
Мероприятие Tesla Robotaxi прошло вчера, и мы наконец узнали (очень мало) новых подробностей о нашумевшем автомобиле, который, по мнению генерального директора Илона Маска, увеличит рыночную капитализацию Tesla на 5 триллионов долларов.
Но главное, о чем я (по-прежнему) думаю: зачем вообще существует этот автомобиль?
Tesla давно говорит о роботакси, так что, конечно, логично, что они представят роботакси… верно?
Но вот в чем загвоздка: когда Tesla впервые начала говорить о роботакси, это было в контексте Model 3 и других автомобилей, которые компания уже производит.
Еще в 2016 году Tesla говорила о «Tesla Network» — предполагаемой системе, которая позволила бы владельцам Tesla отправлять свои автомобили работать в качестве такси, как только компания решит проблему полного автопилота.
Я упомянул все это в своем обзоре Tesla Model 3 в 2018 году, показав некоторые детали, указывающие на то, что Tesla готовится к этому будущему роботакси — например, использование телефона в качестве ключа и внутреннюю камеру для наблюдения за пассажирами.
И это было бы применимо не только к определенным автомобилям, но ко всем автомобилям, которые производит Tesla. Потому что Tesla также заявила, что все ее автомобили оснащены оборудованием для полного автопилота еще с конца 2016 года.
Маск даже зашел так далеко, что сказал, что Tesla перестанет продавать автомобили, как только решит проблему автономии. Идея заключается в том, что эти автомобили будут более прибыльными, если оставить их в качестве роботакси, что каждый из них будет стоить 100-200 тысяч долларов благодаря этой функции, и что их следует считать «растущими активами». (Хотя Маск вчера сказал, что Tesla будет продавать роботакси по цене 30 000 долларов, что противоречит его предыдущим утверждениям).
Таким образом, существует долгая история того, как Tesla называла свои автомобили потенциальными будущими роботакси, а не говорила об отдельном продукте роботакси. И они даже говорили то же самое вчера вечером, поскольку на мероприятии людей развозили 20 роботакси и 30 других автомобилей Tesla. Маск вчера вечером подтвердил, что все автомобили Tesla будут способны к полной автономии, и даже сказал, что существующие автомобили будут ездить самостоятельно еще *до* того, как, по его словам, роботакси выйдет на дорогу в 2026-2027 годах (хотя он споткнулся и сказал «давайте не будем вдаваться в нюансы», когда толпа спросила, применимо ли это к автомобилям с HW3, для которых Tesla ранее обещала полную автономию).
Но, может быть, имеет смысл выпустить отдельный продукт роботакси, полностью ориентированный на эту функцию и ни на что другое, чтобы сэкономить расходы и снизить сложность.
Это, безусловно, аргумент, и заявленная Tesla стартовая цена в 30 000 долларов за продукт Robotaxi/Cybercab (даже Маск, казалось, не был уверен, как его назвать) ниже, чем у любого автомобиля, который компания когда-либо продавала, и среди самых низких цен, которые мы когда-либо видели для электромобиля (привет победителю по соотношению цена/качество всех времен, ныне несуществующему Chevy Bolt).
Кроме того, должен сказать, он выглядел отлично. По сравнению с предыдущими рендерами/моделями/шпионскими снимками, которые мы видели, я считаю, что конечный продукт выглядел фантастически. Если бы это был обычный электромобиль с таким дизайном, маленький спортивный низкий двухместный автомобиль примерно по такой цене, я бы купил.
Меньший автомобиль, без многих удобств, которые могут быть желательны для водителя, с большей простотой для меньшего обслуживания и легкой чистки, безусловно, может помочь снизить расходы. И это здорово и необходимо. Автомобиль за 30 000 долларов будет доступен большему количеству людей, чем Model 3 за 42 000 долларов, следующая по дешевизне машина, которую Tesla продает в настоящее время.
Но… а почему бы не Model 2 за 25 000 долларов?
У Tesla уже был ответ на этот вопрос: отмененная Model 2
Так если Tesla хочет иметь более дешевый, более простой автомобиль, способный выполнять задачи робо-вождения, и если по-прежнему ясно, что все ее автомобили получат эту возможность, почему бы им просто не сделать более дешевый, более простой автомобиль, о котором они говорили годами: Model 2.
О Model 2 было известно немногое, кроме того, что это будет более дешевый, меньший по размеру электромобиль, начинающийся с 25 000 долларов — что давно считалось соответствующим уровнем входа для потребительских автомобилей (самые дешевые бензиновые автомобили в Америке стоят около 17 000 долларов, а электромобиль за 25 000 долларов будет стоить примерно столько же после федерального налогового кредита в размере 7 500 долларов).
Но ранее в этом году сообщалось, что Tesla прекратила разработку Model 2. Маск отрицал это сообщение, но, как и многие отрицания Маска, оно оказалось правдой.
Вместо этого Маск направил компанию на переход к роботакси, и риторически он стал гораздо больше говорить о роботакси, роботах общего искусственного интеллекта и различных других несбыточных обещаниях, в соответствии с популярным словом в сфере технологий du jour.
Но в то время как на рынке акций существует большой спрос на генеральных директоров, которые неустанно говорят об ИИ, на рынке автомобилей также существует большой спрос на дешевый электромобиль. А Tesla — это автомобильная компания, в конце концов, а не фондовая компания (не так ли?).
И то, что мы *действительно* знаем из мероприятия, это то, что Tesla считает, что они могут сделать электромобиль с автопилотом менее чем за 30 000 долларов, и что этот автомобиль будет «переоснащен» для того, что он есть, используя более мощный компьютер ИИ, чем необходимо. И они думают, что смогут сделать это в течение следующих двух лет.
Если эти две вещи возможны, я считаю, что эти усилия лучше было бы направить на Model 2, а не на Robotaxi.
Хотя Маск заявил на мероприятии, что существующие автомобили будут способны к полной автономии до начала поставок роботакси, я не думаю, что кто-то в это верит. После десятилетия, когда FSD появлялся «в конце следующего года», этот мальчик основательно кричал «волк», и этот график не кажется реалистичным.
Более того, Маск сказал, что сначала он появится в Калифорнии и Техасе, ожидая одобрения регулирующих органов. Даже если Tesla *быстро* получит одобрение регулирующих органов в этих штатах, это все равно ограничит доступный рынок, пока компания будет работать над расширением и получением одобрения в других регионах. Процесс омологации Model 2 прошел бы гораздо глаже, и ее можно было бы продавать по всему миру гораздо быстрее.
И хотя графики производства автомобилей Tesla также имеют тенденцию смещаться на несколько лет, учитывая, как долго мы говорим о «более дешевом автомобиле Tesla» и его относительной схожести с существующими автомобилями (в отличие от огромных различий, связанных с созданием Cybertruck или Roadster), я также думаю, что Model 2 могла бы быть произведена раньше, чем Robotaxi (особенно с учетом сроков получения разрешений).
Если это так, то не было бы ли лучше для Tesla создать этот автомобиль, который, как я считаю, будет готов раньше Robotaxi, который удовлетворит потребность многих покупателей прямо сейчас (особенно в условиях, когда доступные китайские электромобили настолько популярны, что вынуждают принимать протекционистские торговые меры), который будет иметь глобальную привлекательность, *и* который будет обладать всеми возможностями Robotaxi, когда (или если) FSD наконец-то будет решен?
Возможно, дело в сокращении расходов… а возможно, в акциях
Теперь, возможно, одна из причин отмены Model 2 заключается в том, что Tesla не видела достаточного сокращения расходов, чтобы построить электромобиль за 25 000 долларов, или считала, что уровень сокращений будет слишком серьезным, чтобы продавать желаемые потребительские автомобили по такой цене. С роботакси, возможно, клиенты примут более базовый опыт, чем в Model 2, которую они владеют как личный автомобиль, и, возможно, это единственный способ, которым Tesla сможет снизить цену.
И есть что-то, что можно сказать о автомобиле, полностью ориентированном на автопилот, с такой функцией, как индуктивная зарядка, и разработанном для того, чтобы робо-пылесосы могли чистить автомобиль без вмешательства человека (оба момента были кратко упомянуты во вчерашней презентации).
Но есть определенно спрос на более дешевый электромобиль с ручным управлением, и я думаю, что Tesla ошиблась в порядке — было бы лучше продать много Model 2 раньше, чем много Robotaxi позже, поскольку я не думаю, что полный уровень 5 FSD, наряду с одобрением регулирующих органов, появится в течение года или двух. И если вам придется выбирать, что подготовить первым — оборудование или программное обеспечение, — вы определенно хотите выбрать программное обеспечение — потому что оборудование стоит очень дорого.
Или… может быть, весь этот разговор об ИИ больше связан с акциями, чем с реальными продуктами, как упоминалось выше. Это было распространенной теорией среди противников Tesla в течение некоторого времени, но никогда не было уж слишком реалистичным, потому что Tesla продавала и продает *много автомобилей*, а также целую экосистему вокруг них энергетических продуктов, таких как Powerwall и Superchargers, которые хорошо работают и приносят много дохода с довольно хорошей маржой.
Но когда Маск предполагает, что Robotaxi будет стоить 5 триллионов долларов рыночной капитализации, когда он отправляется в многомесячный погром в компании, чтобы продать пакет своих собственных акций акционерам, и когда он говорит о долгосрочных мечтах и о том, как Tesla изменит мир 6 гигантскими способами только в следующем году (действительно в следующем году, я обещаю), это похоже меньше на зрелый и достижимый график продукта, и больше на набор действий, вызванных желанием, скажем так, компенсировать очень плохое личное деловое решение, которое он финансировал за счет ранее высокой цены акций TSLA.
Но если дело в этом, то кажется, что у Илона закончились возможности. Рынок на этот раз, кажется, не очень убежден. Может быть, вместо заоблачных обещаний, которые никто не считает выполненными, и которыми вы сжигаете общественное доверие каждый раз, когда их даете (или, э-э, может быть, это происходит по другой причине)… люди действительно просто хотят более дешевый автомобиль, который может купить каждый.
Сделайте это.
Заряжайте свой электромобиль дома с помощью солнечных панелей на крыше. Найдите надежного и конкурентоспособного по цене установщика солнечных батарей рядом с вами на EnergySage, бесплатно. У них есть проверенные установщики, конкурирующие за ваш бизнес, обеспечивающие высококачественные решения и экономию 20-30%. Это бесплатно, без звонков отдела продаж, пока вы не выберете установщика. Сравните персонализированные предложения на солнечные батареи онлайн и получите консультацию от непредвзятых энергетических консультантов. Начните здесь. – реклама*
Лучший комментарий от MJE
Понравилось 40 людям
Я думаю, на макроуровне ответ очевиден. Они потеряли ориентиры. Нет реалистичного плана по продукту в краткосрочной перспективе.
Сам факт того, что автомобиль находился в киностудии, где все ненастоящее (декорации и т. д.), был намеком. Они слепили что-то, что могли продать настоящим верующим.
Генеральный директор трансформировал всю автомобильную промышленность в электромобили (просто традиционные автопроизводители еще не поняли этого) и теперь гонится за несбыточными мечтами. Его не интересует тяжелая, утомительная, кропотливая работа по постепенному улучшению и совершенствованию технологий электромобилей.
Tesla прибыльна и имеет достаточно хороший продукт на обозримое будущее. Особенно в США, где руководство традиционных автопроизводителей за 7 лет не продемонстрировало никакой способности создать что-либо столь же хорошее, как Model 3. Приходится задаваться вопросом, как это возможно? Семь лет, а им всего лишь нужно было скопировать, но даже этого они не смогли сделать.
Полный автопилот может быть так же далек, как и посещение Марса.
Смотреть все комментарии