Илон Маск — «основатель» Tesla, но не главный новатор

По решению суда Илон Маск технически является «основателем» Tesla. Он заслуживает признания за успех компании, но правда в том, что именно он не стоит за главным нововведением Tesla.

Хотя я не поклонник Илона Маска, я больше ценю правду, чем его очернение, чего нельзя сказать о многих его хейтерах. Одна из их излюбленных лживых историй, которую они любят повторять, заключается в том, что он не является «основателем» Tesla.

Это то, что они используют, чтобы попытаться дискредитировать его достижения: «Он не основатель и не изобретатель. Он просто покупает идеи у других».

Хотя в этом есть доля правды, это не вся правда. Я счел необходимым прояснить ситуацию.

Реклама — прокрутите дальше для получения дополнительного контента

Ранняя история Tesla

Tesla была официально зарегистрирована 1 июля 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом с целью создания производителя электромобилей, который также является технологической компанией — идея, которая остается ключевой для Tesla и сегодня.

В инвестиционных материалах ранняя Tesla Эберхарда и Тарпеннинга ставила целью разработку ключевых технологий, связанных с «батареей, компьютерным программным обеспечением и собственным двигателем». Это по-прежнему основные технологии Tesla сегодня.

Мартин Эберхард слева и Марк Тарпеннинг справа

Но самым важным нововведением Tesla стало использование и комплектация цилиндрических литий-ионных аккумуляторных ячеек, ранее использовавшихся в потребительской электронике, такой как ноутбуки, в больших аккумуляторных блоках для электромобилей.

Это было настоящим прорывом, и эта идея существовала до прихода Илона Маска в Tesla.

Хотя компания была зарегистрирована в 2003 году, Эберхард и Тарпеннинг работали над этой идеей уже некоторое время. Ранее они основали NuvoMedia, где два основателя создали раннее портативное устройство, Rocketbook — электронную книгу — еще в 1996 году.

Они продали компанию в 2000 году, но до этого работали над следующим поколением своей электронной книги и, подбирая аккумуляторы, заметили впечатляющие улучшения в емкости и стоимости литий-ионных аккумуляторных ячеек.

У двух инженеров были серьезные опасения по поводу изменения климата и импорта нефти. Они провели расчеты и пришли к выводу, что питание транспорта аккумуляторами с использованием возобновляемой энергии окажет значительное влияние на сокращение выбросов и борьбу с изменением климата.

Tesla не изобретала электромобили. Они существовали уже 100 лет к моменту основания компании, но требовали компромиссов по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, что мешало им набирать популярность.

В этом и заключалось главное отличие Tesla: создание автомобилей с использованием новейших литий-ионных аккумуляторных ячеек, разработанных для потребительской электроники, в результате чего получились электромобили без компромиссов.

Эта основная идея отражена в руководящих принципах Эберхарда для Tesla:

1) Электромобиль не должен быть компромиссом. При правильном выборе технологий можно создавать электромобили, которые на самом деле лучше своих конкурентов.

2) Аккумуляторная технология — ключ к успешному электромобилю. Литий-ионные аккумуляторы не только подходят для использования в автомобилях; они меняют правила игры, делая реальным достойный запас хода.

3) При правильном дизайне электромобили могут понравиться даже самым серьезным автоэнтузиастам, поскольку электропривод способен серьезно превзойти двигатели внутреннего сгорания.

На этом и строится успех Tesla. Идея использования невероятного прогресса в области литий-ионных аккумуляторов 1990-х годов для создания электромобилей без компромиссов.

Модуль и блок аккумулятора Tesla Roadster

Это было основное нововведение Tesla. Звучит просто, но это потребовало невероятной работы. Ни один производитель аккумуляторов не хотел производить литий-ионные ячейки для электромобилей, поэтому Tesla пришлось покупать готовые ячейки, предназначенные для ноутбуков, и комплектовать тысячи этих цилиндрических ячеек в аккумуляторные модули и блоки, которые могли бы использоваться в автомобиле. Такого раньше никогда не делали.

А идея ничего не стоит без исполнения.

Tesla не могла бы состояться без Илона Маска

Маск утверждает, что его интерес к электромобилям предшествовал Tesla. Нет причин ему не верить, но нет и доказательств того, что он имел какое-либо отношение к вышеупомянутой концепции.

Фактически, до того, как он погрузился в бум стартапов в сфере интернета в Кремниевой долине, Маск поступил в Стэнфордский университет, чтобы изучать суперконденсаторы, которые, по его словам, он надеялся использовать в электромобилях. Это наводит на мысль, что он считал суперконденсаторы будущим электромобилей, а не литий-ионные аккумуляторы.

Маск и Tesla объединились через компанию под названием AC Propulsion.

AC Propulsion была пионером возрождения электромобилей и построила электроспорткар tZero в 1990-х годах.

Сначала в нем использовались свинцово-кислотные аккумуляторы, как и в предыдущих моделях, но в начале 2000-х компания перевела его на литий-ионные аккумуляторные ячейки. Неясно, у кого первой возникла эта идея или была ли это параллельная мысль, но мы знаем, что AC Propulsion и Эберхард поддерживали контакт во время этой переделки.

Эберхард пытался убедить AC Propulsion коммерциализировать новый tZero, но компания отказалась, поскольку сосредоточилась на другом продукте. Тогда Эберхард и Тарпеннинг решили запустить Tesla.

Как появился Маск?

Маска, который в то время работал над SpaceX, связался Джей Би Стробел, молодой инженер-электрик с давним интересом к электромобилям, включая создание собственного Porsche EV в своем гараже.

Сразу после окончания учебы Стробел работал над высотными электросамолетами на водородном топливе — это было интересно Маску, поэтому они объединились. В итоге конверсия переключилась на электромобили, и Стробел, будучи глубоко связанным в этом узком мире, рассказал Маску об AC Propulsion.

Они протестировали tZero с литий-ионными аккумуляторами, и Маск был в восторге. Как и Эберхард, он пытался убедить AC Propulsion коммерциализировать продукт. Том Гейдж, генеральный директор AC Propulsion, снова отказался, но поскольку они мыслили одинаково, он связал Маска с Эберхардом, который только что запустил Tesla с Тарпеннингом, а также с Иэном Райтом, который присоединился к двум инженерам.

Через несколько месяцев, в феврале 2004 года, Маск возглавил раунд инвестиций серии А Tesla, вложив 6,5 миллионов из 7,5 миллионов долларов из собственных средств.

Эберхард стал генеральным директором, а Джей Би Стробел, который, несмотря на свой юный возраст, имел наибольший опыт в создании электромобилей, присоединился в качестве главного технического директора.

Маск был занят SpaceX, но был более активен в Tesla, чем просто инвестор и член совета директоров.

Поскольку Tesla работала над Roadster, Маск руководил несколькими другими раундами финансирования, предоставляя значительную часть средств самостоятельно.

Ситуация ухудшилась в 2007 году. Tesla испытывала трудности с запуском производства Roadster в рамках бюджета. Переход на шасси Lotus Elise оказался ошибкой, и в итоге Tesla Roadster разделяла лишь 6% своих компонентов с Elise, так как большую часть пришлось переделывать.

Летом 2007 года совет директоров во главе с Маском попросил Эберхарда уйти в отставку. Несколько временных генеральных директоров сменили друг друга, прежде чем Маск сам занял этот пост в 2008 году.

Эберхард полностью покинул компанию, и в 2009 году он подал в суд на Tesla и Маска за его отстранение. Обе стороны обвиняли друг друга в проблемах Tesla, а Эберхард утверждал, что Маск «переписывает историю», как будто он сам основал Tesla.

В конечном итоге судья отклонил часть иска Эберхарда, после чего обе стороны заключили мировое соглашение, согласившись, что пять человек могут называть себя сооснователями Tesla: Эберхард, Тарпеннинг, Райт, Маск и Стробел.

Мнение Electrek

Теперь, в таком гражданском деле, результат не обязательно самый справедливый. Как правило, выигрывают те, у кого больше денег и лучшие адвокаты.

Поэтому я не собираюсь утверждать, что нет смысла ставить под сомнение, был ли Илон настоящим основателем Tesla. Я понимаю, что здесь есть нюансы, но все стороны пришли к соглашению. Мой главный аргумент заключается в том, что это не имеет большого значения.

Основная идея Tesla заключалась в создании электромобиля без компромиссов за счет использования достижений в области литий-ионных аккумуляторных технологий. Однако все свидетельства указывают на то, что Маск не был причастен к этой основной идее.

С учетом сказанного, мы должны отдать должное там, где оно заслужено. Он признал это хорошей идеей и вложил больше денег в ее реализацию, чем кто-либо был готов сделать в то время.

Следовательно, можно утверждать, что Tesla не состоялась бы без Маска — делая аргумент об основателе бессмысленным.

Кроме того, нужно отдать должное Маску за успех Tesla. Он является генеральным директором с 2008 года, и компания добилась невероятных успехов под его руководством. Они преуспели в популяризации электромобилей и подтолкнули отрасль к переходу на электромобили с аккумуляторным питанием.

По сей день именно оригинальный «План Маска» Tesla 2006 года убедил меня в том, что Tesla станет компанией, которая выведет электромобили на массовый рынок. План имел смысл, и он был реализован под его руководством. Он взял первоначальную идею, развил ее, профинансировал, а затем руководил командой, которая воплотила ее в жизнь.

Последний момент важен, потому что именно здесь я снова начинаю соглашаться с критиками Маска. Поклонники Маска любят утверждать, что он своего рода инженерный гений. Джейми Даймон только что назвал его «нашим Эйнштейном». Хотя я признаю, что Илон умён и имеет выше среднего понимание многих принципов физики и инженерии, сравнение его с одним из самых влиятельных теоретических физиков всех времён — чистое безумие.

Хотя Маск внес технический вклад в Tesla, я считаю, что его часто преувеличивают его поклонники, а команда Tesla получает недостаточно заслуг. Джей Би Стробел, давний главный технический директор Tesla до 2019 года, и его команды должны получить подавляющее большинство заслуг за технический вклад и достижения в области аккумуляторных технологий и силовой электроники, которые сделали Tesla успешной.

Их слишком много, чтобы назвать всех, но я освещаю Tesla более десяти лет. В своих репортажах я слышал похвалу в адрес таких людей, как Стробел, Дрю Баглино, Курт Келти, Колин Кэмпбелл, Питер Роулинсон, Чарльз Кюманн, Алан Кларк, Дэн Пристли, Ларс Морави, Дэвид Чжан, Эван Смолл и Франц фон Хольцхаузен за их вклад в Tesla.

Короче говоря, да, нормально говорить, что Илон Маск был сооснователем Tesla. Да, он сыграл решающую роль в выживании и успехе компании, но я также считаю справедливым сказать, что он не стоял за основным инновационным прорывом Tesla, а лучшие таланты компании не получают должной заслуги за выполнение миссии.

Лучший комментарий от Les Inanchy


Понравилось 28 людям

За 60 лет покупки и вождения автомобилей я никогда особо не задумывался о генеральном директоре, членах совета директоров или любом другом высшем руководстве. Я думал только о машине и о том, подходит ли она мне. TESLA на самом деле была первой американской машиной за эти 60 лет, которую я когда-либо покупал, что должно кое-что сказать о том, что я о ней думаю. Лично я не ненавижу Илона, потому что никогда с ним не встречался. Я могу судить только о его поступках, и по этим меркам. Я очень разочарован. Мне было бы трудно сказать, что я куплю еще одну Tesla сейчас, но это оставляет мне возможность полагаться на всех других производителей в течение следующих нескольких лет, чтобы они выпустили машину, достойную конкуренции.

Смотреть все комментарии

Миссия по ускорению перехода мира к устойчивой энергетике прекрасна, и именно она привлекла многие лучшие таланты в Tesla.

К сожалению, руководство Маска за последние несколько лет отклонило Tesla от этой миссии, что является моей главной заботой о компании.

Тем не менее, я хотел прояснить его вклад, прежде чем он полностью разрушит свою репутацию и авторитет.