
Акции Nikola падают до 52-недельного минимума, жалоба NHTSA утверждает, что топливный элемент отключается непредсказуемо, и один из ранних пользователей водорода остается неубежденным. Пришло ли время Nikola отказаться от водорода?
Компания William Hall’s Coyote Container попала в заголовки ранее в этом году, когда она стала первой компанией, успешно завершившей доставку на 400 миль на водородном тягаче Nikola Tre с топливным элементом.
Холл, управляющий партнер и основатель Coyote Container, проехал на водородном Nikola по холмистому маршруту длиной 400 миль, который прошел через калифорнийский перевал Алтамонт и каньон Грейпвайн по межштатной автомагистрали I-5 между портом Окленда и портом Лос-Анджелеса в Лонг-Бич. Поездка казалась неоспоримым свидетельством в пользу водородных грузовиков. Однако почти год спустя Уильям, похоже, разочаровался в опыте раннего пользователя, в частности, ссылаясь на более высокие, чем ожидалось, эксплуатационные расходы, стоимость топлива, ограничения по весу и опасения по поводу гарантии.
Nikola от Coyote Container

«Грузовик стоит в пять-десять раз дороже стандартного тягача класса 8 для пригородных перевозок [truck]», — заявил Холл изданию Clean Trucking. «Кроме того, вы платите в пять-десять раз больше федерального акцизного налога (FET) и местных налогов с продаж, что составляет примерно 22%. Если добавить 10% резерва, не покрываемого какой-либо программой ваучеров, получается 32%. Тридцать два процента от 500 000 долларов — это 160 000 долларов, которые должен как-то заплатить [из своего кармана] водитель».
Coyote Container не одинока в выражении обеспокоенности практичностью водородных грузовиков в целом, но есть опасения, касающиеся в частности водородного тягача Nikola.
В официальной жалобе NHTSA, поданной в отношении одного водородного тягача Nikola HFCEV, у грузовика произошло пять отключений силовой установки на обочине, что привело к трем буксировкам и двум случаям, когда грузовик пришлось доставлять домой на аккумуляторной тяге. Отказ был непредсказуемым, приводя к отключению питания, когда на индикаторе оставалось от 20 до 140 миль запаса хода топливного элемента.
Первый такой инцидент произошел при пробеге около 900 миль по одометру грузовика, а самый последний — при пробеге 28 340 миль. Вы можете прочитать больше о жалобе Nikola в NHTSA ниже — или просто прочитать резюме ситуации от Холла своими словами: За последние 10 месяцев я имел дело с большим количеством эвакуаторов, чем за все свои 62 года жизни на этой земле.
NHTSA ID Nu. 11621826

Хотя по указанной выше проблеме отзыв еще не объявлен, компания и ранее не чуждалась отзывов, и может быть чувствительна к выпуску очередного, поскольку ее акции достигают нового 52-недельного минимума (об этом чуть позже).
Тем не менее, 29 октября компания выпустила технический бюллетень (TSB), всего через 13 дней после подачи официальной жалобы в NHTSA.
В самом TSB упоминается, что «соединительная деталь охлаждающей жидкости может ослабнуть из-за избыточного натяжения шланга охлаждающей жидкости. Удлинение шланга возвращает натяжение к соответствующему уровню», но, хотя и неясно, предназначен ли TSB для устранения проблемы с силовой установкой, ясно одно: TSB затрагивает VIN-номера 001-266 — фактически *все* водородные тягачи Nikola, находящиеся в эксплуатации (по состоянию на 30 сентября Nikola отчиталась о продаже 235 водородных тягачей).
А сколько стоит заправка одного из этих 266 водородных тягачей? Холл говорит, что сказать невозможно. «Никто не скажет вам, сколько стоит водородное топливо», — сказал он. «Это потому, что оно субсидируется производителями грузовиков путем искусственного завышения цен на грузовики. Это серьезное искажение рынка».
Холл также отметил, что дополнительный вес водородной системы грузовика по сравнению с обычным тягачом затрудняет эксплуатацию грузовиков. «Водородный тягач Nikola Tre FCEV весит 27 000 фунтов, в то время как мой самый тяжелый [дизельный] спальный грузовик весит 19 400 фунтов», — сообщил он Clean Trucking в том же интервью. «Большинство тягачей для пригородных перевозок весят от 16 000 до 18 000 фунтов. Отправители грузов максимально загружают их, когда это возможно, поэтому мне приходится постоянно переключаться на дизельный, чтобы быть легальным на дороге».
Более высокий рейтинг GVWR для грузовиков с нулевым уровнем выбросов, особенно для пригородных перевозок и на маршрутах вне дорог с более низкими скоростями, мог бы помочь смягчить эту проблему, не создавая чрезмерного риска на скоростных магистралях.
Однако это не произойдет в одночасье, а терпение Холла на исходе.
Основатель Coyote Container высказал свое мнение в LinkedIn. Там он поделился своими мыслями о статье Seeking Alpha, назвавшей Nikola «сильной продажей». Холл написал: «За последние 14 недель я испытал невероятное количество простоев из-за гарантийного ремонта, совершив всего пять еженедельных поездок из Окленда в Лонг-Бич. Имел дело с отказами аккумуляторов и остановками топливных элементов».
Дэйв Байокки, генеральный менеджер ETHERO Truck + Energy (дилера-продавца), решил публично ответить Холлу, защищая Nikola: «Я думаю, справедливо сказать, что как крайне ранний пользователь этой технологии и владелец одного из первых экземпляров, сошедших с конвейера, этот грузовик служил вам хорошо».
Nikola недавно отметила производство своего 300-го водородного тягача на заводе компании в Кулидже, штат Аризона. Чистая выручка Nikola за третий квартал достигла 25,2 миллиона долларов, не оправдав оценок Уолл-стрит в 37,2 миллиона долларов. Это упущение было связано с непредвиденными расходами, связанными с выкупом 20 электрических тягачей Nikola Tre в октябре.
Мнение Electrek

Несмотря на то, что это может показаться негативным тоном статьи, я хочу, чтобы Nikola добилась успеха. Я *хочу* видеть, как новая американская автомобильная компания найдет способ добиться успеха и расти. Тем не менее, вести заочные споры со своими клиентами по поводу очень реальных, очень тревожных вопросов в социальных сетях — *и через ваших дилеров* — это не тот путь.
Мы (я) связались с сотрудниками Nikola по электронной почте и LinkedIn во вторник относительно этих фактов и других (пока еще) неподтвержденных слухов о планах производства FCHEV на 2025 год, но к концу рабочего дня пятницы, когда эта история была опубликована, не получили ответа.
ИСТОЧНИКИ | ИЗОБРАЖЕНИЯ: Fuel Cell Works, NHTSA, Clean Trucking, Investing, Electric-Vehicles.com, Seeking Alpha и Coyote Container, через William Hall (ссылки по всей статье).