
Недавно я совершил поездку в Китай, где мне представилась возможность посетить один из многочисленных глобальных заводов Yadea, используемых для производства широкого спектра легких электромобилей различных моделей и стилей. Являясь крупнейшим в мире производителем электромобилей, это была возможность увидеть, как самые популярные виды электромобилей — а именно электровелосипеды, электросамокаты и электрические трехколесные транспортные средства — производятся на современных заводах с высокоуровневыми процессами контроля качества. Впечатления были совершенно поразительными и превзошли мои ожидания!
На самом деле, одним из самых больших сюрпризов моего пребывания на заводе стало то, сколько усилий уделяется контролю качества на всех этапах. Это было в таких масштабах, что, честно говоря, я был удивлен.
Я не говорю это с пренебрежением. Просто, как и большинство людей, я, вероятно, был немного дезинформирован до этой поездки. Термин «китайское производство» заставляет большинство из нас на Западе думать о снижении затрат и конкурентоспособных ценах — а не о высокоавтоматизированном производстве и многоуровневых гарантиях качества. Но с огромными масштабами Yadea появилась возможность глубоко инвестировать в те особенности, которые мы ранее ассоциировали с ушедшей эпохой западного производства.

И я не преувеличиваю, когда называю Yadea «огромной». Это был всего лишь один из восьми мировых заводов, и этот завод занимал более 1000 акров (это примерно 750 американских полей для регби). И это только Фаза I завода, который был построен всего несколько лет назад. Фазы II и III будут еще больше, добавляя гораздо больше производственных мощностей.
Yadea уже является известным брендом по всей Азии, где она доминирует на рынках скутеров, велосипедов и других устройств микромобильности. В прошлом году с производственных линий компании сошло более 16 миллионов двухколесных электромобилей. Yadea называет себя крупнейшим в мире производителем электромотоциклов, но также является вторым по величине производителем мотоциклов в целом. При годовом объеме производства 16 миллионов компания находится в пределах прямой видимости, чтобы обогнать Honda с 18 миллионами единиц в год. И это еще более впечатляет, учитывая, что Yadea производит исключительно электромобили, в отличие от Honda, которая почти исключительно производит мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания.
В настоящее время Yadea расширяет свое присутствие в Европе и недавно нацелилась на крупномасштабное расширение в Северной Америке. Это означает, что американцы скоро получат доступ к некоторым впечатляющим по дизайну и качеству сборки легким электромобилям Yadea (хотя в основном начиная с более легких электровелосипедов и самокатов).
Посмотрите мое видео ниже, чтобы лично увидеть завод Yadea и присоединиться ко мне во время тест-драйва нескольких электровелосипедов, электросамокатов, электромопедов и электрических трициклов Yadea. Вы не захотите это пропустить!
Моя экскурсия началась в одном углу огромного завода в Цзиньчжай, где я наблюдал, как ряды машин для литья пластмасс под давлением работали в ритме, штампуя различные детали и компоненты в форме скутера. Здесь производятся многие кузовные панели, кожухи и другие формованные детали электрических скутеров и электромопедов Yadea. Многие небольшие компании передают производство таких компонентов на аутсорсинг, но Yadea делает все это собственными силами, чтобы лучше контролировать процессы и, следовательно, качество деталей.
Машины работают в основном автономно, хотя несколько рабочих наблюдают за машинами и могут вмешаться при необходимости. Я заглянул на несколько производственных линий и увидел, как некоторые машины производят узнаваемые детали, такие как кожухи вокруг дисплеев руля и багажные отсеки под сиденьями мопедов, при этом каждый готовый компонент двигается по конвейерной ленте к стопке готовых деталей.
Здание было огромным и уже вмещало 24 машины для литья под давлением, каждая размером с мою комнату в общежитии. Однако зона здания, где в настоящее время хранились стопки только что произведенных деталей, уже была огорожена участками, где вскоре будут установлены новые машины для литья под давлением. Мне сказали, что здесь планируется использовать 60 таких массивных машин. Yadea продолжает выпускать новые модели электромобилей и увеличивать продажи по всему миру, а это означает, что компания всегда наращивает собственные мощности по производству комплектующих, чтобы соответствовать этим тенденциям.


Оттуда мы пересели на милый маленький электрический шаттл и переехали в другое здание комплекса, где происходит сварка.
Это конкретное сварочное здание было оборудовано для трехколесных транспортных средств Yadea, которые, по сути, являются легкими фермерскими грузовиками Китая. Так же, как вы видите множество изношенных пикапов F-150 по всей сельской Америке, вы видите эти электрические трехколесные транспортные средства по всему сельскому Китаю. Именно поэтому, несмотря на то, что скутеры и мопеды Yadea строятся в основном как для внутреннего, так и для международного рынков, их трехколесные транспортные средства продаются практически только в Китае.
Я думаю, что они могли бы стать чрезвычайно мощными утилитарными транспортными средствами в США, но это уже другая история для другой статьи. А пока я получил возможность увидеть, как производятся эти местные версии пикапов. И я был удивлен тем, насколько автоматизировано производство.
Роботизированная сварка, кажется, берет на себя большую часть изготовления, причем транспортные средства проходят от стальных труб и листового металла до в основном сформированных трициклов, никогда не касаясь земли. Лазерная резка гарантирует, что каждый необработанный подкомпонент вырезан до точного размера и имеет гладкие края. Детали передаются от машины к машине, иногда роботами, а иногда руками человека, пока с другой стороны не выйдут полные рамы.

Когда рамы закончены сваркой, готовые детали ждут многоэтапной электрофорезной обработки для коррозионной стойкости, а затем роботизированной покраски.
Мне не разрешили пройти через зону покраски, потому что она закрыта для обеспечения чистоты для машин роботизированной покраски, но я смог увидеть массивное оборудование для защиты окружающей среды, которое фильтрует воздух, выходящий из покрасочной секции завода, гарантируя, что любые вредные выбросы от аэрозольной краски и химикатов для обработки фильтруются, а не просто выбрасываются в атмосферу.
Опять же, я определенно отправился в этот тур с некоторыми предвзятыми представлениями, которые оказались ложными. Это не означает, что в некоторых районах нет загрязняющей тяжелой промышленности, но современные заводы, такие как Yadea, прилагают большие усилия для сокращения выбросов. Воздух вокруг завода был идеально чистым, трава была зеленее, чем моя трава дома, а дворы вокруг здания были настолько красивыми, что я бы посидел там и устроил пикник, если бы было время. Усилия, приложенные для создания чистой и комфортной рабочей среды, приносят дивиденды сейчас и в будущем.

Затем мы переместились в еще одно огромное здание на территории завода, на этот раз там, где происходит сборка нескольких различных моделей электросамокатов и электромопедов. Трудно оценить масштаб внутри этих огромных зданий, но мне сказали, что площадь здания составляет около 450 000 квадратных футов, или примерно 10 акров. Внутри было настоящее футбольное поле, но об этом чуть позже.
В здании находилось 18 сборочных линий, каждая из которых производила новую модель электровелосипеда, электросамоката или электромопеда. Стелажи с рамами, сваренными в другой части завода, поступают в начало каждой производственной линии, где они сканируются и загружаются на линию. Пустые рамы движутся по линии, а рабочие устанавливают все компоненты.
За считанные минуты пустые рамы получают двигатели, контроллеры, аккумуляторы, проводку, освещение, кузовные панели, сиденья и многое другое. Балет подвесных стеллажей с компонентами автоматически опускается с потолка в точно нужное место, чтобы рабочие могли брать детали из воздуха и устанавливать их на скутеры. Все спроектировано так, чтобы быть максимально эффективным и комфортным, с минимальной необходимостью наклоняться или напрягаться.


По моим ощущениям, новый электровелосипед сходил с конвейера примерно каждые 25-30 секунд, а электромопед — каждые 40 секунд.
Похоже, что пустая рама мопеда проходила по сборочной линии около 20 минут и выходила с рампы в конце уже полностью функционирующим электросамокатом.
Трехколесные транспортные средства, похоже, требуют больше времени: один электротрицикл сходил с линии примерно каждые пять минут.

Оттуда еще больше рабочих принимают скутеры и начинают проходить многоэтапную инспекцию, чтобы убедиться, что все собрано правильно и все функции скутера работают должным образом. Такие вещи, как сход-развал колес, момент затяжки, электрические соединения, уровни освещения/звука и многие другие важные области, проверяются в рамках проверок качества на конце линии.
Как только транспортные средства получают одобрение, их относят к другому подъемнику, который медленно поднимает их с земли и перемещает по воздуху в другую часть завода.
Каждое из зданий соединено серией мостов-переходов. Там рельсы, на которых подвешены готовые транспортные средства, могут перемещаться между различными зонами обширного комплекса, даже когда идет дождь или снег.

Я упомянул футбольное поле в центре этого заводского здания, и я не шутил. Там есть целое искусственное поле. На самом деле, раньше там была настоящая трава, но для хорошего солнечного освещения приходилось открывать мансардные окна, из-за чего, по словам рабочих, здание сильно нагревалось летом. Поэтому вместо этого его превратили в поле с искусственным покрытием.
Оно используется для различных мероприятий: от спортивных игр во время перерывов до проведения корпоративных мероприятий и презентаций. Когда я проходил мимо, на поле были установлены несколько моделей электросамокатов, оставшихся с недавнего мероприятия. Поле вы можете увидеть в моем видео в начале этой статьи.
В конце поля также есть библиотека с дюжиной книжных полок, расположенных в виде прямоугольника, образующего небольшую читальную комнату с столами и стульями. Работники могут читать книги там или брать любые книги, которые им нравятся (книги бесплатны, и компания регулярно их обновляет).

Последняя зона, которую я успел осмотреть на заводе, была зона комплектации готовых трехколесных транспортных средств, которые были готовы к отправке в местные магазины (Yadea насчитывает более 40 000 фирменных магазинов по всему миру). Также был установлен стенд, демонстрирующий сырье на различных этапах производства: от необработанных стальных труб до покрытых деталей рамы и окрашенных панелей. Они подчеркнули качество каждого этапа, например, как необработанные трубы рамы подвергаются такой точной лазерной резке, что края получаются гладкими и ощущаются как заводские.
Несмотря на то, что в последнее время я чаще всего ношу шляпу журналиста/ютубера, у меня действительно есть диплом инженера-механика, который я иногда достаю с полки. В молодости я также много лет работал токарем в механической мастерской и ранее управлял собственным производством, поэтому у меня есть хотя бы поверхностное представление о том, что я видел на каждом этапе производства на заводе.
Могу сказать, что из всех заводов по производству легких электромобилей, которые я посетил в нескольких странах мира, я никогда не видел, чтобы производство работало более профессионально, чем то, что я видел в Yadea. Внимание к деталям, уровень автоматизации и даже забота о потребностях рабочих — все это было просто на высоте всего, что я видел раньше.

И это было все до обеда!
После первой части экскурсии мы отправились в столовую для сотрудников, где я мог выбрать все, что хотел, из обширного меню а-ля карт. Это тоже меня удивило.
Хотя я не ожидал, что рабочие будут есть кашу, я был застигнут врасплох тем, насколько вкусной была еда! И это была не какая-то столовая для посетителей (у многих фабрик есть VIP-столовые сбоку, и я ел там раньше). Я ел там, где едят все заводские рабочие, — в народной столовой, великом уравнителе. И я знаю это, потому что весь мой обед прошел под пристальным взглядом сотен людей, которые видели меня как единственного белого парня в комнате. Я определенно поймал несколько человек, фотографирующих меня. Но это круто, я просто сказал им, что я Киану Ривз.

После обеда, увидев, как и где производятся транспортные средства Yadea, я провел остаток дня, с удовольствием тестируя большинство из них!
Экскурсия по заводу была впечатляющей, но именно на испытательном полигоне и полигоне компании я получил наибольшее удовольствие! Чтобы узнать, как это прошло, вам придется дождаться второй части этой истории, которая выйдет через пару дней (или вы можете просто посмотреть видео в начале этой статьи, которое включает обе части вместе для большого предварительного просмотра!).