
Компания Arc построила первые образцы своего долгожданного электрического вейк-ботана Arc Sport мощностью 500 л.с., и у нас была возможность опробовать его в коротком тест-драйве в Лонг-Бич, Калифорния, и черт возьми, эта штука *летает*.
Arc — очень молодая компания, основанная в 2021 году в Лос-Анджелесе. Она ориентируется на рынок роскошных катеров, выпуская мощные электрические суда. Ее соучредители, Митч Ли и Райан Кук, — инженеры, познакомившиеся во время работы в Boeing.
С тех пор компания выросла до более чем 100 сотрудников, и, как утверждает компания, многие из них — бывшие работники SpaceX, Tesla и Rivian (как и любая другая стартап-компания, занимающаяся электромобилями).
Но, похоже, в этом что-то есть, поскольку Arc удалось привлечь более 100 миллионов долларов финансирования на данный момент — неплохая сумма для начала.
Arc Sport, анонсированный в феврале, — не первый катер Arc. Ранее компания выпустила Arc One — скоростной катер ограниченной серии стоимостью 300 000 долларов, из которых было выпущено всего 20 единиц.

Но Sport — это вейк-боат, более специализированный тип катера, и по сравнению с той моделью он просто *даром* — всего от 258 000 долларов. Карманные деньги, по сути (хотя ранние, полностью оснащенные модели «Founder’s Fleet» со всеми опциями и дополнительными возможностями обойдутся в 322 000 долларов).
Это отнюдь не дешево, но вполне конкурентоспособно по сравнению с более дорогими вейк-ботами от таких компаний, как Nautique или Malibu (у Nautique есть собственный электрический вейк-боат, который стоит от 312 000 долларов).

В последнее время вейк-боты набирают популярность как для обычных лодочных прогулок, так и для вейкбординга/вейксерфинга. Вейк-ботам требуется высокая мощность, а также специализированные управляющие поверхности и система управления балластом, чтобы создавать большую волну позади лодки, пригодную для серфинга.
Они также оснащены мачтой для крепления буксировочного троса, чтобы вейкбордисты могли подниматься на доску. Arc Sport имеет регулируемую мачту, которая поднимается и опускается, чтобы обеспечить более высокий угол для буксировки райдеров из воды или более низкую высоту, если это необходимо для маневрирования в марине.
Электрический привод имеет множество преимуществ для этого применения — многие из них знакомы нам по автомобильной индустрии. Во-первых, катаясь на вейкборде за Arc Sport, вы не задыхаетесь от выхлопных газов и не чувствуете головокружения от выхлопов всего в нескольких футах от вашего лица в и без того прекрасной природной среде озера. Это большой плюс.
Весовая нагрузка массивной батареи Sport емкостью 226 кВт*ч также не так значительна. Вейк-боты обычно выигрывают от большого веса в кормовой части лодки — и намеренно набирают воду в качестве балласта, чтобы корма была как можно ниже, чтобы создавать большую волну. Так что громоздкая батарея, расположенная низко в корме, идеально подходит для этой цели.
И, как и в электромобилях, электродвигатель обладает высоким крутящим моментом при нулевых оборотах, что означает, что у него… *МАССА УСКОРЕНИЯ.*
Arc использовал тихоходный (2000 об/мин) мотор от грузовика с прямым приводом (без коробки передач) для снижения шума и трения, а также обеспечения высокого крутящего момента, что означает, что нас буквально выбило из кресел, когда они в первый раз дали полный газ. Arc утверждает, что крутящий момент вдвое превышает показатели конкурирующих катеров, и это действительно ощущалось.
Электродвигатель также проще разместить там, где вам нужно, поэтому нет необходимости в большой, шумной, горячей и вибрирующей массе в центре лодки (где часто располагаются двигатели), что облегчает использование этого пространства для общения или передвижения по лодке. Двигатель в данном случае расположен достаточно центрально, под палубой лодки.
На низких скоростях лодка довольно тихая, и через пол ощущается легкая вибрация, но гораздо меньше, чем от двигателя внутреннего сгорания. Хотя между шумом плещущейся воды, порывами ветра и 500 лошадиными силами, на скорости, ограниченной электроникой в 40 узлов, становится немного шумнее.
Я сам провел немало времени на лодках, вырос рядом с гаванью и в семье моряков. Не так много из этого времени было посвящено управлению чем-то впечатляющим, но я управлял несколькими лодками здесь и там. Что касается электрических лодок, до этого момента я управлял только Duffy и подобными — тихоходными круизными катерами, ничего подобного этому.
После короткой демонстрационной поездки от Arc пришло время мне взять штурвал и прокатиться. Я сделал несколько восьмерок, создавая волну, чтобы самому по ней проехать, и почувствовал это экстремальное ускорение самостоятельно (к которому было… легче привыкнуть, когда я был к нему готов).

И как только я начал, мне действительно не хотелось останавливаться (но опять же, так часто бывает в день катания на лодке, не так ли?). Лодка отлично управлялась на гладкой воде, на которой мы ее тестировали, и в более неспокойной воде, когда я создавал волны, чтобы прорваться сквозь них.
Кресло капитана было немного тесновато для ног, но это регулируется, и Arc планирует увеличить диапазон регулировок в производственной версии. А акселератор был довольно резким, что неизбежно при такой мощности, но Arc думает об оптимизации карты педали акселератора, что, я думаю, было бы хорошей идеей. К счастью, Arc имеет полный контроль над программным обеспечением лодки, поэтому такие доработки возможны, и даже могут быть режимы вождения, выбираемые пользователем.

Это еще один способ, которым Arc выделяется: благодаря элегантному современному интерфейсу, который можно обновлять по воздуху. Некоторые лодки имеют возможность обновлять карты по воздуху, но Arc утверждает, что является первой компанией, способной предоставлять обновления программного обеспечения, глубоко интегрированного в лодку, аналогично Tesla.
Интерфейс, который мы видели, не был финальным, но то, что мы видели, работало хорошо и обладало различными возможностями настройки, такими как простые элементы управления для регулировки волны, крена лодки в воде или просмотра одной из трех камер лодки. Одна интересная особенность — небольшая красная полоска на дисплее пилота, показывающая, когда рулевое управление находится в центральном положении, что легко упустить из виду на лодке.

Мы не тестировали какие-либо функции подключения/приложения, но удаленное управление зарядкой, проверка камер на лодке и тому подобное кажутся естественными функциями, которые появятся в будущем.
Что касается практических аспектов, то Arc Sport имеет длину 23 фута, комфортабельные места для 15 человек (хотя убедитесь, что вы держитесь за что-нибудь, когда пилот нажимает на газ), много подстаканников (Arc сообщила нам, что в финальной версии их может быть еще больше), много места для хранения под сиденьями и на кормовой палубе (еще одно преимущество электрического привода — больше места там, где мог бы быть двигатель), а также крепления для досок на регулируемой мачте.
Он также оснащен боковыми подруливающими устройствами на носу и корме, которые помогают при точном маневрировании, что может быть очень полезно при швартовке, особенно для менее опытных пилотов.
И обслуживание должно быть проще. Лодки — это общеизвестно хлопотный объект для поддержания в хорошем рабочем состоянии, учитывая, что они буквально всю свою жизнь проводят пришвартованными в агрессивной среде, полной странных растений и животных. Здесь это не отличается, но, по крайней мере, вам не придется беспокоиться о порче топлива или консервации лодки на зиму.
Большинство пристаней имеют подключение к сети 240 В для берегового питания, и катера Arc могут оставаться подключенными (хотя при обслуживании 7-10 кВт полный заряд батареи 226 кВт*ч занимает 20-30 часов, редко когда вы будете использовать лодку более ~4 часов в день). И это гораздо дешевле, чем платить по ставкам марины за бензин. Sport также способен заряжаться от CCS DC мощностью 225 кВт для тех немногих марин, которые установили станции быстрой зарядки постоянным током (есть одна в Тахо).

Вот мы и подошли к вопросу «запаса хода», который для лодок имеет свою специфику. Arc утверждает, что большая батарея рассчитана на 4-5 часов использования, хотя это сильно зависит от того, что вы делаете. Если вы просто спокойно перемещаетесь на низкой скорости, это время значительно увеличится. Если вы постоянно стартуете и останавливаетесь или двигаетесь на высокой скорости, вы будете расходовать гораздо больше энергии (вода плотнее воздуха, поэтому скорость значительно влияет на эффективность на воде).
Arc сообщил, что вывел лодку на остров Каталина, который находится в 26 милях через море от побережья Калифорнии. На пути туда они соблюдали экономичный режим и израсходовали около 10% заряда батареи. Затем они переночевали и на следующий день на высокой скорости вернулись на материк, имея около 35% заряда по прибытии. Таким образом, поездка на более высокой скорости потребовала примерно в 5 раз больше энергии, чем поездка на низкой скорости (возможно, также были различия в ветре/волнах). И 50+ миль по океану с запасом хода — это вполне хороший день или два катания на лодке.
Но в большинстве случаев эти машины будут использоваться на озерах или в спокойных водах, поэтому этого должно быть более чем достаточно для отличного дня.

И в прекрасной озерной среде основное преимущество электрической лодки становится исключительно очевидным. Это чувствительные и замкнутые экосистемы, поэтому добавление чего-либо постороннего может действительно нарушить их. Чем меньше ерунды мы приносим в озера в виде выхлопов, масла и прочего, тем лучше.
Тишина и отсутствие выхлопов действительно улучшают впечатления от катания на лодке, но, к сожалению, у Arc нет решения одной проблемы: остальных. Во время катания по воде мы все еще иногда ощущали запах от проходящих мимо лодок, а поверхность воды у пристаней была все еще маслянистой из-за активности других лодок.

И это изменится — некоторые марины и озера уже выдают отдельные регистрационные номера для электрических лодок и взимают значительную дополнительную плату за спуск лодок с бензиновыми двигателями из-за наносимого ими ущерба окружающей среде, который не платят электрические лодки. Местные усилия по очистке озер весьма сильны — обилие наклеек «Keep Tahoe Blue» по всей Калифорнии предполагает, что по мере появления новых вариантов ограничения для более грязных опций могут возрасти.
Так что давайте сосредоточимся на главном — Arc Sport не только дорогой, но и способный игрушка, он также является авангардом отрасли, которая вот-вот изменится к лучшему. Вся наша Земля нагревается и загрязняется с каждым галлоном нефти, которую мы выкачиваем из нашей драгоценной планеты, так почему бы не оставить часть ее глубоко под землей, где ей и место, вместо того чтобы на поверхности наших озер и марин.
Arc начинает свой общенациональный демо-тур сегодня, на который вы можете зарегистрироваться здесь. Это еще не полностью серийные лодки, но они близки к этому. Arc начала принимать заказы (вы можете зарезервировать одну за 500 долларов) и планирует доставить лодки «в этом году» (все лодки из Founder’s Fleet будут доставлены к следующему лету), с конечной целью производства «сотни» в год.
