, и это не связано с ростом популярности электромобилей.
Мировые продажи электромобилей выросли на 25% в 2024 году, в то время как продажи крупнейшего производителя электромобилей, Tesla, снизились на 1%.
Эту ситуацию можно объяснить многими причинами, но есть один главный виновник: Илон Маск.
Маск годами совершенно заблуждался относительно того, что Tesla достигнет возможности автономного вождения, что привело его к пренебрежению остальным автомобильным бизнесом Tesla, поскольку он думал, что к концу каждого года в течение последних 6 лет Tesla сможет просто нажать кнопку и сделать все свои автомобили самоуправляемыми — автоматически повысив их стоимость и сделав их бесконечно более конкурентоспособными, чем другие автомобили.
Как Маск пренебрег автомобильным бизнесом Tesla?
Самый яркий пример — тот факт, что за последние 5 лет Tesla выпустила всего один новый автомобиль: Cybertruck, который оказался полным провалом.

Cybertruck был выпущен в 2023 году по гораздо более высокой цене и со значительно меньшим запасом хода, чем было обещано при его презентации в 2019 году. При резервировании более 1 миллиона единиц Маск заявил, что видит, как Tesla в конечном итоге будет продавать 500 000 единиц в год, а Tesla планировала начальную производственную мощность в 250 000 единиц в год.
Сейчас, через полтора года после начала производства, Tesla испытывает трудности с продажей Cybertruck, выпуская его на 10% от запланированной производственной мощности, установленной на Gigafactory Texas.
Маск также отменил планы Tesla по созданию «электромобиля стоимостью около 25 000 долларов», который мог бы значительно стимулировать спрос и позволить Tesla увеличить объемы поставок. Генеральный директор не считал, что программа автомобилей будет иметь смысл, если Tesla решит проблему автономности. Он заявил в октябре 2024 года:
«Я думаю, что модель за 25 000 долларов бессмысленна. Это было бы глупо. Это полностью противоречило бы тому, во что мы верим».
Маск, а следовательно, и Tesla, считают, что автопроизводитель стоит на пороге решения проблемы автономного вождения, но он так думал каждый год в течение последних 6 лет.
Нет никаких доказательств того, что это произойдет сейчас, или, по крайней мере, на оборудовании, которое Tesla поставила на сегодняшний день.
Очевидно, что эта критическая ошибка в сроках автономного вождения привела к множеству ошибок Маска в управлении Tesla в последние несколько лет.
Например, решение Tesla убрать указатели поворота и подрулевые переключатели передач из автомобилей началось с Model S и Model X в 2021 году. Генеральный директор считал их излишними в мире автономного вождения, которое, как он полагал, было неминуемым. Теперь продажи Model S и Model X рухнули.
Tesla применила тот же дизайн к Model 3 с обновлением в прошлом году. Осознав ошибку спустя годы, Tesla решила сохранить подрулевой переключатель указателя поворота с обновлением Model Y в этом году, и ходят слухи, что переключатель вернется и на Model 3.
Пожалуй, самая большая ошибка Маска в отношении автономного вождения — это обещание, что «все автомобили Tesla, выпущенные с 2016 года, оснащены оборудованием, способным к автономному вождению» на уровне, который позволит сервису роботакси, что в терминах автономного вождения SAE означает уровень 4-5.
Сам Маск уже признавал, что Tesla дважды ошибалась в этом: автопроизводителю пришлось обновить «автопилотный компьютер 2.5» владельцам Tesla до «компьютера автономного вождения 3.0», который Маск недавно признал, что он также не сможет обеспечить Tesla возможности автономного вождения.

Он заявил, что Tesla «мучительно» заменит компьютеры во всех автомобилях владельцев, которые приобрели пакет программного обеспечения «Полностью автономное вождение» (FSD). Однако мы отметили, что Tesla, вероятно, находится в более серьезной ситуации, поскольку она обещала, что «все автомобили Tesla, выпущенные с 2016 года, оснащены оборудованием, способным к автономному вождению» — не только те, чьи владельцы приобрели пакет FDS. Учитывая, что это сильно влияет на остаточную стоимость этих автомобилей, можно утверждать, что существуют миллионы владельцев Tesla, которым должны модернизацию или компенсацию за ошибку Tesla.
Это текущее обязательство Tesla стоимостью в миллиарды долларов, и уже есть примеры судебных исков по этому вопросу.
Это все управленческие ошибки, которые в конечном итоге ложатся на Илона Маска, генерального директора Tesla.
Затем есть множество ошибок, которые Маск совершил за пределами Tesla и которые влияют на компанию. Резкий поворот вправо, покупка Twitter, распространение дезинформации и российской пропаганды на платформе, финансовая поддержка Дональда Трампа, вступление в администрацию и безжалостное сокращение критически важных государственных программ.
Независимо от того, согласны вы с политикой Маска или нет, это вещи, которые не следует делать, будучи лицом крупной компании-производителя потребительских товаров, поскольку вы несомненно вызовете гнев у значительной части вашей клиентской базы.
Именно это и происходит.
Теперь по всему миру еженедельно проходят демонстрации у дилерских центров Tesla, а продажи в многих рынках резко падают, особенно там, где Маск политически активно участвовал, например, в Германии, где продажи Tesla упали на 70% за этот год.

Маск фактически стирает два десятилетия упорной работы по созданию бренда Tesla как мирового лидера в области электрификации и возобновляемых источников энергии.
Теперь для значительной части населения Tesla воспринимается просто как копилка оторванного от реальности олигарха.
Tesla еще не умерла, но если Маск продолжит быть лицом компании, похоже, что она определенно движется в этом направлении, поскольку эта проблема бренда и снижение спроса не собираются исчезать.
Некоторые из его поклонников цепляются за идею, что автопроизводитель вот-вот решит проблему автономного вождения, но это убеждение в основном основано на заявлениях Маска, которые постоянно оказывались неверными.
Конечно, нельзя сказать, что Tesla не добилась значительного прогресса в этом направлении, но если мы будем слушать цель самой компании — быть безопаснее людей, это означает достижение «миль между критическими отключениями», эквивалентных человеческим милям между столкновениями, которые составляют 700 000 миль, по данным NHTSA.
Последние доступные данные, собранные сообществом, набор данных, на который Маск недавно дважды положительно ссылался, показывает, что Tesla в настоящее время находится примерно на отметке 500 миль между критическими отключениями.
Мнение Electrek
Хотя Tesla может и не погибнет под руководством Маска, я искренне считаю, что в лучшем случае она будет лишь частью того, чем была на пике, что означает, что она не будет больше, чем сейчас, или чем в 2023 году.
Бренд Маска токсичен, и вряд ли он значительно улучшится теперь, когда он связал себя с политикой идентичности, культурными войнами и Трампом.
Если посмотреть на фанатов и акционеров Tesla, которые все еще поддерживают его, их главная надежда — это автономное вождение и роботы. Что касается автономного вождения, я считаю, что неразумно верить, что Tesla решит проблему автономного вождения на своем текущем оборудовании.
Я думаю, что они добились значительного прогресса, что может привести к тому, что Tesla достигнет ценных уровней автономного вождения на оборудовании следующего поколения в ближайшие несколько лет. Однако другие идут по тому же пути, и вы должны сопоставить усилия Tesla с гигантской ответственностью, которую она создала для себя, обещая это на миллионах других автомобилей.
Что касается роботов, я на самом деле несколько оптимистично настроен по поводу гуманоидных роботов, и я считаю, что Tesla имеет некоторое конкурентное преимущество в этом направлении. Однако глупо думать, что они просто обгонят конкурентов, которые весьма значительны в этом секторе.
Основной бизнес Tesla по-прежнему заключается в продаже автомобилей и аккумуляторов. Нет никаких сомнений в том, что бизнес по продаже автомобилей сейчас не очень хорошо идет у Tesla, и при Маске нет четкого пути к улучшению. Энергетический бизнес процветает, но маржа падает, а конкуренция растет — особенно со стороны таких компаний, как CATL и BYD, которые поставляют ячейки, используемые Tesla для своих стационарных аккумуляторов.
Что касается автомобилей, Tesla действительно планирует выпустить более дешевые автомобили в этом году, но этот план стал поворотом после того, как Маск отменил «Tesla за 25 000 долларов». Ожидается, что эти новые автомобили будут построены на той же платформе, что и Model 3 и Model Y, поэтому они будут ближе к этим моделям и будут каннибализировать их.
Я был бы удивлен, если бы их было достаточно, чтобы избежать того, чтобы поставки Tesla снова снизились в этом году.
Я говорю это уже давно, но Илону пора уходить.
Лучший комментарий от citizenjs
Понравилось 48 людям
Концепция того, что создание автомобиля за 25 000 долларов не имеет смысла, если можно «решить проблему автономности», — странная. Даже если мечта о TAAS (транспорт как услуга) сбудется (что маловероятно), в этот период, превышающий 15 лет, все равно будет потенциально огромный рынок для автомобиля.
Примечательно, что Toyota Corolla была вторым по продажам автомобилем в мире в 2024 году, и ее цена в США начинается с 22 000 долларов.
Посмотреть все комментарии