
Я езжу с бета-версией Full Self-Driving (FSD) от Tesla уже около двух лет, и за это время она спасла меня один раз и дважды пыталась убить.
Как мне к этому относиться?
Обещание
В 2016 году я с энтузиазмом слушал, как Илон Маск объявляет, что отныне каждый новый автомобиль Tesla будет оснащен всем необходимым оборудованием для автономного вождения посредством будущих обновлений программного обеспечения.
У меня тогда была старая Model S, и я не мог позволить себе новую, но мне очень понравилась идея, что можно купить автомобиль, и в будущем он сможет стать полностью автономным.
В 2018 году я купил Model 3 с обещанием, что она станет полностью автономной. Я приобрел пакет Full Self-Driving Capability за 5000 канадских долларов (сейчас 16000 канадских долларов).
Вскоре после того, как Маск объявил, что все новые Tesla оснащены всем необходимым оборудованием для автономного вождения благодаря бортовому компьютеру, камерам, радару и ультразвуковым датчикам, он все же дал понять, что может потребоваться модернизация компьютера.
Это нормально. В 2019 году Tesla отправила мобильного техника ко мне домой, который быстро заменил мой компьютер HW2 на новый компьютер HW3/для автономного вождения.
С 2019 года Маск, по сути, заявлял, что Tesla будет предоставлять возможность автономного вождения к концу каждого года, но сейчас 2024 год, и этого не произошло.
Доставка
Я годами пользовался функциями Autopilot в своей Model 3. Эта система устраняет некоторые рутинные задачи при вождении на шоссе и позволяет вам сосредоточиться на том, чтобы держать глаза на дороге и быть готовым в любой момент взять управление на себя.
Однако это не полностью автономное такси, как мне обещали.
Вместо этого Tesla выпустила бета-версию Full Self-Driving (FSD). Эта функция позволяет автомобилю самостоятельно проходить перекрестки, городские улицы и шоссе. Автомобиль фактически управляет собой сам. Однако Tesla не берет на себя ответственность за это. Водитель всегда несет ответственность и должен быть готов в любой момент взять управление на себя.
Сама по себе система впечатляет, но это не роботакси, которое обещала Tesla. Она способна с высокой точностью отображать свое окружение и может ориентироваться на сложных перекрестках, но часто выходит из строя опасным образом.
Я получил бета-версию FSD в начале 2022 года. Вскоре после этого я попробовал ее в горах Блю-Ридж, и у меня был ужасный опыт.
Когда я проходил резкий правый поворот, FSD Beta решила остановиться на полпути в повороте и выровняла руль. Если бы я мгновенно не схватился за руль и не нажал на тормоз, мы бы слетели со скалы (примерно на 12:30 в этом видео):
Это была очень страшная ситуация. К счастью, я был предельно бдителен, потому что это был один из первых раз, когда я ею пользовался. Я могу представить, что если кто-то станет самодовольным в отношении системы, это может быть супер опасно, так как у меня была лишь доля секунды, чтобы среагировать.
Это был не единственный раз, когда FSD Beta чуть не убила меня.
В прошлом году я тестировал более свежее обновление FSD Beta (v11.4.7), которое объединило Autopilot (вождение по шоссе) с FSD Beta от Tesla.
Я ехал по шоссе в режиме FSD Beta со скоростью 118 км/ч (73 мили в час) по направлению к Монреалю, и система автоматически перестроилась в левую полосу, чтобы обогнать автомобиль.
Когда я обгонял автомобиль, я почувствовал, как FSD Beta агрессивно уходит влево, к разделительной полосе.
Мне удалось вернуть автомобиль на дорогу, что отключило FSD Beta. Это было очень страшно, так как я чуть не потерял контроль, исправляя действия FSD Beta, и опять же, я обгонял другое транспортное средство. Я мог бы столкнуться с ним, если бы перекрутил руль.
Через несколько мгновений я снова дал FSD Beta шанс, думая, что, возможно, понял, что пошло не так, и мне даже удалось воспроизвести проблему.
Когда я снова перестроился в левую полосу, я был гораздо более внимательным, и когда FSD Beta снова начала уходить влево к разделительной полосе, на этот раз я увидел один из тех участков для разворота экстренных служб:

FSD Beta попыталась въехать в него на полной скорости. Мне снова удалось исправить ситуацию вовремя и отправить в Tesla отчет об ошибке, хотя система отключилась раньше, чем я успел объяснить, что произошло. Если они смогут просмотреть видео, все должно быть ясно.
Это очень опасное поведение, так как у меня не было бы места для замедления, если бы я въехал на разделительную полосу на высокой скорости, или я мог бы врезаться в другое транспортное средство, если бы перекрутил руль вправо. У меня также была лишь доля секунды, чтобы среагировать.
Это было действительно опасное поведение — попытка съезжать на выезды и разделительные полосы, когда не следует — оно было присуще Autopilot на ранних этапах, но для FSD Beta это было ново.
Теперь, в другой раз, FSD Beta фактически спасла меня. Я стоял в пробке в среднем ряду на шоссе, и меня отвлекло то, что, казалось, произошло почти столкновение справа, и автомобиль, подающий звуковой сигнал. Пока это происходило, автомобиль, двигавшийся с правой полосы, подрезал меня, когда я отворачивал голову, и я считаю, что FSD Beta отреагировала на подрезавший меня автомобиль раньше меня, потому что я смотрел направо.
Tesla FSD Beta сейчас находится на 12-й версии, и автопроизводитель еще не предложил четкого пути к принятию ответственности за систему и выполнению своего обещания о полной автономности.
Мнение Electrek
Теперь вы можете возразить, что это в целом положительный результат. Мне удалось исправить FSD Beta дважды, когда она чуть не убила меня, а если бы она не отреагировала в пробке в последнем примере, я, скорее всего, попал бы в аварию.
Я соглашусь с этим. Мой общий вывод таков: безопаснее ездить с FSD Beta, чем без нее, при условии, что вы уделяете столько же или больше внимания, сколько уделяли бы при вождении без нее.
Я думаю, что главная проблема заключается в том, что люди слишком самоуверенны в отношении системы. Конечно, вы открываете себя для этого, когда решаете назвать ее «Full Self-Driving». Я знаю, что Tesla говорит людям всегда быть внимательными, и это хорошо, но этого может быть недостаточно на фоне всей раскрутки этой возможности.
Генеральный директор компании постоянно говорит, что следующее обновление FSD Beta будет «сводящим с ума», и он делится видео «поездок без вмешательства» от своих поклонников. Например, Маск часто делится видео Омара Кази, известного как Wholeblogmars на X. Он делится видео как примерами невероятной производительности системы FSD Beta, но они не совсем отражают среднестатистический опыт.
Во-первых, они почти все из Калифорнии, и Tesla признает, что система лучше работает в Калифорнии, где и происходило большинство тренировок.
Кроме того, Кази, очевидно, использовал сторонний продукт, чтобы избежать стандартных предупреждений о необходимости держать руки на руле, что делает его видео нерепрезентативными для того, как люди используют систему или должны ее использовать.
Эти вещи могут способствовать чрезмерной уверенности людей в FSD Beta. Вам не нужно много времени проводить в социальных сетях, чтобы найти людей, злоупотребляющих Autopilot и FSD Beta от Tesla.
Tesla должна уделять больше времени осуждению таких вещей и четко давать понять, что функция, которую они называют Full Self-Driving, пока не соответствует своему названию. Но это трудно сделать, потому что каждый раз, когда Tesla это делает, это подчеркивает ее собственную неспособность выполнить свое обещание.
Годами Маск утверждал, что Autopilot и FSD Beta от Tesla безопаснее обычного вождения, но он не подкреплял это убедительными данными.
Tesla раньше публиковала свой отчет о безопасности Autopilot, но данные были крайне ограничены в подтверждении точки зрения Маска, и автопроизводитель резко прекратил производство этих отчетов и публикацию данных более года назад.
Я считаю, что Tesla, и особенно Маск, должны быть гораздо более консервативны в своем подходе, пока они не смогут фактически подтвердить свои утверждения четкими данными.
Лучший комментарий от Stan Ackman
Понравилось 31 человеку
Проблема AP и FSD в том, что они делают вождение более напряженным, так как приходится постоянно готовиться к серьезной ошибке системы. Даже одно лишь фантомное торможение заставило меня решить, что я предпочел бы вообще не использовать AP, даже во время поездки по шоссе, когда рядом никого нет.
Смотреть все комментарии