
Formula E представила свой новый болид «Gen3 EVO» — обновленную версию болида Gen3, который дебютировал в прошлом сезоне, перед уик-эндом Formula E в Монако.
Новый болид будет использоваться в следующем сезоне и представляет собой, по сути, промежуточное обновление болида Gen3, который используется в прошлом и текущем сезонах. Следующее поколение болидов, Gen4, ожидается не раньше 2027 года.
Болид Gen3 был представлен как более легкий и мощный по сравнению с предыдущим поколением, с большими обещаниями относительно того, насколько быстрее он будет в гонках.
Он также отличался довольно уникальными дизайнерскими решениями. Самое большое отличие — добавление переднего двигателя, но этот двигатель использовался только для торможения, а тормозные колодки задних колес были полностью убраны, и вместо них задняя ось тормозится только задним двигателем с помощью рекуперативного торможения, обеспечивая общую мощность рекуперативного торможения в 600 кВт.
Однако Gen3 оказался не намного быстрее. Это часто случается с новыми гоночными болидами, когда команды привыкают к их настройке и использованию, но команды испытывали трудности с реализацией доступной им дополнительной мощности.
В то же время серия сменила поставщика шин, и новые шины могли стать ограничивающим фактором.
Теперь болид Gen3 призван решить обе эти проблемы одновременно. Hankook предоставил более цепкие шины (с увеличенным на 5-10% сцеплением и изготовленные на 35% из переработанных материалов), которые должны помочь реализовать часть дополнительной мощности болида, а Formula E предприняла весьма уникальный шаг (в мире формульных болидов), активировав передний двигатель болида Gen3 не только для рекуперации, но и для тяги — таким образом, сделав свои болиды полноприводными.

Включение переднего двигателя в Gen3 заставило многих, в том числе и нас, предположить, что он будет активирован не только для рекуперации, но и для передачи мощности.
Полноприводные одноместные болиды с открытыми колесами существовали и раньше, но они были опробованы лишь несколько раз. В настоящее время другие одноместные болиды с открытыми колесами (такие как F1, IndyCar и другие) являются только заднеприводными.
В последнее время полный привод стал популярен на серийных автомобилях, поскольку он улучшает ускорение и управляемость. А в электромобилях его довольно легко реализовать, поскольку можно просто установить второй двигатель на другую ось и подключить к нему несколько кабелей, вместо того чтобы прокладывать приводные валы и трансмиссионные механизмы по всему автомобилю, чтобы передать мощность от одного двигателя внутреннего сгорания на две отдельные оси.
Однако любители спорткаров и гонок часто предпочитали задний привод, поскольку он делает автомобили более резкими и сложными в управлении, что лучше демонстрирует мастерство водителя.
Поэтому Formula E разрешит полный привод только в определенных ситуациях. Во время отборочных заездов, стартов гонки и во время активации «атакующего режима» — временного увеличения мощности на 50 кВт, которое получает каждый пилот в определенные моменты гонки.
Одной из претензий к болидам Gen3 было то, что «атакующий режим» было трудно использовать, поскольку болид, казалось, не мог должным образом использовать эти дополнительные 50 кВт. Активация переднего двигателя должна дать пилотам огромное преимущество — более быстрое ускорение в поворотах и на выходе из них является огромным плюсом.
Хотя цифры разгона до 100 км/ч не имеют большого значения для гоночного болида — они находятся на отметке 0 км/ч только в одном месте, на старте гонки, — ускорение по-прежнему важно для выхода из поворотов и дает постоянное преимущество на всем прямом участке, если вы можете выйти из поворота лучше, чем другой гонщик. А Gen3 EVO может похвастаться поистине впечатляющими показателями разгона до 100 км/ч: 1,82 секунды.
Этот показатель разгона до 100 км/ч на 30% быстрее, чем у болида F1, и на 36% быстрее, чем у болида Gen3, благодаря переднему двигателю, который помогает тянуть болид вперед с 4 точками контакта вместо 2.
Кроме того, несколько изменился дизайн болида. Нос и переднее антикрыло были переработаны с (возможно, чрезмерно) угловатого дизайна оригинального болида Gen3. За последнее полтора сезона болиды часто сталкивались с повреждением переднего антикрыла, поэтому, надеемся, новое антикрыло будет более прочным.




В целом, Formula E утверждает, что новый болид может быть на 1-3 секунды быстрее на круге, в зависимости от трассы и использования системы полного привода. Это было бы довольно существенным улучшением по времени на круге, но нам предстоит увидеть, как это проявится, когда наступит следующий сезон.
Теперь, если бы еще можно было увидеть зарядку мощностью 600 кВт во время гонки, над которой они работают…
Новый болид Gen3 EVO начнет использоваться в следующем сезоне, но если вы хотите увидеть в действии текущий болид Gen3, вы можете посмотреть его на этих выходных на Formula E в Монако.
Основная гонка начнется в 6 утра по тихоокеанскому времени, 9 утра по восточному времени, 13:00 UTC и 15:00 по местному времени Монако в субботу, 27 апреля. В США все сессии, кроме гонки, будут доступны на канале Roku, тренировочные сессии — на YouTube Formula E, а гонка — на CBS/CBS Sports Network. Чтобы узнать, как посмотреть гонку в других странах, перейдите на сайт Formula E Ways to Watch.