
11-й сезон Formula E стартует в эту субботу в Сан-Паулу, Бразилия, и ознаменуется дебютом нового болида Gen3 EVO. Он является усовершенствованием оригинального Gen3, активируя передний электродвигатель, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и даже более быстрое ускорение, чем у болида Формулы-1.
Formula E – это топовая серия электрических гонок FIA, в которой болиды с открытыми колесами и одним местом пилота соревнуются на знаменитых гоночных трассах и в центрах городов. Там, где более тихие автомобили с нулевым уровнем выбросов могут позволить себе то, на что шумные машины с ДВС не способны.
Сейчас идет уже одиннадцатый сезон, и на протяжении всего этого времени было немало волнений и непредсказуемости. Серия остается конкурентной, причем борьба за чемпионство часто доходит до последней гонки, в которой множество пилотов и команд борются за победу – в отличие от F1, где борьба за чемпионство часто решается в середине сезона.
Formula E довольно быстро совершенствует свои болиды: каждые пару лет вносятся изменения, добавляющие новые возможности и увеличивающие скорость машин.
В ранних сезонах Formula E использовались гораздо менее мощные болиды, и пилотам приходилось даже менять машины в середине гонки (замена батарей была сочтена слишком сложной, поэтому просто меняли автомобили).
В 2018 году Formula E представила болид Gen 2, который был более мощным и больше не требовал замены машины в середине гонки. Затем в 2022 году начались гонки на болидах Gen 3, в которых добавили передний электродвигатель для более сильной рекуперации энергии.

В первоначальной версии болида Gen 3 передний электродвигатель не активировался во время ускорения – но теперь ситуация меняется: модифицированный болид Gen 3 EVO сможет использовать передний электродвигатель во время квалификации, стартов гонки и в режиме «attack mode» – кратковременного усиления мощности, которое пилоты могут активировать во время гонки для получения преимущества. Таким образом, технически это означает, что эти болиды будут полноприводными, по крайней мере, в определенные моменты.
Полный привод в последнее время популярен на дорожных автомобилях, поскольку он улучшает ускорение и управляемость. А в электромобилях его довольно легко добавить: достаточно установить второй электродвигатель на другую ось и подключить к нему несколько кабелей, вместо того чтобы прокладывать приводные валы и трансмиссионные механизмы по всему автомобилю для передачи мощности от одного двигателя внутреннего сгорания к двум отдельным осям.
Однако ценители спорткаров и автогонок часто предпочитают задний привод, поскольку он делает машины более «юными» и трудными в управлении, лучше демонстрируя мастерство пилота.
Так что это довольно серьезное изменение – в гонках на болидах с открытыми колесами и одним местом пилота исторически всегда был задний привод с минимальным количеством вспомогательных систем для водителя. Были предприняты попытки использовать полноприводные болиды в прошлом, но в настоящее время другие болиды с открытыми колесами и одним местом пилота (например, F1, IndyCar и аналогичные) имеют только задний привод.
Еще одно важное изменение в этом году касается шин, которые будут более цепкими, чем в прошлом сезоне. Оригинальный болид Gen 3 не принес такого улучшения в скорости прохождения кругов, как ожидалось, вероятно, из-за смены поставщика шин, а шины этого года обещают быть более способными справляться с увеличенной мощностью автомобиля.
Кроме того, мы, возможно, наконец-то увидим дебют функции «attack charge» – подзарядки в середине гонки. Наряду с внедрением переднего электродвигателя, Gen3 получил возможность зарядки мощностью 600 кВт. Она в основном использовалась для улучшения рекуперации энергии, но Formula E также заявила о желании внедрить подзарядку мощностью 600 кВт в середине гонки.
Однако внедрение этой функции откладывалось несколько раз, поэтому теперь, даже если Formula E заявит о готовности ее внедрить, мы поверим, когда это произойдет. Она была протестирована на предсезонных испытаниях в Испании в прошлом месяце, так что это уже один шаг вперед.
Если она будет внедрена в этом году, то вероятно, это произойдет на этапе с двумя гонками, где в одной гонке будет использоваться система подзарядки в середине, а в другой – нет.
Новый сезон сопровождается изменениями в составах пилотов и команд, как это часто бывает. Компания Lola cars взяла на себя управление командой ABT, впервые с 1997 года управляя гоночной командой совместно с Yamaha, а команда ERT прошлого сезона переименовалась в Cupra Kiro. Maserati подтвердила свое возвращение – и взяла обязательства на весь будущий период Gen4, до 2030 года.
Пилоты переместились из одной команды в другую, а в стартовом списке появились два новых пилота-новичка: Зейн Малони, присоединившийся к команде Lola после выступлений в Формуле-2, и Тейлор Барнард, который в прошлом году провел 3 гонки за McLaren, а теперь начинает сезон в качестве полноправного пилота.
Изменились и трассы: выбыла из календаря Misano ePrix, что означает отсутствие гонок в Италии. Саудовская Аравия, которая ранее принимала несколько первых этапов сезона на уличной трассе в Эр-Рияде, перенесет свои гонки на новую уличную трассу в Джидде. Portland ePrix (который был замечательным в последние пару лет) уходит, его заменит Miami ePrix – который ранее проводился в 2015 году, но теперь пройдет на автодроме Homestead-Miami Speedway NASCAR, вместо прежней уличной трассы в Майами вдоль залива Бискейн. Главный Monaco ePrix на всемирно известной трассе Circuit de Monaco впервые станет этапом с двумя гонками в один уик-энд. А Jakarta ePrix возвращается после пропуска 2024 года.

Этап этого уик-энда пройдет на уличной трассе в Сан-Паулу, которая дважды принимала Formula E. Поскольку сезоны Formula E начинаются незадолго до конца года, а São Paulo ePrix был запланирован на середину сезона, а затем стал открытием сезона, мы теперь проведем вторую São Paulo ePrix 2024 года – последнюю из которых выиграл Сэм Берд. Гонку 2023 года выиграл Митч Эванс.
Трасса проходит по маршруту Карнавала города, с длинной прямой, прерываемой одним шиканом, и возвращением к линии старта/финиша через несколько боковых улиц с резкими поворотами. Длинные прямые должны предоставить хорошие возможности для обгонов, но также усложнить управление энергией для команд.
Гонка начнется в эту субботу, 7 декабря, в 14:00 по местному времени Сан-Паулу. Это полдень по восточному времени, 9 утра по тихоокеанскому времени и 17:00 UTC. Вы можете узнать, как посмотреть гонку в вашем регионе, зайдя в раздел «Способы просмотра» на сайте Formula E. В США Roku, вероятно, будет самым надежным способом просмотра.
Заряжайте свой электромобиль дома, используя солнечные панели на крыше. Найдите надежного и конкурентоспособного по цене установщика солнечных батарей рядом с вами на сайте EnergySage, бесплатно. У них есть предварительно проверенные установщики, конкурирующие за ваш бизнес, что гарантирует высококачественные решения и экономию 20-30%. Это бесплатно, без звонков отдела продаж, пока вы не выберете установщика. Сравните индивидуальные предложения по солнечной энергии онлайн и получите консультацию от беспристрастных энергетических консультантов. Начните здесь здесь. – реклама*