
По мере того как электрические лодки медленно набирают долю рынка среди любителей отдыха на воде, новый вид бесшумных и эффективных скоростных катеров нацеливается на пассажиров. Электрические паромы на подводных крыльях скоро появятся на реках и озерах рядом с вами, и несколько компаний работают над тем, чтобы это стало реальностью.
Мне посчастливилось освещать тему электрических лодок на протяжении многих лет, и я видел почти все, что может предложить зарождающаяся отрасль. Но именно электрические лодки на подводных крыльях вносят самые большие изменения в привычное.
По сравнению с традиционными судами с V-образным корпусом или катамаранами, обычно используемыми в качестве паромов, лодки на подводных крыльях потребляют значительно меньше энергии для преодоления того же расстояния по воде. Подводные крылья, работающие подобно подводному крылу самолета, поднимают весь корпус лодки над водой. При значительно меньшем сопротивлении лодка фактически летит, используя всего 20% энергии, необходимой для глиссирующего судна.

Лодки на подводных крыльях существуют десятилетиями, но последние достижения заменили старые двигатели внутреннего сгорания электродвигателями, подняв эти лодки на новый уровень.
Безусловно, крупнейшим игроком в этой области является базирующаяся в Стокгольме компания Candela, которая впервые испытала свой прототип электрической лодки на подводных крыльях еще в 2016 году и занимается серийным производством с 2018 года. Компания начала с нескольких моделей электрических скоростных катеров для отдыха. Теперь ее новейшая модель, Candela P-12, выходит на коммерческий рынок для использования в качестве парома на реках, озерах и архипелагах, подобных тем, что окружают ее родные воды в Стокгольме.
P-12 проходит ходовые испытания с прошлого года, в преддверии первых коммерческих рейсов.
Один из первых операторов будет использовать ее на самом чистом озере в мире, озере Манапоури в Новой Зеландии, где ожидается, что она будет сокращать выбросы CO2 на 240 тонн в год, заменяя лодки с двигателями внутреннего сгорания.

Хотя Candela, несомненно, лидирует в отрасли, за последние пару лет появилось и множество других электрических лодок на подводных крыльях. Vessev, стартап из Окленда, Новая Зеландия, только что объявил об успешном завершении двухнедельных интенсивных испытаний на воде своего электрического парома на подводных крыльях VS-9.
«Мы испытывали VS-9 менее чем через две недели после ее первого полета, и она показала себя отлично, и даже больше», — объявил сегодня генеральный директор Vessev Эрик Лаакманн. «Во время некоторых наших тестовых сессий мы развивали скорость 25 узлов с порывами до 35, с соответствующей волной, и она плавно шла по волнам.
По данным компании, которая опубликовала видео ниже, испытания проводились в морских условиях с рябью и волнами средней высотой около 75 см (2 фута 6 дюймов) и пиковой высотой 100 см (3 фута 3 дюйма).
VS-9 рассчитана на перевозку до девяти пассажиров, хотя Vessev утверждает, что разрабатывает значительно более крупный паром на подводных крыльях вместимостью 100 пассажиров для крупных операторов.
Стартап по производству электрических лодок из Сан-Франциско, Калифорния, Navier также планирует выйти на рынок коммерческих паромов со своей первой моделью.
Представленная в 2023 году, Navier N30 анонсировала свою первую официальную пилотную программу в начале этого года. Сообщалось, что электрическая лодка на подводных крыльях сотрудничает с платежной платформой Stripe для перевозки своих сотрудников из пригородов Сан-Франциско в центр города.
Этот план продемонстрирует, как обычно часовая поездка на автомобиле может превратиться в гораздо более эффективную получасовую поездку на пароме на электрическом пароме на подводных крыльях.

Мнение Electrek
Я лично тестировал несколько электрических лодок на подводных крыльях, и меня всегда поражало, насколько легко ими управлять и насколько плавен ход.
На электрических лодках Candela я мог пересекать волны, оставленные круизными лайнерами, ощущая при этом лишь легкую рябь.
Паромы могут заменить значительное количество автомобилей в прибрежных городах, но сделать этот опыт более приятным и эффективным — ключ к тому, чтобы больше водителей отказались от своих автомобилей. С электрическими лодками на подводных крыльях поездки не только потребляют значительно меньше энергии, но и более плавные и приятные. Признаюсь, я подвержен морской болезни, но на электрической лодке на подводных крыльях я никогда не испытывал даже малейшего дискомфорта.
Посмотрите один из моих последних тест-драйвов электрических лодок на подводных крыльях ниже, где я прокатился на Candela C-8 по Стокгольму.